ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4167/20 от 11.11.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Майорова Л.В. Дело № 33-4167/2020

УИД 18RS0023-01-2019-002818-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе

председательствующего Глуховой И.Л.,

судей Гулящих А.В., Рогозина А.А.,

при секретаре Рогалевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 11 ноября 2020 года дело по апелляционной жалобе истца ФИО1, поданной ее представителем ФИО2, на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 28 августа 2020 года, которым

частично удовлетворены исковые требования ФИО3 к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – «Управление Пенсионного фонда в г. Сарапуле», «Управление»).

Признаны незаконными решения Управления Пенсионного фонда в г. Сарапуле № 507265/18 от 14 февраля 2019 года, № 486858/19 от 20 ноября 2019 года, № 17067/20 от 23 января 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии ФИО3 в части исключения следующих периодов: с 1 мая по 31 мая 1992 года, с 1 сентября 1992 года по 31 января 1993 года, с 1 мая по 31 августа 1993 года - работы в должности музыкального руководителя <данные изъяты> детского сада; с 1 октября 1993 года по 7 июля 1994 года, с 1 сентября 1994 года по 31 марта 1995 года, с 8 по 26 апреля 1995 года, с 29 апреля по 21 июля 1995 года, с 1 августа 1995 года по 16 апреля 1997 года - работы в должности учителя музыки в <данные изъяты> общеобразовательной школе; с 21 по 26 января 2008 года, с 7 по 11 апреля 2008 года, с 16 по 19 сентября 2008 года, со 2 по 6 февраля 2009 года, с 8 по 12 февраля 2010 года, с 4 по 11 декабря 2010 года, с 9 по 11 марта 2011 года, с 28 мая по 1 июня 2018 года – нахождения на курсах повышения квалификации. На Управление Пенсионного фонда в г. Сарапуле возложена обязанность зачесть указанные периоды в стаж, дающий ФИО3 право на досрочное назначение пенсии.

В остальной части исковые требования ФИО3 к Управление Пенсионного фонда в г. Сарапуле» оставлены без удовлетворения.

С Управления Пенсионного фонда в г. Сарапуле в пользу ФИО3 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в обшей сумме 300 рублей, по оформлению доверенности в сумме 500 рублей и по оплате услуг представителя в сумме 7 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, доводы жалобы поддержавшей; объяснения представителя Управления Пенсионного фонда в г. Сарапуле ФИО4, просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО3, с учетом изменения исковых требований, ссылаясь на незаконность принятых Управлением Пенсионного фонда в г. Ижевске решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности от 14 февраля 2019 года № 507265/18, от 20 ноября 2019 года № 486858/19, от 23 января 2020 года № 17067/20 ввиду необоснованного не включения в стаж педагогической деятельности, дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы в должности музыкального руководителя <данные изъяты> детского сада с 6 апреля 1992 года по 30 сентября 1993 года (1 год 5 месяцев 22 дня); с 1 октября 1993 года по 17 апреля 1997 года в должности учителя музыки <данные изъяты> СОШ (3 года 6 месяцев 17 дней); в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми <данные изъяты> СОШ с 28 июля 1998 года по 31 августа 1999 года; в должности учителя начальных классов на неполную ставку в <данные изъяты> начальной школе - детском саде с 3 по 30 сентября 2002 года, с 1 ноября 2003 года по 25 апреля 2004 года, с 1 сентября 2006 года по 9 марта 2002 года, с 1 ноября 2003 года по 25 апреля 2004 года, с 1 сентября 2006 года по 9 марта 2007 года, с 1 сентября 2007 года по 20 января 2008 года, с 27 января по 6 апреля 2008 года, с 12 апреля по 31 августа 2008 года (2 года 22 дня); нахождения на курсах повышения квалификации с 21 по 26 января 2008 года, с 7 по 11 апреля 2008 года, с 16 по 19 сентября 2008 года, с 2 по 6 февраля 2009 года, с 8 по 12 февраля 2010 года, с 4 по 11 декабря 2010 года, с 9 по 11 марта 2011 года, с 28 мая по 1 июня 2018 года (1 месяц 10 дней), и в связи с наличием у нее, с учетом включения него спорных периодов, специального стажа, дающего ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обратилась к Управлению с иском о признании указанных решений незаконными и обязании досрочно назначить ей страховую пенсию с момента возникновения на нее права.

Полагала, что период работы в должности музыкального руководителя <данные изъяты> детского сада подлежал включению в специальный стаж, поскольку пенсия музыкальным руководителям назначалась в детских садах как руководителям - воспитателем и воспитателям, требований к выработке ставки заработной платы действовавшее в данный период законодательство не предъявляло; кроме того, факт работы на полную ставку подтверждается справкой администрации МО «<данные изъяты> от 30 января 2019 года, основанием для выдачи которой указаны карточки-справки за 1992 – 1994 годы и приказ № 19 от 25 февраля 1994 года.

Период работы в должности учителя музыки <данные изъяты> СОШ подлежит включению в специальный стаж, поскольку в этот период согласно тарификационным спискам она работала учителем по совместительству и требований о выработке ей ставки заработной платы действующие пенсионное законодательство не предъявляло.

Период работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми <данные изъяты> СОШ подлежит включению ввиду того, что приказом работодателя № 105-лс от 10 декабря 2019 года в связи с неправильным наименованием ее должности как «педагог-организатор» в первичную документацию были внесены изменения, наименование ее должности приведено в соответствие с требованиями пенсионного законодательства - «организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми».

Период работы в должности учителя начальных классов на неполную ставку в <данные изъяты> начальной школе - детском саде подлежит включению в специальный стаж на основании пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781; периоды нахождения на курсах повышения квалификации - в связи с сохранением за истцом в период их прохождения заработной платы, с которой производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Ответчик против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что период работы в качестве музыкального руководителя в соответствии с пунктом 5 названных Правил засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы независимо от времени, когда выполнялась работа, а в соответствии со сведениями штатного расписания и лицевых счетов норма рабочего времени за ставку заработной платы выработана истцом только за период с 1 сентября 1992 года по 31 января 1993 года, с 1 по 31 мая и с 1 ноября по 31 декабря 1993 года; в период работы в должности учителя музыки <данные изъяты> СОШ первичными документами - карточкой справкой за 1993 - 1994 годы подтверждается начисление зарплаты как учителю только с 26 февраля по 7 июля 1994 года, включая отпуск с 1 июня по 7 июля 1994 года; работа в должности учителя музыки <данные изъяты> СОШ полежит включению частично за периоды, в которые в соответствии со сведениями в карточках-справках за 1994 – 1995 годы имелись сведения о начислении истцу заработной платы и ее нахождения в очередных отпусках продолжительностью 1 год 1 месяц 22 дня, не подлежат включению периоды нахождения в отпуске без содержания; период работы на неполную ставку в <данные изъяты> начальной школе - детском саде не подлежит включению, поскольку в соответствии с пунктом 6 Правил № 781 от 29 октября 2002 года независимо от учебной нагрузки в специальный стаж включается работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений», а педагогическую деятельность ФИО3 осуществляла в образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста - начальной школе - детском саде, указанном в пункте 1.7 Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ № 781от 29 октября 2002 года.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено МОУ СОШ <данные изъяты>, полагавшее, что требования о включении в специальный стаж периода работы истца в данном образовательном учреждении являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку наименование должности «педагог-организатор» было приведено в соответствие с нормами пенсионного законодательства и поименовано как «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», соответствующие изменения внесены в трудовую книжку, карточки – справки, расчетные листки истца, тарификационные списки школы за 1996 – 1999 годы.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение изменить и ее требования удовлетворить в полном объеме.

Полагает, что суд необоснованно не включил в специальный стаж весь период ее работы в должности музыкального руководителя <данные изъяты> детского сада с 6 апреля 1992 года по 30 сентября 1993 года, поскольку в соответствии с разъяснением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы № 19 от 17 мая 1960 года и Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР № 1-62 от 30 июня 1986 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» пенсии музыкальным руководителям (музыкальным работникам) следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям; действовавшим в данный период законодательством – Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает права на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1956 года № 1397 и утратившим силу с 1 октября 1993 года, требований к выработке нормы рабочего времени на ставку заработной платы не предъявлялось.

Кроме того, полагает, что справка Администрации МО «<данные изъяты> № 30 от 30 января 2019 года, согласно которой она была принята на должность музыкального руководителя на ставку, была необоснованно признана судом недостоверным доказательством, поскольку содержит все необходимые реквизиты – дату выдачи, номер, наименование выдавшего ее учреждения, основание выдачи, подпись руководителя и печать, и подтверждает выработку ей нормы рабочего времени на ставку заработной платы; Администрация МО «<данные изъяты>» как хранитель документов анализировать данные о начислении заработка в целях выявления фактически отработанной ей нагрузки не обязана.

Полагает, что вопреки выводам суда период работы в <данные изъяты> СОШ с 28 июля 1998 года по 31 августа 1999 года в должности педагога-организатора подлежит включению в специальный стаж как работа в должности организатора внеклассной внешкольной воспитательной работы с детьми, поскольку должности педагога-организатора в школе быть не могло – данная должность поименована только для жилищно-эксплуатационных организаций, ТЮЗов, кукольных театров, детских кинотеатров, а также общежитий и учреждений, предприятий и организаций, поэтому приказом директора <данные изъяты> СОШ № 105-лс от 10 декабря 2019 года наименование должности «педагог-организатор» было правомерно приведено в соответствие с нормами пенсионного законодательства как «организатор внеклассной внешкольной воспитательной работы с детьми» и на основании данного приказа внесены изменения в трудовую книжку истца, карточки-справки, расчетные листки, тарификационные списки за 1996 – 1999 годы; штатные расписания за спорный период отсутствуют.

Также выражает несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы истца на неполную ставку в <данные изъяты> начальной школе-детском саде, поскольку применяя положения пункта 6 Правил № 781 от 29 октября 2002 года о том, что в стаж работы независимо от объема учебной нагрузки включается работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), суд не дал оценку ее доводам о том, что понятие учителя включает в себя как учителей-предметников, так и учителей начальных классов, и в начальных общеобразовательных школах иных учителей, кроме как учителей начальных классов, быть не может; законодательство об образовании также не разграничивает данные должности (только по часам педагогической нагрузки). Кроме того, согласно пункту 1 действовавших до 1 января 2002 года Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, учителей расположенных в сельской местности начальных образовательных школ, основных образовательных школ и средних образовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включалась в выслугу лет независимо от выполняемой учебной нагрузки. Помимо этого, в 2012 году начальное звено <данные изъяты> начальной школе-детского сада было переведено в <данные изъяты> СОШ и на сегодняшний день соответствует требованиям Списка № 781 от 29 октября 2002 года.

Также выражает несогласие с определенным судом к взысканию размером расходов на оплату услуг представителя полагая, что при определении разумного размера данных расходов применительно к положениям ст. 100 ГПК РФ суд не учел, что решением в специальный стаж включено не менее половины спорных периодов и не соблюден принцип соразмерности взыскиваемых расходов по плате услуг представителя.

В данных в суде апелляционной инстанции объяснениях представитель ответчика ФИО4 выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая, что на законность и обоснованность решения они не влияют.

На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы.

Оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу пункта 1.1 ст. 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону; назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к указанному Федеральному закону.

Таким образом, с 1 января 2019 года пенсия лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа, составляющий в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличиваемый на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев (пункт 19 части 1, части 1.1, 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Приложение 7 к нему).

Частью 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, указанные, в том числе в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 данного Федерального закона и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно пункту 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 ст. 21 данного Федерального закона (пункт 2 ст. 22 указанного Федерального закона).

Обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального стажа), подтвержденного соответствующими документами.Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно трудовой книжке ФИО3, <данные изъяты> 6 апреля 1992 года была принята в <данные изъяты> РОНО музыкальным руководителем <данные изъяты> детского сада, 25 февраля 1994 года уволена по пункту 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР в связи с переводом в <данные изъяты> среднюю школу; 26 февраля 1994 года принята в <данные изъяты> среднюю школу учителем музыки, 22 ноября 1995 года в связи с переименованием должности пионерской вожатой ей присвоена должность педагога-организатора; 1 сентября 1999 года переведена на должность зам. директора по воспитательной работе, 2 сентября 2002 года уволена переводом в муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальную школу – детский сад <данные изъяты>; 2 сентября 2002 года в порядке перевода принята в Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальную школу - детский сад <данные изъяты> учителем начальных классов, 21 августа 2011 года уволена в порядке перевода в гимназию <данные изъяты> по пункту 5 ст. 77 ТК РФ; 22 августа 2011 года принята в порядке перевода в МОУ гимназия <данные изъяты> на должность учителя начальных классов.

Приказом от 10 декабря 2019 года в связи с переименованием должности пионерской вожатой ей присвоена должность организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми и постановлено соответствующие сведения внести в внесены изменения в трудовую книжку, карточки-справки, расчетные листки ФИО3, тарификационные списки школы за 1996-1999 годы; согласно объяснениями стороны истца, сведениям Управления образования Администрации МО «<данные изъяты>» штатных расписаний за спорный период в <данные изъяты> СОШ и Управлении образования Администрации МО «<данные изъяты>» не имеется.

29 ноября 2018 года, 11 ноября 2019 года, 15 января 2020 года ФИО3 обращалась в Управление с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением Управления от 14 февраля 2019 года, 20 ноября 2019 года, 23 января 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии ФИО3 было отказано в связи с отсутствием специального педагогического стажа продолжительностью 25 лет; данным решением специальный стаж учтен в количестве 17 лет 5 месяцев и 18 дней

При этом, пенсионным органом в специальный стаж не были включены следующие периоды работы истца: с 6 апреля 1992 года по 25 февраля 1994 в должности музыкального руководителя <данные изъяты> детского сада; с 1 октября 1993 года по 25 февраля 1994 года в должности учителя музыки в <данные изъяты> общеобразовательной школе; с 26 февраля 1994 года по 31 августа 1999 года в должности учителя, руководителя кружка, вожатой, педагога-организатора в <данные изъяты> общеобразовательной школе; с 3 по 30 сентября 2002 года, с 1 ноября 2003 года по 25 апреля 2004 года, с 1 сентября 2006 года по 9 марта 2007 года, с 1 сентября 2007 года по 20 января 2008 года, с 27 января по 6 апреля 2008 года, с 12 апреля по 31 августа 2008 года работа на неполную ставку в <данные изъяты> начальной школе - детском саде, а также - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 по 26 января 2008 года, с 7 по 11 апреля 2008 года, с 15 по 19 сентября 2008 года, с 2 по 6 февраля 2009, с 8 по 12 февраля 2010 года, с 4 по 11 декабря 2010 года, с 9 по 11 марта 2011 года, с 28 мая по 1 июня 2018 года.

С выводами суда о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований судебная коллегия соглашается и оснований для их переоценки по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

В период до 1 октября 1993 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в который была включена работа в должности руководителя-воспитателя, воспитателя в детских садах и объединенных яслях садах.

В соответствии с разъяснениями Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы № 19 от 17 мая 1960 года, также утратившими силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) пенсия за выслугу лет следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям.

В Списке от 6 сентября 1991 года № 463, действовавшем в период с 1 октября 1993 года до 31 октября 1999 года, в числе должностей, занимавшие которые работники имели право на пенсию по выслуге лет, должность музыкального руководителя также отсутствовала.

В Списке от 22 сентября 1999 года № 1067 должность музыкального руководителя была поименована, однако пунктом 1 Правил от 22 сентября 1999 года № 1067 было указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной на ставку заработной платы (должностной оклад).

В Списке от 29 октября 2002 года № 781, действующем с 1 января 2002 года, в числе лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости, поименован музыкальный руководитель детского сада, ясли-сада (пункт 1 раздела «наименование должностей», пункт 1.8 раздела «наименование учреждений»).

Таким образом, в период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, урегулирован не был.

С принятием Правил от 29 октября 2002 года № 781 данный пробел законодателем в пределах своих полномочий был ликвидирован путем прямого указания в пункте 5 Правил (в соответствии с положениями пункта 4 Правил, предусматривающими возможность исключения из общего правила включения в специальный стаж выполнявшейся до 1 сентября 2000 года независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени за ставку заработной платы в случаях, предусмотренных Правилами) на возможность включения в льготный стаж работы в должности музыкального руководителя при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что требование о необходимости выработки истцом нормы педагогической нагрузки в должности музыкального руководителя предъявляются с 1 сентября 2000 года в соответствии с пунктом 5 постановления № 781 от 29 октября 2002 года и абзацем 1 пункта 1 Правил № 781 от 29 октября 2002 года, а периоды работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в Списке № 781 в соответствии с пунктом 4 Правил № 781 от 29 октября 2002 года засчитываются в стаж независимо от выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном применении норм материального права.

Следовательно, к правоотношениям, связанным с включением в специальный стаж периодов работы музыкальным руководителем, подлежали применению Правила от 29 октября 2002 года № 781, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, и значимым для правильного разрешения спора о включении в специальный стаж работы истца периодов работы в должности музыкального руководителя являлась выработка истцом нормы педагогической нагрузки на ставку заработной платы.

При этом судебная коллегия также принимает во внимание отсутствие, вопреки доводам жалобы, в материалах дела доказательств, свидетельствующих о выполнении нормы педагогической нагрузки за периоды работы истца в указанной должности (за исключением периодов работы с 1 по 31 мая 1992 года, с 1 сентября 1992 года по 31 января 1993 года, с 1 мая по 31 августа 1993 года) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа; содержащиеся в справке администрации МО «<данные изъяты> от 30 января 2019 года № 30 сведения, согласно которым истец работала в качестве музыкального руководителя с апреля 1992 года по 25 февраля 1994 года на 1 ставку в <данные изъяты> детском саду со ссылкой на карточку-справку за 1992-1994 годы, приказ № 19 от 25 февраля 1994 года были обоснованно не приняты во внимание судом как недостоверные, поскольку соответствующими сведениями в документах, на основании которых выдана справка, они не подтверждены и противоречат установленным судом обстоятельствам.

Также соглашается судебная коллегия и с выводами суда об отсутствии основания для включения в специальный стаж периода работы истца в <данные изъяты> СОШ с 28 июля 1998 года по 31 августа 1999 года.

Не усматривая оснований для включения данного периода в специальный стаж, суд исходил из того, что в соответствии с действовавшим в данный период Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, должность педагога – организатора не предусматривалось, однако в данном Списке была поименована должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

По мнению судебной коллегии, суд обоснованно не усмотрел оснований для включения данного период в стаж, дающей истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, на основании изданного МОУ СОШ <данные изъяты> 10 декабря 2019 года приказа № 105-лс «О приведении в соответствии наименования должности педагог-организатор», которым с целью приведения в соответствии с нормами пенсионного законодательства, а также с целью отражения достоверной информации в личных документах сотрудников и обеспечения законного права на назначение страховой пенсии по старости педагогического состава школы принято решение переименовать должность «Педагог-организатор» на «Организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми» и внести соответствующие изменения наименования должности «Педагог-организатор» на «Организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми» в штатное расписание, тарификационные списки, лицевые счета, ведомости по начислению и выдачи заработной платы, приказы по личному составу, поскольку из приказа не следует, что при его издании работодателем учитывались первичные документы и приводился анализ должностных обязанностей педагога-организатора и организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми, при этом сведения об их должностных обязанностях в материалы дела не представлено.

Кроме того, поскольку Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367 с 1 января 1996 года, предусмотрена самостоятельная должность педагога-организатора (25481) – код группы 2320 (преподаватель в средней школе) по Общероссийскому классификатору занятий, утвержденному ОК01093, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 298.

Данные выводы суда соответствуют разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым вопрос о тождественности фактически выполняемых работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации

При этом суд также принял во внимание, что в приказе Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года № 21 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросах по переводу работников на условия оплаты труда по ETC» указано на необходимость переименования на должность заместителя директора по воспитательной работе.

Отклоняются судебной коллегией и доводы жалобы о незаконности и необоснованности решения в части отказа во включении в специальный стаж периода работы на неполную ставку в начальной школе – детском саде <данные изъяты> учителем начальных классов.

Так, к числу общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, относятся школы всех наименований; лицей; гимназия; центр образования; кадетская школа; суворовское военное училище; нахимовское военно-морское училище; кадетский корпус, морской кадетский корпус.

Начальная школа (школа) - детский сад предусмотрена пунктом 1.7 раздела «Наименование учреждений» названного Списка среди образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных данными Правилами.

Такие исключения пунктом 6 вышеназванных Правил установлены для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование должностей» Списка, а также учителей расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований.

Доводы жалобы о тождественности функций, выполняемых истцом как учителем начальных классов в образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных учреждениях, во внимание быть приняты не могут, поскольку тождественность выполняемой профессиональной деятельности выполнявшейся в учреждениях, предусмотренных пунктом 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка, не свидетельствует о тождественности учреждений, предусмотренных пунктом 1.1 и пунктом 1.7 раздела «Наименование учреждений» применительно к установленным пунктом 6 вышеназванных Правил от 29 октября 2002 года № 781 исключениям, зависящим от нахождения учреждения в пункте 1.1 или 1.7 пункте раздела «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 года № 781; доводы жалобы о последующем переводе начального звена <данные изъяты> начальной школы-детского сада в <данные изъяты> СОШ оспариваемых выводов суда также не опровергают.

Следовательно, при выработке необходимого стажа лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность, в переходный период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, пенсия может быть назначена раньше на полгода.

Поскольку на момент последнего обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 15 января 2020 года, с учетом включенных ответчиком (17 лет 5 месяцев 18 дней) и судом ((4 года 4 месяца 11 дней) периодов специальный стаж, дающей ей право на назначение указанной пенсии, составил 21 год 9 месяцев 29 дней, что недостаточно для ее назначения в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом внесения в него изменений Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ, право на назначение досрочной страховой пенсии на момент обращения в пенсионный орган у ФИО3 не возникло, суд обоснованно не усмотрел оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии.

Вопреки доводам жалобы, взысканный с ответчика в пользу истца размер судебных расходов по оплате услуг представителя, понесенных истцом в соответствии с договором от 6 ноября 2019 года и квитанцией от 23 ноября 2019 года в размере 15 000 рублей, определен судом с учетом установленного ст. 100 ГПК РФ принципа разумности исходя из сложности дела и объема оказанной истцу его представителем юридической помощи, частичного включения в специальный стаж истца, дающей ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и отказа в удовлетворении требований о ее назначении, поэтому оснований для его увеличения судебная коллегия не усматривает.

По приведенным выше основаниям доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку выводов суда, соответствующих установленным судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ фактическим обстоятельствам и основанных на правильном применении регулирующих спорные правоотношения норм материального права, не опровергают.

Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.

Установленные частью 4 ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного постановления отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 28 августа 2020 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ФИО3 оставить без удовлетворения.

Председательствующий Глухова И.Л.

Судьи Гулящих А.В.

Рогозин А.А.