ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4181 от 13.11.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Низовцев А.В.

Дело № 33-4181 поступило 19 сентября 2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Семенова Б.С., Гимадеевой О.Л., при секретаре Федоровой Ю.Ю., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 13 ноября 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Бурятия Романовой О.С. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 06 июля 2017 года, которым было удовлетворено исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, на Администрацию МО «Тункинский район» возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов с земельных участков в границах населенных пунктов Тункинского района: с. Монды, с. Туран, с. Нилова Пустынь, с. Нуган, с. Жемчуг, с. Талое, с. Галбай, с. Тунка, с. Зун-Мурино, с. Шулуты, с. Торы, с. Далахай, на Правительство Республики Бурятия возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов с земельных участков в границах указанных населенных пунктов Тункинского района, на Администрации МО СП «Монды», МО СП «Туран», МО СП «Харбяты» (с.Нуган), МО СП «Галбай», МО СП «Толтой», МО СП «Тунка», МО СП «Зун-Мурино», МО СП «Торы» (с.Шулуты), МО СП «Далахай» возложена обязанность провести работы по ликвидации твердых коммунальных отходов с земельных участков, расположенных в границах указанных сельских поселений.

Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителя ответчика Романову, прокурора Дмитриеву, ознакомившись с делом, коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Павлов А.В. обратился в суд с иском к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО «Тункинский район», Администрациям сельских поселений Тункинского района –с.Монды, с.Туран, с.Харбяты, с.Галбай, с.Тунка, с.Зун-Мурино, с.Торы, с.Далахай о понуждении принять меры, направленные на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов, ликвидацию бытовых отходов, мотивируя тем, что на территории Тункинского района Республики Бурятия, границы которого совпадают с границами ФГУ Национального парка «Тункинский», выявлены факты захламления земельных участков, расположенных на территориях указанных сельских поселений твердыми коммунальными отходами в виде стеклянной, пластиковой тары, отходов от старых объектов строительства, несортированных отходов.

По мнению истца, указанная деятельность надлежащим образом не организована.

Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закон Республики Бурятия от 21.06.1995 N 140-I "О Правительстве Республики Бурятия", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" истец указал на ненадлежащее исполнение ответчиками требований перечисленных нормативных актов, в результате неисполнения которых земельные участки населенных пунктов в Тункинском районе Республики Бурятия были захламлены твердыми коммунальными отходами.

При этом прокурор просил обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов, Администрацию МО «Тункинский район» принять участие в организации указанной деятельности, Администрации сельских поселений Тункинского района провести работы по ликвидации бытовых отходов, находящихся на земельных участках, расположенных в границах сельских поселений с.Монды, с.Туран, с.Харбяты, с.Галбай, с.Тунка, с.Зун-Мурино, с.Торы, с.Далахай.

В судебном заседании помощник прокурора Тункинского района Республики Бурятия Матвеев Н.М. поддержал заявленные требования.

Представитель Администрации МО «Тункинский район» Бардашов А.А. с исковыми требованиями не согласился, пояснил суду, что Администрацией района были приняты необходимые меры, проведена работа по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Границы Тункинского района совпадают с границами национального парка «Тункинский» в котором принять меры по утилизации твердых бытовых отходов не представляется возможным.

Представители МО СП «Тунка» Ширяев А.В., МО СП «Торы» Халудоров М.Б. с иском не согласились, указав на коллизию Федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель Правительства Республики Бурятия Романова О.С. в своем отзыве на иск возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что Правительством Республики Бурятия предприняты необходимые меры по организации указанной деятельности, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства.

Представители МО СП «Монды», МО СП «Туран», МО СП «Харбяты», МО СП «Жемчуг», МО СП «Галбай», МО СП «Зун-Мурино», МО СП «Шулуты», МО СП «Торы», МО СП «Далахай» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Бурятия Романова просит его отменить в части удовлетворения иска в отношении Правительства Республики Бурятия, мотивируя тем, что ответчиком были приняты предусмотренные законом меры регулирующего, распорядительного характера по организации деятельности по сбору, транспортированию, утилизации твердых бытовых отходов, которые заключаются в соответствующем нормативно-правовом регулировании, заключении соглашения с региональным оператором, определяемым на основании конкурсного отбора. Как указывается в жалобе, реализация организационных полномочий осуществляется Правительством в пределах всей республики, действующее законодательство не предусматривает полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности по ликвидации конкретных несанкционированных свалок на территориях муниципальных образований.

По мнению автора жалобы, вопросы ликвидации несанкционированных свалок до реализации положений п.1 ст. 24.6 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» о региональном операторе, до внедрения механизма деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, должен решаться органами местного самоуправления.

Также в жалобе указывается, что суд не учел отсутствия доказательств того, что земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки, принадлежат Республике Бурятия, в то же время, согласно пп. 2 п.2, п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 8 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия", мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления должны проводить собственники земельных участков или их владельцы.

В заседании коллегии Романова поддержала доводы жалобы.

Прокурор Дмитриева возражала против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и обсудив их, коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части.

Возлагая на Правительство Республики Бурятия обязанность организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов в виде конкретных несанкционированных свалок, находящихся на территории Тункинского района Республики Бурятия, суд сослался на доказанность наличия этих свалок, на то, что они оказывают негативное воздействие на окружающую среду, меры по охране и восстановлению которой согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» должны предпринимать в том числе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, к полномочиям которых ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» отнесена организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов.

Однако, обстоятельства, на которые сослался суд, как и ссылки решения на указанные выше нормы права, не подтверждают обоснованности и законности решения в части, касающейся возложения на Правительство Республики Бурятия обязанности принять меры по организации деятельности, направленной на сбор, утилизацию и обезвреживание бытовых отходов, находящихся на конкретных земельных участках сельских поселений Тункинского района, что фактически означает организовать деятельность по ликвидации конкретных несанкционированных свалок.

Из ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», следует, что к полномочиям субъекта Российской Федерации относится охрана окружающей среды, то есть деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.14 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия", к полномочиям субъектов Российской Федерации, к полномочиям Республики Бурятия отнесены разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами, принятие нормативных актов, осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, осуществление государственного надзора в области обращения с отходами, организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Указанные положения законов носят общий характер и не свидетельствуют о том, что орган исполнительной власти должен принимать непосредственное участие в организации мероприятий, направленных на очистку конкретной территории, являющейся частью территории муниципального образования, от отходов производства и потребления.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 26.04.2016г., «организация деятельности» применительно к деятельности, касающейся сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, о которой говорится в ФЗ "Об отходах производства и потребления" предполагает осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание необходимых условий для очистки территорий от отходов.

Согласно пп. «ф» п. 1 ст. 22 Закона Республики Бурятия от 21.06.1995 N 140-I "О Правительстве Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия координирует работу органов исполнительной власти Республики Бурятия по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических программ. Из указанного закона, определяющего компетенцию Правительства Республики Бурятия, также не следует, что Правительство должно организовывать работу по ликвидации конкретных свалок.

Заявляя требование о возложении на Правительство Республики Бурятия обязанности организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на конкретных участках территории Республики, прокурор не указал, какие действия должен совершить ответчик при организации указанной деятельности.

В решении также не указано, каким образом, путем совершения каких действий Правительство Республики Бурятия должно организовать очистку конкретных территорий.

В той ситуации, когда представитель Правительства Республики Бурятия ссылалась на то, что Правительство исполнило возложенную на него законом (ст.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления») обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которая состоит в осуществлении нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с отходами на территории Республики Бурятия, определении регионального оператора в области обращения с отходами, заключении соглашения с региональным оператором, отсутствие в решении суда указаний на конкретные организационные действия, подлежащие совершению ответчиком, делает решение суда в обжалуемой части неисполнимым.

Судебная коллегия находит обоснованным довод жалобы об отсутствии бездействия со стороны Правительства Республики Бурятия в организации на территории Республики Бурятия деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, поскольку Правительством Республики Бурятия приняты Распоряжение от 10.04.2015 N 217-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в Республике Бурятия», Постановление от 22.08.2016 N 393 "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Бурятия", Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.11.2016 N 540 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия", Постановление Правительства Республики Бурятия от 09.12.2016 N 570 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия".

Кроме того, коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что возложенная статьей 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов предполагает регулирование и организацию этой деятельности при осуществлении законной деятельности субъектов в области обращения с отходами.

В то же время организация устранения последствий противозаконного захламления территорий отходами, несанкционированного размещения отходов с нарушением установленных правил, в неразрешенных для этого местах, положениями указанной ст. 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не регулируется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда полежит отмене в части удовлетворения иска к Правительству Республики Бурятия.

Принимая новое решение по делу, коллегия полагает, иск прокурора к Правительству Республики Бурятия о возложении обязанности по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на конкретных участках территории в границах МО Тункинский район Республики Бурятия не подлежит удовлетворению, как не основанный на нормах права.

Как уже указывалось выше, правовые нормы, на которые ссылался при обращении в суд прокурор, не свидетельствуют о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан организовать деятельность сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на конкретных участках территории субъекта, организация указанной деятельности на территории всей Республики Бурятия осуществляется Правительством Республики Бурятия путем нормативно-правового регулирования и совершения иных действий, установленных законом, к которым в частности относятся разработка и утверждение региональных программ в области обращения с отходами, определение регионального оператора и другие действия.

Прокурором не представлены доказательства того, что Правительством Республики Бурятия не осуществляется урегулированная ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности в области обращения с отходами на территории Республики Бурятия.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2, пунктом 5 ст.13 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч.3 ст. 8 Закона Республики Бурятия от 9.03.2010г. № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены или иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории, либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения этих отходов.

При заявлении исковых требований Прокурор не ссылался на то обстоятельство, что Правительство Республики Бурятия является правообладателем в отношении земельных участков, на которых находятся несанкционированные свалки, перечисленные в исковом заявлении и не указывал, путем совершения каких действий Правительство Республики Бурятия должно организовать очистку конкретных территорий.

Решение в части, касающейся Администраций сельских поселений Тункинского района Республики Бурятия и Администрации МО «Тункинский район» Республики Бурятия никем не обжаловано, поэтому законность решения в указанной части коллегией не проверяется.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 06 июля 2017 года отменить в части.

В удовлетворении иска Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокуратура в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия о возложении обязанности организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, находящихся на территории сельских поселений Тункинского района Республики Бурятия отказать.

В остальной части решение суда обставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: