ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4163/2023 от 12.07.2023 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Руф О.А. Дело № 33-4163/2023 (2-1479/2023)

УИД 55RS0004-01-2023-001185-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 12 июля 2023 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей Будылка А.В., Григорец Т.К.

при секретаре Байрамовой С.С.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело № 2-1479/2023 по иску прокурора Октябрьского АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч», Министерству культуры Омской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в здание для маломобильных групп населения,

по апелляционной жалобе ответчика Министерства культуры Омской области на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 10 мая 2023 года, которым постановлено: «Исковые требования удовлетворить.

Обязать БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» (ИНН 5506017015) обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: г. Омск, <...>, для инвалидов и других маломобильных групп населения, путем установки пандуса, в течении трех месяцев со дня выделения финансирования.

Обязать Министерство культуры Омской области ИНН 5503079180) области выделить финансирование БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» на обеспечение беспрепятственного доступа в здание, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» (ИНН 5506017015) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.».

Заслушав доклад судьи Григорец Т.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Октябрьского АО г. Омска обратился в суд с иском к БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч», Министерству культуры Омской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в здание для маломобильных групп населения. В обосновании требований указано, что в деятельности БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» прокуратурой проведена проверка в сфере защиты прав инвалидов, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения – пандус, установленный в БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» по адресу: г. Омск, <...>, не отвечает установленным требованиям.

В БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» внесено представление по нарушениям, которое до настоящего времени не исполнено.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» является Министерство культуры Омской области.

Просил обязать БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: г. Омск, <...>, для инвалидов и других маломобильных групп населения, путем установки пандуса в течение трех месяцев со дня выделения финансирования; обязать Министерство культуры Омской области выделить финансирование БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» на обеспечение беспрепятственного доступа в здание, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать с БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» государственную пошлину в доход местного бюджета.

Представитель прокуратуры Октябрьского АО г. Омска Гулла О.В. в судебном заседании требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным основаниям.

Представитель ответчика БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» по доверенности Глебова А.В. суду пояснила, что денежных средств для установки пандуса не имеется, полученные денежные средства от предпринимательской деятельности направлены на текущий ремонт здания, в Министерство культуры Омской области направлены заявки на выделение денежных средств для установки пандуса, однако денежные средства не выделены.

Представитель Министерства культуры Омской области по доверенности Сандакова Ю.Н. возражала против иска, считает, что Министерство культуры Омской области является ненадлежащим ответчиком, министерство не обязано финансировать данные мероприятия, поскольку Дворец культуры вправе за счет получаемых доходов от своей деятельности средств самостоятельно осуществить установку пандуса. Для выделения денежных средств направлена заявка в Министерство финансов Омской области.

Судом постановлено изложенное выше решение

В апелляционной жалобе министр Министерства культуры Омской области Трофимов Ю.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение о признании министерства ненадлежащим ответчиком и исключении его из числа ответчиков, возложении обязанности финансирования указанного мероприятия на БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч». Считает, что Министерство культуры Омской области осуществляет функции учредителя учреждения от имени Омской области в пределах своих полномочий как отраслевой орган исполнительной власти, обязанности финансировать нужды учреждений культуры Омской области не имеет.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор ОАО г. Омска Щербина П.П. указала, что доводы жалобы не основаны на представленных в судебное заседание доказательствах и нормах действующего законодательства.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие БУК Омской области Дворец культуры и семейного творчества «Светоч», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, не просившего об отложении слушания по гражданскому делу.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика Министерства культуры Омской области Сандакову Ю.Н., доводы жалобы поддержавшую, прокурора Саюн А.В., против жалобы возражавшую, обсудив ее доводы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований в настоящем деле не установлено.

Как следует из Устава БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий отраслевого органа.

Основная цель деятельности учреждения – сохранение, распространение освоение культурных ценностей, развитие народно-прикладного и художественного творчества, предоставление населению культурных услуг. Для достижения цели учреждение осуществляет виды деятельности: организация и проведение музыкальных конкурсов, фестивалей, карнавалов, выставок, концертов, лотерей, аукционов, вечеров отдыха, театрализованных праздников и других развлекательных мероприятий; организация и проведение гастролей творческих коллективов; культурно-просветительская и информационно-издательская деятельность. Направленна на популяризацию музыкального искусства в Омской области; показ кинофильмов, концертная и театральная деятельность; организация кружков и студий; оказание оформительских и дизайнерских услуг по художественному оформлению спектаклей, концертов, представлений, разработка сценариев для культурно-досуговых мероприятий и другие.

Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство культуры Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.

Собственником имущества является Омская область, учреждение наделяется правом оперативного управления имуществом.

Согласно выписке ЕГРЮЛ учредителем БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» является Омская Министерство культуры Омской области.

Согласно паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп № 36 БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» находится по адресу: г. Омск, <...>, в отдельно стоящем здании 1-2-3 этажей, площадью 2434,9 кв.м, объект находится в оперативном управлении, форма собственности – государственная, принадлежность – региональная, категория обслуживаемого населения – все возрастные категории, категория обслуживаемых инвалидов – инвалиды, передвигающиеся на кресле-коляске, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, слуха, умственного развития. Общее количество получателей услуг. Обслуживаемых в день 26, 5, количество из числа инвалидов и других маломобильных групп населения – 2.

В п. 3.2.6 указано, что имеются перепады высоты на пути следования к объекту, а также деревянные и каменные ступени. Обустройство для инвалидов на кресле-коляске нет. Объекта для инвалидов с нарушениями зрения, слуха, умственного развития, опорно-двигательного аппарата условно доступен, для инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках – временно недоступен.

Прокуратурой Октябрьского АО г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч», в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов вход в учреждение не обеспечивает доступ лиц, пользующихся инвалидными колясками, маломобильных групп населения – пандус, установленный в учреждении не отвечает установленным требованиям, кнопка вызова сотрудников учреждения для обеспечения содействия инвалиду при входе в объект отсутствует. Согласование мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа, учреждением не осуществлялось. Кроме того, не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения.

Директору БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» Демченко В.М. направлено представление об устранении нарушений требования законодательства в сфере защиты прав инвалидов от 23.09.2022.

Из ответа на представление прокурора от 20.10.2022 следует, что по вопросу установления пандуса в адрес Министерства культуры Омской области направлены письма о финансировании, разработан план мероприятий по работе с инвалидами и маломобильными группами населения, сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения. Межу ДК «Светоч» и Обществом инвалидов ОАО г. Омска подписаны и выполняются соглашения на установление и творческое развитие, организацию совместных культурных, просветительных мероприятий, социальных акций, направленных на реализацию требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Одновременно директор учреждения сообщил, что выполнить требования ст. 15 указанного федерального закона в полном объеме возможно только при наличии соответствующих проектных решений в рамках капитального ремонта ил реконструкции, такие работы не проводились. Учреждение является структурой областного Министерства культуры, финансируется из областного бюджета и не имеет возможности самостоятельно выполнить такие затратные мероприятия.

В материалы дела представлено письмо директора БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» Демченко В.М. министру культуры Омской области Трофимову Ю.В. от 27.01.2022 о возможности выделения финансовых средств, в том числена на изготовление и установку на территории и в здании пандусов для инвалидов-колясочников, а также кнопки вызова сотрудника, стоимость согласно коммерческого предложения 350 тыс. руб.

Согласно ответа в соответствии с Законом Омской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 16.12.2021 № 2450-ОЗ бюджетные ассигнования на указанные расходы не предусмотрены, увеличить плановые назначения не представляется возможным.

Оценив основания искового заявления и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию беспрепятственного доступа в учреждение для инвалидов и других маломобильных групп населения, выявленные нарушения не соответствуют установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, требуют незамедлительного принятия мер в целях обеспечения прав граждан - инвалидов и других маломобильных групп населения.

Руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», положениями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденного приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, ст. 158 БК РФ, ст. 206 ГПК РФ суд обязать БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: г. Омск, <...>, инвалидов и других маломобильных групп населения путем установки пандуса в течении трех месяцев со дня выделения финансирования, а также обязал Министерство культуры Омской области как главного распорядителя бюджетных средств выделить финансирование на обеспечение беспрепятственного доступа в указанное здание в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Данные выводы судебная коллегия признает верными, соответствующими установленным по делу фактических обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.

Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, указанная норма о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носит императивный характер.

Факт наличия обозначенных нарушений законодательства, а также их не устранения на момент рассмотрения дела судом по существу стороны в ходе рассмотрения дела не оспаривали.

Как верно указал суд первой инстанции непринятие БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию беспрепятственного доступа в учреждение для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В связи с чем обязанность по оборудованию пандуса обоснованно возложена именно на БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч», как на юридическое лицо, осуществляющее деятельность в здании по адресу: г. Омск, <...>, принадлежащем на праве собственности Омской области.

Анализируя доводы жалобы представителя Министерства культуры Омской области о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия усматривает, что они на правильность судебного постановления не влияют, поскольку оно является учредителем учреждения согласно Уставу.

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В ч. 1 ст. 158 БК РФ закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Указом Губернатора Омской области от 02.03.2004 № 48 «О Министерстве культуры Омской области» утверждено Положение о Министерстве культуры Омской области, согласно которому министерство является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики Омской области в сферах культуры, искусства, кинематографии, библиотечного и музейного дела, художественного и музыкального образования, туризма и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в указанных сферах.

Согласно п.п. 16, 19.2 п. 8 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- участвует в разработке основных направлений инвестиционной политики в сфере культуры, мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Омской области, государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, модернизации и материально-техническому переоснащению государственных учреждений Омской области, учредителем которых является Министерство, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов культуры, находящихся на территории Омской области;

- содействует сохранению, развитию и укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Омской области.

В силу п.п. 12 и 18.2 п. 9 Положения о Министерстве культуры Омской области при осуществлении своих функций министерство составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, главного администратора доходов областного бюджета.

Из п. 18.2 п. 9 Положения о Министерстве культуры Омской области следует, что министерство обеспечивает условия доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве культуры Омской области министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством, печать, штампы и бланки со своим наименованием

Закон Омской области от 22.12.2022 N 2537-ОЗ (ред. от 23.03.2023) "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" принят Постановлением ЗС Омской области от 22.12.2022 N 305.

В законе указаны главные распорядители бюджетных средств в т.ч. Министерство культуры Омской области (р.8).

Бюджетом денежные средства в целях установки пандуса для маломобильных групп населения в здание БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» не предусмотрены.

Вопрос выделения денежных средств на осуществление вышеуказанных мероприятий не удовлетворен.

На основании изложенного, доводы жалобы о том, что Министерство культуры Омской области является ненадлежащим ответчиком по делу, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, подлежат отклонению.

К доводам жалобы о том, что учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, а Омская область не несет ответственности по обязательствам учреждения, коллегия судей относится критически, поскольку данные обстоятельства не опровергают предусмотренную Указом Губернатора Омской области от 02.03.2004 № 48 «О Министерстве культуры Омской области» обязанность Министерства культуры Омской по материально-техническому переоснащению государственных учреждений Омской области, учредителем которых является Министерство, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов культуры, находящихся на территории Омской области, укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Омской области, обеспечению условий доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства.

Кроме того, ст. 15 закона Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена обязанность обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам в том числе социальной инфраструктуры.

Податель жалобы является главным распорядителем бюджетных средств. Наличие или отсутствие выделенных лимитов бюджетных обязательств основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Поскольку осуществление деятельности учреждения в отсутствие устройства для обеспечения беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: г. Омск, <...>, для инвалидов и других маломобильных групп населения, не обеспечивает соблюдением прав инвалидов и других маломобильных групп населения, создает неблагоприятные условия для неопределенного круга лиц, а действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению прав инвалидов и других маломобильных групп населения с финансовыми возможностями учреждений культуры и их учредителей, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

На основании вышеизложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основанное на неправильном применении норм материального права.

При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда г. Омска от 10 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий/подпись/.

Судьи/подписи/.

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи_______Т.К. Григорец.секретарь судебного заседания_______________(_______________). (подпись) «_____» ________ 2023 года

Мотивированно апелляционное определение составлено 19.07.2023.