ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4174/19 от 25.02.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу №...

г. Уфа дата

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Якуповой Н.Н.,

судей Александровой Н.А. и Хакимова А.Р.,

при секретаре РИИ

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.Н.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости и её назначении

по апелляционной жалобе Е.Н.А. на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., выслушав объяснения Е.Н.А., его представителя А.З.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

определила:

Е.Н.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил обязать ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы: с дата по дата в качестве инспектора ВПЧ – 14 ОВПО-1 УПО МВД, инспектора ВПЧ-49 ОВПО-9 УПО МВД, инспектора ПЧ-43 ОПО-9 УГПС МВД РБ, инспектора ВПЧ-43 ОПО-9 ПАСС МВД РБ, ИГПН ПЕЧ-43 ОГПС-9 УГПС МВД РБ – 7 лет 06 месяцев 20 дней; с дата по дата - учеба в Свердловском пожарно-техническом училище МВД СССР 1 года 11 месяцев 27 дней; с дата по дата - служба в Вооруженных силах СССР - 2 года 11 дней; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с дата.

В обоснование заявленных требований указал о том, что решением №... Государственного Учреждения - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Башкортостан (далее также ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ...) от дата ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего страхового стажа в должностях Государственной противопожарной службы. Считает указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку трудовая деятельность проходила в органах МВД до дата. Будучи инспектором пожарной части, он фактически выполнял обязанности инструктора противопожарной профилактики пожарной части. В период очного обучения в пожарно-техническом училище состоял на действительной службе в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы, уплачивались страховые взносы. Полагает, что служба с дата по дата в Вооруженных силах СССР подлежит включению в специальный стаж. На день обращения с заявлением в ГУ УПФР по ... суммированный стаж пожарным МВД СССР составлял 3 года 3 месяца 5 дней. С учетом оспариваемых периодов суммированный специальный стаж составляет 14 лет 10 месяцев 02 дня, что, по его мнению, достаточно для назначения трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста.

Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от датаЕ.Н.А. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Е.Н.А. ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, датаЕ.Н.А. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... РБ с заявлением досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ...№... от датаЕ.Н.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающему условия назначения пенсии работникам Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел, в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет, а также по п.п. 1 и 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающим назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, проработавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Из обжалуемого решения следует, что страховой стаж Е.Н.А. составляет 30 лет 5 месяцев 20 дней, стаж работы в качестве пожарного - 3 года 3 месяца 5 дней. В частности, ответчиком в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включены периоды работы с дата по дата, с дата по дата в должности пожарного ВПЧ 47 УПО МВД; с дата по дата - в должности пожарного ОПО-25 УГПС МВД РБ; с дата по дата - в должности пожарного ОГПС-9 МВД РБ.

В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включены периоды работы с дата по дата в должности инспектора ЭВПЧ-14 ОВПО-1 УПО МВД, инспектора ВПЧ-49 ОВПО-9 УПО МВД, инспектора ПЧ-43 ОПО-9 УГПС МВД РБ, инспектора ВПЧ-43 ОПО-9 ПАСС МВД РБ, ИГПН ПЧ-43 ОГПС-9 УГПС МВД РБ – 07 лет 6 месяцев 20 дней в связи с тем, что указанная должность не предусмотрена Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел, утвержденного приказом МВД РФ от дата№....

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о том, что Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ № 437 от 18.06.2002 года, равно как и утративший силу Приказ МВД РФ от дата N 241, не содержат наименование должности «инспектор», вследствие чего не усмотрел правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

Признавая необоснованными исковые требования Е.Н.А. о включении в его стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода службы в вооруженных силах СССР и периода обучения в Свердловском пожарно-техническом училище, суд первой инстанции, учитывая Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, правомерно исходил из того, что право на досрочную трудовую пенсию работникам Государственной противопожарной службы впервые было установлено Федеральным законом от 27.12.1995 года № 211-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты «Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О пожарной безопасности», а потому нормами указанного Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий возникшие правоотношения не регулируются. Кроме того, суд пришел к верному выводу о том, что службу в Вооруженных силах истец проходил в период с дата по дата, в то время как датой начала прохождения службы в органах внутренних дел является дата, таким образом, служба в армии непосредственно не предшествовала прохождению службы в органах внутренних дел.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения содержались в пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован инструктор по противопожарной профилактике (старший) отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста и их помощники.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД РФ от 23.06.1995 N 241 (утратил силу с 04.11.1999 года) утвержден Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, в пункте 6 которого предусмотрена должность инструктора противопожарной профилактики пожарной части (отдельного поста).

Факт прохождения Е.Н.П. службы в органах внутренних дел с дата по дата подтверждается трудовой книжкой и архивной справкой Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от дата№.... При этом, как следует из указанной справки, истец проходил службу в должности инспектора.

Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ № 437 от 18.06.2002 года, равно как и утративший силу Приказ МВД РФ от 23.06.1995 N 241, не содержат наименование должности «инспектор», а потому требование истца о включении заявленных им периодов прохождения службы (периодов работы) с дата по дата для назначения досрочной страховой пенсии по старости не может быть удовлетворено.

Доводы апелляционной жалобы истца об идентичности должности инспектор пожарной части и должности инструктора противопожарной профилактики пожарной части (отдельного поста), которая могла быть установлена судом путем сравнения должностных инструкций, данных о должностных обязанностях этих работников из Единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий работников, не основаны на нормах закона, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Таких обстоятельств по делу не усматривается.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал правильную оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права судом также допущено не было. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Якупова

Судьи Н.А. Александрова

А.Р. Хакимов

Справка: судья ФИО