ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4153/2018 от 21.06.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья Калиниченко Н.А. № 33-4153/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2018 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Кульковой С.И.,

судей Дроздова В.Ю., Мироненко М.И.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ханты-Мансийского районного суда от 13 марта 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда в городе Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказать».

Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., объяснения истца ФИО1 настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры (далее – Пенсионный фонд), обосновывая свои требования тем, что решением № 792 от 29.08.2017 года ответчик отказал ему в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. С отказом ответчика он не согласен. На момент обращения к ответчику ему исполнилось 56 лет, общий трудовой стаж составляет более 30 лет, из них 17 лет 10 мес. стажа в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, что соответствует 12 годам работы в районах Крайнего Севера. С учетом уменьшения возраста имеет право на получение пенсии в 56 лет, а не в 60 лет (с 30.01.2021 г.) по утверждению ответчика. Просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию по старости с 05.05.2017 года.

В отзыве на иск ответчик не признал исковые требования. У истца не выработан стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, страховой стаж истца на дату обращения составлял 19 лет 09 мес. 08 дн. (требуется не менее 25 лет), в том числе стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 14 лет 09 мес., что соответствует 11 годам работы на Крайнем Севере (требуемый мужчинам для возраста 56 лет не менее 12 лет работы в районах Крайнего Севера).

В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истца ФИО2 настаивали на удовлетворении исковых требований.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает те же доводы, что в исковом заявлении. Не согласен с толкованием примененных судом норм права о страховых пенсиях, о трудовых пенсиях, о страховых взносах, т.к. данные нормы права указывают на иностранных граждан, постоянно (временно) проживающих на территории РФ как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральными законами РФ. Суд не учёл, что он до получения гражданства РФ (16.04.2010 г.) имел разрешение на работу на территории РФ, трудился на МП «Городские электрические сети» МО г. Ханты-Мансийск (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), где трудится и по настоящее время, имеет равные права на получение пенсии с гражданами Российской Федерации. Суд посчитал законными действия ответчика по учету стажа только за периоды работы, за которые работодатель уплачивал страховые взносы, что не соответствует п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Суд указал, что истец был застрахован в системе обязательного страхования 27.07.2005 г., а страховые взносы производились с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года. По мнению суда, данные выплаты были возможны без страхования истца в системе обязательного пенсионного страхования. Суд не дал оценки тому, что работодатель производил страховые выплаты в Пенсионный фонд РФ за 28.09.2010 год также за период с 01.01.2017 г. по 05.05.2017 г.; истец являлся иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ, с 01.01.2010 года по 31.03.2010 года, за указанный период выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (гражданско-правовым договорам) не подлежали обложению страховыми взносами в силу п. 15 ч.1. ст. 9 Федерального закона 24.07.2009 года № 212-ФЗ. Суд не исследовал обстоятельства подтверждения статуса истца иностранного гражданина (основания проживания на территории РФ в период с 13.06.2001 г. (начало работы в электросетях) по 16.04.2010 года (получение гражданства РФ)). Законом РФ от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ в статью 7 Федерального закона № 167-ФЗ были внесены изменения (вступили в действия 01.01.2005 г.), застрахованными лицами являются временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по трудовому договору.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.

Исследовав материалы гражданского дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - № 400-ФЗ), регулирующий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Частью 1 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - № 167-ФЗ), проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 3 данной статьи, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином - является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.

Пунктом 1 статья 7 Федерального закона № 167-ФЗ к застрахованным лицам отнесены лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору.

Руководствуясь указанными нормами права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 был застрахован в системе обязательного страхования с 27.07.2005 года, в соответствии с законодательством, действующим в спорные периоды, ответчиком обоснованно включены для расчета права на пенсию периоды работы с 26.05.1992 года по 01.06.1994 года, с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года, с 01.01.2005 года по 31.12.2009 года, с 01.04.2010 года по 27.09.2010 года, с 29.09.2010 года по 31.12.2016 года, за которые работодатель уплачивал страховые взносы. По иным периодам страховые взносы не уплачивались в силу того, что истец являлся иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, то есть не относился к лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию. Подсчитанный ответчиком стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в количестве 14 лет 09 мес. 03 дн. равен 11 годам 24 дн. работы в районах Крайнего Севера, что недостаточно для назначения пенсии.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 13 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Кулькова С.И.

Судьи Дроздов В.Ю.

Мироненко М.И.