ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4162/17 от 20.11.2017 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №33-4162/2017

Судья: Словеснова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2017 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Босси Н.А,

судей Бучневой О.А., Малининой О.Н.,

при секретаре Калугиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Тамбовской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на благоустройство, признании права на выплату,

по апелляционной жалобе УМВД России по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 1 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по Тамбовской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на благоустройство, признании права на выплату, указав в обоснование, что он обратился в УМВД России по Тамбовской области с заявлением о выплате ему и членами его семьи - супруге М., детям ***, ***, брату М.Э. единовременного пособия в размере 60 000 руб. как участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Уведомлением от 21.12.2016 г. ему было отказано в удовлетворении заявления на том основании, что на момент подачи заявления он постоянно проживал на территории Тамбовской области на основании вида на жительство. С данным отказом он не согласен, поскольку на момент обращения с заявлением он и члены его семьи временно проживали на территории Тамбовской области на основании разрешений на временное проживание. Каких-либо исключений в реализации предусмотренного Государственной программой права на получение данного пособия, в том числе, связанных с регистрацией по месту жительства, получением вида на жительство вышеуказанная Програмама и иные нормативно-правовые акты не содержат.

Просил признать незаконным отказ в выплате ему и членам его семьи в выплате пособия на обустройство как участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, признать за ним, М., ***, ***, М.Э. право на получение единовременного пособия на обустройство как участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом и членам их семей.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 1 августа 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение УМВД России по Тамбовской области об отказе выплаты единовременного пособия участнику «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» в размере 60000 руб., изложенное в уведомлении Управления по вопросам миграции УМВД России по Тамбовской области от 21.12.2016 г. № 37/11441. Признано за ФИО1 и членами его семьи М., ***, ***, М.Э. право на получение единовременного пособия на обустройство в размере 60000 руб. как участником «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом».

В апелляционной жалобе УМВД России по Тамбовской области просит отменить указанное решение суда и в удовлетворении исковых требований отказать.

В жалобе выражает несогласие с выводом суда о законности требований ФИО1

Указывает, что Тамбовская область является субъектом РФ, который не отнесен к территории приоритетного заселения. В связи с этим, пособие на обустройство выплачивается участникам Госпрограммы, указанным в пункте 6 и абзаце 2 пункта 6.(1) Правил выплаты пособия на обустройство участникам Госпрограммы и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства от 27.03.2013 г. №270 «О порядке осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом и членам их семей». К заявлению от 01.12.2016 г. о выплате пособия ФИО1 приобщил копию вида на жительство иностранного гражданина, выданного ему *** Поскольку на территории РФ с *** он проживает на основании вида на жительство, он является постоянно, а не временно проживающим на территории РФ иностранным гражданином. Выплаты такой категории иностранных граждан пунктами 6, 6.(1) постановления Правительства РФ от 27.03. 2013г. №270 не предусмотрены.

В возражении на апелляционную жалобу ФИО1 просит отказать в ее удовлетворении, решение суда от 01.08.2017 г. оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика УМВД России по Тамбовской области ФИО2, поддержавшую жалобу, ФИО1 и его представителя ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ).

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ).

В целях создания дополнительных условий для обеспечения проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Из раздела III Государственной программы следует, что целями Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (п.7).

Согласно разделу V Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации (п.13).

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца (п.18).

Членом семьи участника Государственной программы является лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки (п.6).

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;

на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);

на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов (п.20).

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации (п.23).

В соответствии с п. 6 Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 г. № 270), участникам Государственной программы и (или) членам их семей, временно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения, пособие выплачивается единовременно в следующих размерах: 20 тысяч рублей - участнику Государственной программы, 10 тысяч рублей - члену его семьи.

Согласно пункту 7 вышеназванных Правил пособие указанным лицам выплачивается после прибытия на территорию вселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что *** ФИО1 получил разрешение на временное проживание на территории Тамбовской области, сроком действия по ***.

*** ФИО1 получил вид на жительство серии ***, сроком действия по ***.

Брат ФИО1 Э.*** получил вид на жительство, сроком действия по ***.

Супруга ФИО1, и его дети -***, *** получили разрешение на временное проживание в Российской Федерации *** сроком до ***.

*** ФИО1 выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ***.

В качестве членов семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в свидетельстве указаны члены семьи ФИО1: жена - М., сын - ***, сын - ***, брат - М.Э.

05.12.2016 г. ФИО1 обратился в УМВД России по Тамбовской области с заявлением о выплате пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию в размере 60000,00 рублей на него и членов его семьи.

Уведомлением от 21.12.2016 г. УМВД России по Тамбовской области в удовлетворении заявления отказано на том основании, что единовременное пособие выплачивается участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся с территории иностранного государства и временно проживающим на законном основании в субъекте Российской Федерации. ФИО1 указано, что он на момент подачи указанного заявления постоянно проживал на территории Тамбовской области на основании вида на жительство.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь изложенными выше нормами права, исходил из того, что ФИО1 как соотечественник, переселяющийся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном законом порядке был включен в число участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, лица, признанные компетентным органом членами его семьи и включенные в этом качестве в выданное ФИО1 свидетельство участника Государственной программы, также имеют право на получение за счет средств федерального бюджета пособия на обустройство, выплата которого не зависит от того, находятся ли такие лица в процессе переселения или нет, так как каких-либо исключений в реализации предусмотренного Государственной программой права на получение данного пособия, в том числе связанных с длительностью их проживания в Российской Федерации, а также получением ими вида на жительство и т.п., Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и другие изданные в соответствии с ней нормативные правовые акты, не содержат. Не закрепляют указанные нормативные акты и каких-либо оснований для отказа в выплате единовременного пособия на обустройство. Поскольку ФИО1 реализовал свое право и право членов своей семьи на получение пособия на обустройство в установленном законом порядке, подал соответствующее заявление, имеет право на получение такого пособия, отказ ответчика в выплате пособия является незаконным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ФИО1 не имеет право на получение пособия на обустройство, поскольку на момент обращения с заявлением о выплате такого пособия имел вид на жительство, а, следовательно, постоянно проживал на территории Российской Федерации, что исключает получение пособия в соответствии с п.6 Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей.

Судебная коллегия не соглашается с такими доводами жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с п. 16 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (далее Государственная программа), соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.

Пунктом 19 Государственной программы предусмотрены гарантии и льготы, предоставляемые участнику Государственной программы, в том числе, и получение за счет средств федерального бюджета подъемных.

Согласно п.22 Государственной программы участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.

В соответствии с п.23 Государственной программы размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из положений Государственной программы, целей, для достижения которых она принята, следует, что все Участники Государственной программы имеют равные права на получение государственных гарантий и социальной поддержки. Исключение предусмотрено только пунктом 22 Государственной программы. Других исключений Государственная программа не содержит.

Как правильно указал суд первой инстанции, ни Государственная программа, ни Правила осуществления выплаты пособия на обустройство не закрепляют какие-либо основания для отказа в выплате пособия на обустройство.

Отказ ФИО1 в выплате пособия на обустройство лишает его гарантий, предусмотренных государством для лиц, принявших участие в Государственной программе, и приводит к необоснованным различиям в положении лиц, получившим одинаковый статус.

В связи с изложенным, вопреки доводам жалобы, ссылка на пункт 6 Правил не влечет отказ в выплате пособия на обустройство ФИО1 и членам его семьи, поскольку указанные лица относятся к категории лиц, имеющих право на получение пособия на обустройство.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 1 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по Тамбовской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: