Судья Сапожников А.Ю. Дело № 33-4178
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Обуховой С.Г., Черниковой О.Ф.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 16 июля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска ФИО2 ФИО10 отказать.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителей ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» ФИО3, ФИО4, полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Кировской области», Отделу военного комиссариата Кировской области по Советскому, Пижанскому и Верхошижемскому районам Кировской области о взыскании убытков в виде неполученных сумм денежного содержания и процентов, указал, что 29.06.2003 военным комиссариатом Советского района Кировской области он был призван на военную службу, которую проходил по 29.06.2005. В период с 01.12.2003 по 15.11.2004 он проходил службу в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской республики в составе в/ч 96273. После прохождения военной службы он обратился в отдел военного комиссариата Кировской области по Советскому, Пижанскому и Верхошижемскому районам Кировской области с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в выдаче удостоверения было отказано в связи с отсутствием военной части в перечне Генерального штаба Вооруженных сил РФ. В 2013 году при выдаче военного билета взамен утраченного ему предложили вновь написать заявление на получение удостоверения ветерана боевых действий, 20.05.2014 ему было выдано удостоверение. Отсутствие удостоверения в период с 10.06.2005 до 20.05.2014 не позволило ему пользоваться мерами социальной поддержки ветеранов боевых действий, предусмотренных частью 1 статьи 19 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», так как льготы предоставляются на основании удостоверения. Размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам, установлен п.п. 3 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», подлежит индексации на основании п. 5 ст. 23.1 данного Федерального закона. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» он имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ). С учетом уточненных требований, просил признать незаконным бездействие ФКУ «Военный комиссариат Кировской области», выразившееся в невыдаче удостоверения ветерана боевых действий при обращении, взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу убытки в виде неполученных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с 01.07.2005 по 01.07.2014 в размере: <данные изъяты> коп. и стоимости набора социальных услуг за этот же период в размере <данные изъяты> руб., проценты <данные изъяты> коп.
Судом постановлено решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, как постановленное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и удовлетворить исковые требования, полагает необоснованными выводы суда о не предоставлении им на момент обращения в военный комиссариат в 2005 году документов, подтверждающих фактическое участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, поскольку предусмотренные действовавшей на момент обращения Инструкцией о порядке выдаче удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ, утвержденной Приказом МО РФ от 15.03.2004 № 77, документы, содержащие запись об участии в боевых действиях, им были представлены, считает, что невыполнение Министерством обороны РФ п. 4 Приказа МО РФ от 15.03.2004 № 77 привело к необоснованному отказу в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, указывает, что войсковая часть, в которой он проходил службу в спорный период, включена в перечень Генерального Штаба РФ директивой № 314/12/0451 от 15.06.2001, но с данного времени военный комиссариат никаких мер к реализации его права на пенсионное обеспечение не принимал, он не обжаловал решение об отказе в выдаче удостоверения потому, что непосредственно с документом, содержащим мотивированный отказ ответчика, в установленном порядке ознакомлен не был, указывает, что судом не рассмотрены заявленные им исковые требования к Министерству обороны РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Как видно из материалов дела, в 2005 году ФИО1 обратился в отдел военного комиссариата Кировской области по Советскому, Пижанскому и Верхошижемскому районам Кировской области с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Удостоверение ветерана боевых действий ФИО1 выдано не было в связи с тем, что период участия истца в боевых действиях не входил в Перечень ГШ ВС РФ.
В 2013 году ФИО1 обратился в отдел ФКУ военного комиссариата Кировской области в Советском, Пижанском и Верхошижемском районах Кировской области по вопросу выдачи военного билета взамен утраченного. Сотрудниками военного комиссариата ФИО1 было предложено написать заявление на оказание помощи в сборе необходимых документов для получения удостоверения ветерана боевых действий.
20.05.2014 ФИО1 было выдано удостоверение ветерана боевых действий.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, ФИО1 считает, что в 2005 году ему было незаконно отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в результате чего он был лишен возможности получать предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» меры социальной поддержки.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в том числе военнослужащие, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В Приложении к Федеральному закону «О ветеранах» содержится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 марта 2004 г. № 77 (в редакции, действовавшей в 2005 году, на момент обращения истца за удостоверением) основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 указанной Инструкции, выдача указанных удостоверений производится при наличии документов, подтверждающих прохождение ими военной службы в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г.
В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов командиров (начальников), справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы.
Принимая во внимание приведенные выше положения норм материального права, суд исходил из того, что право на получение удостоверения ветерана боевых действий у истца могло возникнуть при соответствующем документальном подтверждении факта его непосредственного участия в контртеррористических операциях в период службы по призыву на территории Северо-Кавказского региона.
Судом установлено, что 29.06.2003 ФИО1 был призван на срочную военную службу военным комиссариатом Советского района Кировской области.
В период с 01.12.2003 по 15.11.2004 он проходил службу в войсковой части 96273 в составе Объединенной группировки войск (сил) в республике Чечня, выполняя задачи в условиях Чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, что подтверждается справкой № 321 от 15.11.2004 года, выданной в/ч №96273
Как следует из разъяснения начальника военного комиссариата Кировской области по Советскому, Пижанскому и Верхошижемскому районам Кировской области от 26.08.2014, документы ФИО1, подтверждающие факт участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона на оформление удостоверения были направлены в адрес военного комиссариата Кировской области 10.07.2005 и 11.08.2005. В оформлении удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 было отказано в связи с тем, что на момент обращения истца, период участия в боевых действиях не входил в Перечень ГШ ВС РФ.
Согласно сообщению Министерства обороны РФ (л.д. 84), войсковая часть № 96273 включена в Перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ с периодом участия с 20.08.1999 по 30.04.2000.
ФИО1 проходил службу в войсковой части 96273 в период с 2003 по 2005 годы, время пребывания в зоне вооруженного конфликта с 01.12.2003 по 15.11.2004, то есть военная служба проходила в период, когда войсковая часть не была включена в Перечень.
Таким образом, поскольку на момент первоначального обращения ФИО5 в отдел военного комиссариата Кировской области достоверных доказательств непосредственного участия в боевых действиях в период военной службы на территории Северо-Кавказского региона РФ в нарушении ст. 56 ГПК РФ предоставлено не было, оснований для выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий не имелось.
Само по себе прохождение истцом в оспариваемый период срочной службы в составе воинской части 96273, выполнявшей задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Северо-Кавказского региона, не может расцениваться как участие в боевых действиях.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии вины сотрудников военного комиссариата Кировской области в несвоевременной выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий, поскольку по имеющимся в Перечне сведениям, войсковая часть, в которой проходил службу истец, не была поименована в Перечне в период прохождения истцом военной службы.
Нарушений прав и свобод ФИО1 при повторном обращении за получением удостоверения ветерана боевых действий не установлено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 № 2288 был утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, которым предусмотрено в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий образование комиссий. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства)
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что к обращению прикладываются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.
Ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается: для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).
Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны: проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта; в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.
Обращение о выдаче удостоверения ветерана боевых действий носит заявительный характер.
Из материалов дела следует, что 2013 году после обращения ФИО1 за получением удостоверения ветерана боевых действий, отделом военного комиссариата Кировской области были направлены соответствующие запросы для получения необходимых документов, подтверждающих даты или периоды участия ФИО1 в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в условиях вооруженного конфликта.
На основании анкеты-запроса отдела военного комиссариата Кировской области был получен ответ из филиала Центрального ордена Красной звезды архива МО РФ от 24.02.2014, из которого следует, что рядовой ФИО1 фактически принимал участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в период с 17 по 19.04.2004 г. (3 дня), получив денежное вознаграждение пропорционально количеству дней участия.
После получения необходимых документов, вопрос об оформлении удостоверения ветерана боевых действий был разрешен, что не оспаривает и сам истец.
При таких обстоятельствах, верно установив, что при разрешении обращений ФИО1 о получении удостоверения ветерана боевых действий военный комиссариат Кировской области действовал в рамках полномочий, предоставленных законодательством, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия полагает правильными выводы суда об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца убытков в виде неполученных за период с 01.07.2005 по 01.07.2014 сумм ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг.
Требуя взыскать с ответчика убытки, связанные со статусом ветерана боевых действий истец не учитывает, что право на льготы могло возникнуть не ранее получения в установленном порядке такого статуса, в связи с чем, предъявление в иске права на льготы в денежном выражении за прошлый период и до получения удостоверения ветерана боевых действий основано на неправильном толковании истцом норм материального права.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии возможности самостоятельного получения документов, подтверждающих отнесение войсковой части к Перечню ГШ РФ, судебная коллегия отклоняет, поскольку доказательств обращения истца за получением данной информации и отказа в ее предоставлении суду представлено не было.
Доводы жалобы о неправомерности отказа военного комиссариата Кировской области в 2005 году в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с включением войсковой части, в которой истец проходил службу в спорный период, в перечень Генерального Штаба РФ на основании директивы № 314/12/0451 от 15.06.2001,основанием для отмены решения не являются, так как данная войсковая часть была включена в Перечень войсковых частей, подразделений и групп ВС РФ, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ с периодом участия с 20.08.1999 по 30.04.2000, в то время, как ФИО1 проходил военную службу в данном регионе не в указанный период, а в период с 01.12.2003 по 15.11.2004.
Указания заявителя о не рассмотрении судом требований, заявленных к Министерству обороны РФ, несостоятельны, поскольку из материалов дела следует, что заявленные истцом требования о взыскании с Министерства обороны РФ убытков рассмотрены и оставлены без удовлетворения, иных требований к данному ответчику на разрешение судом истцом заявлено не было.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 16 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: