Судья Петрова М.В. Дело № 33-4162/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Головкова В.Л., Смирновой Н.И.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 8 августа 2013 года дело по апелляционному представлению прокурора Сосногорской транспортной прокуратуры на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 21 мая 2013 года, по которому в удовлетворении иска Сосногорской транспортной прокуратуры о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности принять локальный акт, устанавливающий порядок и размер выплат работникам Княжпогостской дистанции пути, компенсирующих время их нахождения на рабочем месте после окончания рабочего дня по причине отсутствия транспорта и по принятому локальному акту произвести выплаты работникам линейного участка № ... эксплуатационного участка № ... Княжпогостской дистанции пути, компенсирующие время их нахождения на рабочем месте в декабре 2012 года и январе 2013 года после окончания рабочего дня по причине отсутствия транспорта, отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., пояснения представителя ОАО «РЖД» ФИО1, заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сосногорской транспортной прокуратуры в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением к ОАО «РЖД» в интересах работников Княжпогостской дистанции пути о возложении обязанности принять локальный акт, устанавливающий порядок и размер выплат работникам, компенсирующих время их нахождения на рабочем месте после окончания рабочего дня по причине отсутствия транспорта, и произвести оплату по принятому локальному акт. В обоснование требований указал, что прокуратурой по коллективному обращению работников ... Княжпогостской дистанции пути – СП Северной дирекции инфраструктуры СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее - ПЧ-29) проведена проверка исполнения требований трудового законодательства, по результатам которой установлено, что работники ... ПЧ-29 при шестидневной рабочей неделе лишены возможности своевременно покинуть рабочее место после окончания рабочего дня, в связи с отсутствием транспорта. При этом работодателем локальный акт, устанавливающий порядок и размер выплат работникам ПЧ-29, компенсирующих время их нахождения на рабочем месте после окончания рабочего дня по причине отсутствия транспорта, не принят; компенсирующие выплаты за нахождение на рабочем месте после окончания рабочего дня при шестидневной рабочей неделе в декабре 2012 года и в январе 2013 года работникам ... не произведены.
В судебном заседании заместитель прокурора Княжпогостского района поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика требования прокурора не признал, указав, что издание локального акта является исключительной прерогативой работодателя, и требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Княжпогостская дистанция пути, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в суд не направила, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении и.о. транспортного прокурора Сосногорской транспортной прокуратуры, просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и в суд не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Из материалов дела следует, что начальником Княжпогостской дистанции пути по согласованию с председателем профсоюзного комитета дистанции издан приказ от 01.10.2012 № ... «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка работников Княжпогостской дистанции пути». Данными Правилами определены порядок приема, увольнения и перевода работников Княжпогостской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – филиала «РЖД», основные права и обязанности работников и работодателя, режим рабочего времени, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и дисциплинарного взыскания, а также порядок и продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков. Разделом 5 Правил для работников дистанции пути установлены виды рабочей недели: с 1 февраля по 30 ноября пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) и с 1 декабря по 31 января шестидневная рабочая неделя с одним выходным (воскресенье). Приложением № 1 к Правилам определено время начала (8час. 30 мин.) и окончания (17 час.) рабочего дня монтеров пути 11 околотка при пятидневном режиме рабочего времени.
На основании приказа начальника Княжпогостской дистанции пути от 01.10.2012 № ... «Об изменении рабочего времени в декабре 2012 года и январе 2013 года», согласованного с председателем профсоюзного комитета дистанции, с 1 декабря 2012 года по 31 января 2013 года на шестидневный 40-часовой режим рабочей недели были переведены работники цехов и околотков Княжпогостской дистанции пути согласно перечню, определенному данным приказом. Приложением № 1 к приказу установлен режим рабочего времени с понедельника по пятницу – 7 часов, в субботу – 5 часов, с одним выходным днем – воскресенье; определено время начала (8 час. 30 мин.) и окончания (16 час. 30 мин.) рабочего дня.
23.11.2012 в адрес начальника Княжпогостской дистанции пути Правовой инспекцией труда профсоюза Сосногорской территориальной организации дорпрофжел СЖД внесено представление № ... об устранении нарушений законодательства. Согласно представлению время ожидания поезда работниками, а также время нахождения в поезде является условием труда, отклоняющимся от нормальных, соответственно подлежит компенсации согласно ст.149 ТК РФ, которая может быть установлена по соглашению сторон либо по аналогии со ст.157 ТК РФ, как простой по вине работодателя. Приказ № ... от 01.10.2012 года не содержит условий о компенсации указанного времени, вследствие чего подлежит отмене.
На указанное предписание профсоюзного органа начальником Княжпогостской дистанцией пути дан ответ от 07.12.2012 № ..., из которого следует, что работники Княжпогостской дистанции пути работают в режиме полного рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ), график рабочего времени скорректирован с учетом месячной нормы часов – 167, установленной для работников занятых в режиме полного рабочего времени. Время начала и окончания рабочего времени, место постоянного сбора работников ... установлено приложением № 1 к Правилам внутреннего трудового распорядка. Ожидание поезда не является рабочим временем и не может рассматриваться как простой по вине работодателя.
Разрешая спор и отказывая в иске прокурора, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных им требований, при этом исходил из того, что работодатель в пределах своей компетенции вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, обязательные для работников данного предприятия, и суд не вправе вмешиваться в данную нормотворческую деятельность путем возложения на работодателя обязанности по принятию локального акта.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Так, в соответствии со ст. ст. 5, 8, 27 и 40 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового кодекса РФ). При этом его действие во времени определяется его сторонами.
В силу ст. 41 Трудового кодекса РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, при этом в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законом, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Согласно Положению о Княжпогостской дистанции пути Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», утв. начальником Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 18.08.2008, Княжпогостская дистанция пути является структурным подразделением Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», которая осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД» на основании настоящего Положения, не являясь юридическим лицом, ответственность по обязательствам Дистанции несет ОАО «РЖД». В своей деятельности Дистанция руководствуется законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, международными договорами РФ, внутренними документами ОАО «РЖД» и настоящим Положением. В соответствии с п.п. 4.2.5 Положения Дистанция вправе осуществлять меры, направленные на решение социально-бытовых нужд работников Дистанции в соответствии с условиями отраслевого тарифного соглашения, коллективного договора ОАО «РЖД» и коллективного договора Филиала. Разделом 6 Положения определено, что трудовые отношения в Дистанции регулируются законодательством РФ, внутренними документами ОАО «РЖД», Отраслевым тарифным соглашением, коллективным договором и настоящими Правилами.
29.11.2010 в г. Москве был заключен Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2011 - 2013 годы, являющийся единым для ОАО «РЖД», его филиалов, структурных подразделений и представительств. Данный правовой акт регулирует социально-трудовые отношения в ОАО «РЖД» между сторонами социального партнерства (Работниками и Работодателем в лице их представителей). Из раздела 2 Коллективного договора следует, что региональные особенности определяются руководителями филиалов и утверждаются нормативным актом компании, принятым с учетом мотивированного мнения Профсоюза. Региональные особенности могут быть отражены в локальных нормативных актах филиалов, других структурных подразделений, представительств компании в пределах их бюджетов с учетом мотивированного мнения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. Разделом 4 Коллективного договора предусмотрено, что оплата труда работников осуществляется работодателем в соответствии с Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», положениями об оплате труда работников структурных подразделений ОАО «РЖД», иными локальными нормативными актами по оплате труда, принятыми компанией, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и с учетом мотивированного мнения Профсоюза. Согласно п. 9.4 коллективного договора руководители филиалов, других структурных подразделений и представительств компании и руководители выборных органов соответствующих первичных профсоюзных организаций, являются представителями Сторон в филиалах, структурных подразделениях и представительствах компании при рассмотрении вопросов, связанных с выполнением настоящего Договора и принятием локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Действующим Трудовым законодательством не установлены условия, порядок и размер выплат, компенсирующих работникам время нахождения на рабочем месте после окончания рабочего дня ввиду отсутствия транспорта, которые обязательно должны соблюдаться и исполняться работодателем.
Как верно отмечено судом первой инстанции, государственное регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан, и работодатель, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами и соглашениями, вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2011 – 2013 годы, ОАО «РЖД» делегировало право принимать локальные нормативные акты, определяющие региональные особенности, руководителям филиалов, структурных подразделений и представительств ОАО.
По делу установлено, что в Княжпогостской дистанции пути локальный акт, предусматривающий порядок и размер выплат работникам ПЧ-29, компенсирующих время их нахождения на рабочем месте после окончания рабочего дня по причине отсутствия транспорта в декабре 2012 года и январе 2013 года, также отсутствует.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие на предприятии ответчика урегулированного коллективным договором либо локальными нормативными актами механизма реализации права работников на компенсирующие выплаты за нахождение на рабочем месте после окончания рабочего дня по причине отсутствия транспорта, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе в удовлетворении требований прокурора, так как оснований для возложения на ОАО «РЖД» вышеуказанной обязанности у суда не имелось.
Суд первой инстанции правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку, постановив законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционного представления сводятся к утверждению о необходимости возложения на работодателя обязанности принять локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и размер компенсирующих выплат работникам ПЧ-29, в целях соблюдения трудовых прав работников. Судебная коллегия не может признать эти доводы состоятельными, поскольку они не опровергают правильных выводов суда и основаны на неправильном толковании норм трудового права, регламентирующих полномочия суда в области трудовых правоотношений.
Согласно положений статей 2, 382, 390 - 397 Трудового кодекса РФ суд наделяется правом по рассмотрению трудовых споров, возникающих между работодателем и работниками, из правового смысла ст. 8 Трудового кодекса РФ следует, что суд не наделен законом правами на вмешательство в нормотворческую деятельность работодателей в виде возложения на работодателя обязательства по разработке и принятию локальных нормативных актов.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом исследованы и установлены в полном объеме. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда от 21 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-