Председательствующий – Долматова Н.И. Дело № 33-416
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2016 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Солоповой И.В.
судей – Шинжиной С.А., Черткова С.Н.
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы Сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай ФИО1 и дополнению к ней на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
удовлетворены исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай.
На администрацию муниципального образования «Турочакское сельское поселение» возложена обязанность в срок до 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение»; провести проверку работоспособности систем противопожарной защиты администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) с оформлением соответствующего акта проверки; пронумеровать огнетушители, имеющиеся в администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение», присвоив им порядковые номера; провести учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение».
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» (с учетом последующего уточнения) о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно в срок до 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания администрации; провести проверку работоспособности систем противопожарной защиты администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) с оформлением соответствующего акта проверки; пронумеровать огнетушители, имеющиеся в администрации, присвоив им порядковые номера; провести учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей. Заместитель прокурора уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Требования стороной истца мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения пожарной безопасности установлено, что администрация муниципального образования «Турочакское сельское поселение» осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> Республики Алтай <дата> в адрес администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений требований ч. 2 ст. 37 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: в нарушение п. 21. Правил проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) не реже 1 раза в год не проводится; в нарушение п. 61. Правил не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) с оформлением соответствующего акта проверки; в нарушение п. 475. Правил огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковый номер; в нарушение п. 478. Правил учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, не ведется в специальном журнале произвольной формы. Однако проверка, проведенная <дата>, показала, что указанные в представлении нарушения требований пожарной безопасности ответчиком не устранены. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности существенны, так как могут повлечь не только значительные материальные потери, но и привести к человеческим жертвам неопределенного круга лиц.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе и дополнению к ней глава Сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай ФИО1, указывая, что Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Однако, в суде первой инстанции данный вопрос не стал предметом исследования и в материалах дела отсутствуют данные о собственниках и владельцах административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. Выводы суда, что Сельским администрация является собственником здания по <адрес> (однако, фактически сельская администрация располагается по адресу <адрес>) не основано ни на каких доказательствах, является преждевременным. Сельская администрация Турочакского сельского поселения фактически занимает административное здание, но его собственником не является. При наличии предусмотренной законодательством ответственности за нарушение требований пожарной безопасности руководителей организации, владельцев, суд не установил данный круг лиц. Расположение в административном здании <адрес> нескольких юридических лиц, является общеизвестной информацией. Согласно выписки из ЕГРИП от <дата>№, собственником части административного здания площадью 447,1 кв.м, является Российская Федерация, а ФИО9 владеет этой частью здания на праве оперативного управления и имеет руководителя организации. Доказательства указанного факта не могли быть представлены при рассмотрения дела, так как при первичном запросе были предоставлены сведения об отсутствии зарегистрированных прав на административное здание, но при повторном запросе был дан ответ о наличии зарегистрированных правах. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и собственники долей в праве собственности на здание обязаны нести расходы по содержанию общего имущества здания, указанного выше, пропорционально своей доли. Договорной режим между владельцами по пользованию общим имуществом не установлен. Кроме того, проверка огнезащитной обработки требуется для следующих типов материалов: проверка огнезащиты деревянных конструкций кровли и чердачных помещений; проверка огнезащитной эффективности тканей, штор, тюлей, занавесей и ковровых покрытий (ковролин), проверка состояния огнезащитного покрытия различных металлоконструкций, проверка качества огнезащитных покрытий воздуховодов и систем вентиляции. С целью проверки огнезащитной обработки требуется отбор образцов в соответствии с ГОСТ Р 53292 - 2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний» (чердачное помещение) и ГОСТ Р 50810-95 «Ткани декоративные Метод испытания на воспламеняемость и классификация» (ткани в помещениях), так и с металлических конструкций. Возложение судом обязанности на сельскую администрацию по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) всего здания (а не занимаемого помещения) является чрезмерным и заранее невыполнимым, так как сельская администрация не имеет допуск к помещениям ФИО9
До рассмотрения дела судом апелляционной инстанции <дата> в Верховный Суд Республики Алтай поступило заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай ФИО4 об отказе от иска к Администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» об обязании в срок до 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение»; провести проверку работоспособности систем противопожарной защиты администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) с оформлением соответствующего акта проверки; пронумеровать огнетушители, имеющиеся в администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение», присвоив им порядковые номера; провести учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение».
На основании ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Исходя из положений ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ст. 45 ГПК РФ правом на отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. На эти обстоятельства обращено внимание и в пункте 4.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.04.2012 года № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».
Предусмотренное ст. 39 ГПК РФ процессуальное право истца отказаться от иска может быть реализовано и в апелляционной инстанции в соответствии со ст. 326.1 ГПК РФ, предусматривающей, что отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Основанием прекращения производства по делу согласно абз. 4 ст. 220 ГПК РФ является отказ истца от иска, если такой отказ принят судом.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным ч. 2 и 3 ст. 173 ГПК РФ. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ).
Обсудив поступившее заявление, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай ФИО4 об отказе от иска к Администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» об обязании в срок до 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение»; провести проверку работоспособности систем противопожарной защиты администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) с оформлением соответствующего акта проверки; пронумеровать огнетушители, имеющиеся в администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение», присвоив им порядковые номера; провести учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение», поскольку данный отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, является добровольным волеизъявлением стороны истца (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
Последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ (о невозможности повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям) прокурору известны.
С учетом изложенного решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата>, постановленное по настоящему делу, подлежит отмене, а производство - прекращению в соответствии с абз. 4 ст. 220 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 220, 326.1, 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ прокурора Турочакского района Республики Алтай ФИО4 от иска к Администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» об обязании в срок до 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение»; провести проверку работоспособности систем противопожарной защиты администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) с оформлением соответствующего акта проверки; пронумеровать огнетушители, имеющиеся в администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение», присвоив им порядковые номера; провести учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение».
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата> отменить в связи с отказом прокурора от иска.
Производство по настоящему делу прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Председательствующий – И.В. Солопова
Судьи – С.А. Шинжина
С.Н. Чертков