ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4169/2016 от 05.10.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Корнев В.А. гражд. дело № 33–4169/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 5 октября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.

судей областного суда: Лапшиной Л.Б. и Губернаторова Ю.Ю.

при секретаре: Х.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2016 года по иску прокурора Харабалинского района Астраханской области, действующего в интересах Ш., к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» о признании незаконным решения органа, осуществляющего социальное обеспечение, возложении обязанности выплатить региональный семейный капитал,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Харабалинского района Астраханской области, действующий в интересах Ш., обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» (далее ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района»), указав, что её семья признана многодетной, о чем выдано соответствующее удостоверение. 12 декабря 2013 года ей выдано гарантийное письмо на получение регионального семейного капитала в размере 50000 рублей. При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении средств регионального семейного капитала, распоряжением от 19 августа 2015 года Ш. отказано в назначении такой социальной услуги на основании п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012 «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» (в редакции от 10 февраля 2014 года), поскольку в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов. Полагает, что на момент получения удостоверения многодетной семьи и гарантийного письма действовала редакция названного закона, по которому Ш. имела право на получение меры социальной поддержки. Просил суд признать распоряжение об отказе Ш. в праве на предоставление регионального семейного капитала незаконным, обязать ответчика выплатить в её пользу региональный семейный капитал в размере 50000 рублей.

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора И. и Ш. иск поддержали, представитель ответчика З. в иске просила отказать.

Представитель третьего лица Министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» ставит вопрос об отмене решения суда, так как право определять круг лиц, образующих многодетную семью, возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Внесение изменений в Закон Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012 года «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» в части не включения пасынков и падчериц в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, является правомерным. Поскольку семья Ш. не обладала правом на распоряжение средствами регионального семейного капитала, ей обоснованно отказано в назначении указанной социальной услуги. Кроме того, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» уполномочен на принятие решения о назначении денежных компенсаций, а соответствующие выплаты осуществляет Министерство социального развития и труда Астраханской области. Считают также, что требования прокурора должны быть рассмотрены по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На заседание судебной коллегии Ш., представители ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» и Министерства социального развития и труда Астраханской области не явились, о слушании дела извещены, от представителей ответчика и третьего лица поступили заявления о рассмотрении дела без их участия, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав докладчика, объяснения прокурора Б., возражавшей относительно доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 10апреля2012года №12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» право на получение мер социальной поддержки, указанных в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают являющиеся гражданами Российской Федерации матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокий родитель), состоящие в зарегистрированном браке супруги и не менее трех детей в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 названного Закона многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Астраханской области, дополнительно предоставляется, в том числе, при рождении третьего и последующих детей - региональный семейный капитал в размере 50000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 20 декабря 2012 года № 574-П, документом, удостоверяющим статус многодетной семьи, является удостоверение многодетной семьи Астраханской области, выдаваемое государственным казенным учреждением Астраханской области - центром социальной поддержки населения муниципального района или района города Астрахани (далее - орган социальной поддержки населения) по месту жительства многодетной семьи в порядке, установленном министерством социального развития и труда Астраханской области (далее - удостоверение).

Согласно пунктам 1.4, 2.1 и 2.3 Порядка предоставления регионального семейного капитала многодетным семьям Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 20 декабря 2012 года № 574-П (далее - Порядок), право на получение семейного капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, и реализуется в течение трех лет, но не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей.

Семейный капитал предоставляется на основании гарантийного письма, обращение за которым должно последовать не позднее двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Гарантийное письмо выдается государственными казенными учреждениями Астраханской области - центрами социальной поддержки населения муниципальных районов и районов города Астрахани (далее - орган социальной поддержки населения).

Из материалов дела следует, что Ш. состоит в браке с Ш. и является матерью троих несовершеннолетних детей Б., 2004 года рождения, Ш.В., 2007 года рождения, Ш.Ф., 2013 года рождения, в связи с чем ее семье присвоен статус многодетной семьи и выдано соответствующее удостоверение.

Установлено, что после рождения третьего ребенка Ш. обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» с заявлением о предоставлении гарантийного письма на региональный семейный капитал, представив необходимый пакет документов.

Рассмотрев представленные документы, ответчиком на основании распоряжения от 12 декабря 2013 года Ш. выдано гарантийное письмо серии ГП 10 , удостоверяющее ее право на получение регионального семейного капитала в размере 50000 рублей.

Законом Астраханской области от 10февраля2014года №5/2014-ОЗ, вступившим в силу 24 февраля 2014 года, в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» внесены изменения, в соответствии с которыми в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.

Разрешая заявленные требования, районный суд правильно исходил из того, что право на получение регионального семейного капитала многодетным семьям Астраханской области возникло у истца на момент рождения третьего ребенка.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи Астраханской области, утвержденного Постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 22 марта 2011 года № 20, удостоверение многодетной семьи Астраханской области является документом, подтверждающим статус семьи.

Право на получение удостоверения имеют многодетные семьи, установленные статьей 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-03 «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области».

Удостоверение многодетной семьи выдано Ш. ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» и подтверждает статус семьи Ш. как многодетной, а также право на получение мер социальной поддержки, в том числе, предусмотренных законодательством Астраханской области.

При этом, на момент рождения в семье Ш. третьего ребенка право заявителя на получение средств регионального семейного было предусмотрено региональным законодательством, органы социальной защиты Астраханской области не оспаривали статус семьи Ш. как многодетной при выдаче ей гарантийного письма.

Выводы суда о наличии оснований для распоряжения Ш. средствами семейного капитала, судебная коллегия находит обоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Применение к спорным правоотношениям внесенных дополнений в часть 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-03 Законом Астраханской области от 10 февраля 2014 года № 5/2014-ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» нарушает права Ш., гарантированные статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку распространение действия нового закона на ранее возникшие отношения ставит в зависимость от специального указания на это в новом законе, что противоречит положению об обратной силе закона, предусмотренному Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, гражданин не может быть лишен реализации ранее возникшего права только при наличии условий, которые отсутствовали на момент возникновения такого права.

Кроме того, Порядком предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям Астраханской области (пункты 1.4, 2.1 и 2.3) предусмотрено право на реализацию средств семейного капитала со дня рождения третьего ребенка в течение трех лет, но не ранее чем по истечении двух лет со дня его рождения.

С заявлением о распоряжении средствами семейного капитала Ш. обратилась к ответчику в соответствии с вышеуказанным Порядком по достижении ребенком возраста двух лет, в связи с чем доводы ответчика об обращении Ш. в период действия Закона, изменившего условия признания семьи многодетной и препятствующего реализации его прав на получение семейного капитала, не являются основанием для отказа в назначении соответствующей государственной услуги.

В соответствии с законом субъекта о социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области и порядком предоставления регионального семейного капитала многодетным семьям рассмотрение заявления о распоряжении средствами регионального семейного капитала представляет собой определенную процедуру, при проведении которой требуется проверка достоверности представленных заявителем сведений.

Как следует из материалов дела, процедура проверки достоверности представленных заявителем сведений ответчиком проведена, единственным основанием для отказа Ш. в назначении государственной услуги в виде предоставления регионального семейного капитала явилось отсутствие у нее данного права, так как семья Ш., по смыслу Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» не относится к многодетной.

В ходе разрешения апелляционной жалобы иных оснований для отказа Ш. в назначении государственной услуги в виде регионального семейного капитала не установлено.

Доводы жалобы о том, что право определять круг лиц, образующих многодетную семью, возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не влекут отмену судебного решения, поскольку из существа сложившихся правоотношений не следует, что стороной истца оспариваются положения нормативного правового акта либо правомочность внесения государственным органом власти субъекта Российской Федерации изменений в законодательство субъекта.

Судебная коллегия не может согласиться с изложенными доводами жалобы о том, что выданное Ш. удостоверение многодетной семьи не является основанием для получения мер социальной поддержки, поскольку такая позиция опровергается установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, подлежащего применению.

Материалами дела подтверждено, что, помимо удостоверения многодетной семьи, Ш. в целях реализации своего права на получение регионального семейного капитала представлен необходимый пакет документов, и данный факт стороной ответчика в судебном заседании не оспаривался. Предоставление Ш. неполного пакета документов либо недостоверных сведений не являлось основанием для принятия ответчиком решения об отказе в предоставлении обозначенной выше государственной социальной услуги.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений прав ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» путем возложения на него обязанности выплаты Ш. регионального семейного капитала не установлено, поскольку перечисление средств семейного капитала осуществляется на основании решения органа социальной поддержки населения, путем перечисления средств семейного капитала на лицевой счет получателя социальной поддержки, открытый в кредитной организации либо в управлении федеральной почтовой связи Астраханской области - филиале федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по мере поступления денежных средств из бюджета Астраханской области (пункты 3.3, 3.4, 3,7 Порядка предоставления регионального семейного капитала многодетным семьям Астраханской области).

Разрешение судом исковых требований прокурора в рамках гражданского процессуального законодательства не свидетельствует о нарушении процедуры рассмотрения дела, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» - без удовлетворения.