Судья Коробкина Н.А. Дело 33-4158/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Е.В.,
судей ИвшинойТ.В.,Малкова А.И.
с участием прокурора Христич Т.В.
при секретаре Темирбаевой Н.А.
рассмотрела 27 июня 2013 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2013 года по делу по иску прокурора (адрес) в интересах ***1 к администрации г. Оренбурга об обеспечении по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., объяснения истца ***1возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд в интересах ***1 к администрации г. Оренбурга об обеспечении жилым помещением. В обоснование заявленных требований указал на то, что ***1, (дата) года рождения, является сиротой. Данная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями вне очереди, однако до сих пор она жильем не обеспечена, в связи с чем, просил обязать администрацию г.Оренбурга предоставить ***1 за счет расходных средств субъекта РФ – Оренбургской области вне очереди жилое помещение, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г.Оренбурга.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обеспечить ***1 жилой площадью за счет средств субъекта РФ – Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на условиях договора социального найма. Уточнения иска приняты определением суда.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга произведено процессуальное правопреемство третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением суда от 29 марта 2013 года исковые требования прокурора удовлетворены, а именно суд постановил:
обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить ***1, (дата) года рождения, жилой площадью за счет средств субъекта РФ – Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на основании договора социального найма.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерство социального развития Оренбургской области просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, указывая, что с 01 января 2013 года в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставление указанным лицам жилья по договорам социального найма законом не предусмотрено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации (адрес) № ***1, (дата) года рождения была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (л.д. 23-24).
В (дата) ***1 окончила ГСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат 3 и 4 вида» (адрес). (л.д.16-17)
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ***1 в настоящее время относится к лицам из числа детей-сирот.
Таким образом, право ***1 на обеспечение её жилым помещением как лица из числа детей-сирот ответчиком не оспаривается.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильным выводам об удовлетворении исковых требований прокурора. При этом суд обоснованно руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакциях, действовавших на момент обращения прокурора в суд с иском, то есть в редакции названных законов до 01 января 2013 года.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается с учетом нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, в соответствии с настоящим законом органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1853/389-IV-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с пунктом 4 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19 октября 2011 года №1015-п, в редакции, действовавшей на момент подачи иска, формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 01 января 2013 года, в соответствии с которыми детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что прокурор обратился в суд с иском в интересах ***1 до вступления в силу вышеназванных изменений, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае подлежали применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакциях, действовавших на момент предъявления иска, поскольку принадлежащее ***1 право на обеспечение жилым помещением последняя реализовала путем обращения в суд с соответствующим иском до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития Оренбургской области о том, что при разрешении настоящего спора подлежали применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ с учетом внесенных в него с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ изменений, являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно не были приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: