ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4161/19 от 21.08.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Мишина Т.В. Дело № 33-4161/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2019 г. г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Ольховского В.Н.,

судей Ганцевича С.В., Яковлева Н.А.

при секретаре Мазяр К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ПАО «АЭРОФЛОТ» на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 мая 2019 г. по иску Куликовой Г.П. к ПАО «АЭРОФЛОТ» о возмещении морального вреда, взыскании штрафа,

заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения Куликовой Г.П., считавшей решение суда правильным и возражавшей против доводов, изложенных в апелляционной жалобе,

УСТАНОВИЛА:

Куликова Г.П. обратилась в суд с иском, указав, что 22 августа 2018 г. заключила с ПАО «АЭРОФЛОТ» договор воздушной перевозки пассажира путем покупки авиабилета на рейс Москва-Калининград (SU1008) 31 августа 2018 г. в 20:10 час. 31 августа 2018 г. в 18:00 час. Куликовой Г.П. в аэропорту «Шереметьево» при прохождении регистрации посадочный талон с указанием места выдан не был. В 18:40 час. у стойки регистрации истице было сообщено, что регистрация прошла успешно, но посадочный талон ей выдать не могут и было предложено подойти через 20 минут. Впоследствии Куликовой Г.П. еще несколько раз было предложено подождать. В 19:30 час., когда регистрация на рейс заканчивалась, истица потребовала встречи с сотрудником ответчика, который разрешит данную ситуацию. Сотрудник ответчика сообщил Куликовой Г.П., что данным рейсом она не сможет вылететь, так как произошел технический сбой. При этом в Калининграде Куликову Г.П. ожидал перенесший инфаркт супруг, которому необходим постоянный уход, поэтому истице нужно было вылететь именно названным выше рейсом. Истица прошла рентген-контроль багажа. На стойке перед выходом на посадку ее билет был изъят сотрудником ПАО «АЭРОФЛОТ», поскольку у нее не было посадочного талона. Истица прошла в салон самолета с багажом, куда вскоре пришли сотрудники службы безопасности и пытались при помощи физической силы заставить ее покинуть воздушное судно, несмотря на ее отказ. Истица испытала сильнейший стресс. Членами экипажа ей была оказана медицинская помощь и напечатан посадочный талон в салоне самолета. После этого истица смогла воспользоваться услугами авиакомпании.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства и на то, что она является пожилой женщиной, имеет разрыв сухожилий правой руки после дорожно-транспортного происшествия и ожидает операции, что утром 1 сентября 2018 г. состояние ее здоровья ухудшилось, что действиями ответчика ей причины физические и нравственные страдания, а также что 25 сентября 2018 г. она направляла ПАО «АЭРОФЛОТ» претензию, в удовлетворении которой ей отказано, Куликова Г.П. просила суд взыскать в ее пользу с ПАО «АЭРОФЛОТ» компенсацию морального вреда в размере 500000 руб., а также штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы.

Рассмотрев дело, Центральный районный суд г. Калининграда вынес решение от 13 мая 2019 г., которым исковые требования Куликовой Г.П. удовлетворены частично: в ее пользу с ПАО «АЭРОФЛОТ» взысканы компенсация морального вреда в сумме 20000 руб. и штраф в размере 10000 руб., а всего – 30000 руб. С ПАО «АЭРОФЛОТ» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб.

ПАО «АЭРОФЛОТ» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения и отказе в иске со ссылкой на то, что Куликова Г.П. допустила нарушения требований безопасности полета, самовольно, без посадочного талона, проникнув в салон воздушного судна, в связи с чем ответчик вправе был отказать ей в перевозке. Кроме того, в жалобе указано, что ответчик исполнил свои обязательства по перевозке пассажира в полном объеме, и что истица не представила суду доказательств несения ею физических или нравственных страданий. По мнению ответчика, взысканная с него в пользу истицы сумма компенсации морального вреда необоснованна и не соответствует требованиям разумности и справедливости. Соответственно, незаконно и взыскание с него штрафа, вопрос о снижении которого судом, несмотря на поданное ответчиком заявление, не обсуждался.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (ст. 786 ГК РФ).

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок пассажиров багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа (п. 77). Пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом (п. 78). Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа (п. 80). Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок (п. 81). При регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон (п. 84). Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс (п. 90).

Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «АЭРОФЛОТ» (далее – Правила) содержат аналогичные положения (раздел 6.1.), при этом указанными правилами предусмотрено, что регистрация пассажиров и оформление багажа в аэропорту заканчивается за 40 минут до времени отправления воздушного суда, при онлайн-регисрации, мобильной регистрации и регистрации в киоске самостоятельной регистрации – за 45 минут до вылета рейса. При регистрации в аэропорту пассажиру выдается посадочный талон, при других видах регистрации посадочный талон распечатывается пассажиром самостоятельно либо на стойке регистрации в аэропорту не позднее чем за 45 минут до вылета рейса. Время окончания посадки указывается в посадочном талоне. В случае с истицей время окончания посадки – 19.30 часов.

Из материалов дела усматривается, что 22 августа 2018 г. Куликова Г.П. приобрела электронный билет на осуществляемый ПАО «АЭРОФЛОТ» 31 августа 2018 г. в 20:10 час. рейс SU1008 по маршруту Москва-Калининград, уплатив 3800 руб. Таким образом, сторонами был заключен договор об оказании услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом.

С учетом того, что истица заказывала услугу по перевозке для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, к сложившимся между сторонами на основании вышеуказанного договора правоотношениям подлежат применению положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с требованиями статьи 107 Воздушного кодекса РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира лишь в предусмотренных этой статьей случаях.

Установлено также, что 31 августа 2018 г. Куликова Г.П. заблаговременно прибыла в аэропорт «Шереметьево», однако при прохождении регистрации на рейс посадочный талон ей выдан не был, в перевозке отказано, что ответчиком не оспаривается. При этом на момент осуществления регистрации Куликовой Г.П. на рейс каких-либо обстоятельств, которые согласно статье 107 ВК РФ могли служить основанием для расторжения заключенного с ней договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке, не имелось. Ссылка ответчика на имевший место технический сбой в работе компании, приведший к превышению количества проданных билетов над количеством мест в салоне воздушного судна и к тому, что к моменту обращения Куликовой Г.П. на стойку регистрации свободных мест на борту воздушного судна не имелось, также не может расцениваться в качестве такого обстоятельства. Кроме того, доводы ответчика в данной части опровергаются установленными судом в ходе рассмотрения дела обстоятельствами, свидетельствующими о том, что ко времени вылета воздушного судна на его борту имелось пять свободных мест, о чем не могло не быть известно перевозчику.

Изложенное свидетельствует о нарушении ответчиком требований вышеуказанных нормативных правовых актов и прав Куликовой Г.П. как потребителя.

Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 указанного Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Установив изложенные выше обстоятельства, суд в соответствии с требованиями вышеуказанных норм права обоснованно удовлетворил иск Куликовой Г.П. и взыскал в ее пользу с ответчика компенсацию морального вреда и штраф, предусмотренные положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».

Изложенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы о противоправных действиях самой истицы и о том, что услуга по перевозке была ей в итоге оказана, не могут свидетельствовать о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку истице было отказано в предоставлении услуги по перевозке в период ее регистрации на рейс при отсутствии к тому законных оснований и до совершения ею действий, которые расцениваются ответчиком как неправомерные.

Каких-либо оснований полагать, что взысканная с ответчика в пользу истицы сумма компенсации морального вреда необоснованна и не соответствует требованиям разумности и справедливости, а также оснований для уменьшения размера подлежащего взысканию с ответчика штрафа, на что им указано в апелляционной жалобе, также не имеется.

Решение суда является законным.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: