ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4184/2017 от 03.07.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-4184/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе ФИО1, действующей в интересах ФИО2 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2017 года, по которому

в удовлетворении иска ФИО2 к ФСИН России об отмене решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02.11.2016 № 89 в части отказа в постановке ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13.08.2014, иске к УФСИН России по Республике Коми об обязании направить во ФСИН России пакет документов, необходимых для решения вопроса о принятии ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказано.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя истца ФИО1, представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по РК ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФСИН России об отмене решения комиссии ФСИН России от 02.11.2016 № 89 в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13.08.2014, с иском к УФСИН России по Республике Коми об обязании направить во ФСИН России пакет документов, необходимых для решения вопроса о принятии ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца просит об отмене решения со ссылкой на его незаконность и необоснованность.

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).

В силу п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению должны быть приложены документы, поименованные в подп. «а» - «л» указанного пункта.

Судом установлено, что ФИО2 проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу более 24 лет.

13 мая 2014 года истец обратился с рапортом к директору ФСИН России о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из материалов учетного дела следует, что жилые помещения истцу на праве собственности или на ином законном праве не принадлежат.

На момент подачи рапорта у ФИО2 был расторгнут брак с ФИО4, у истца имеется двое сыновей – ФИО5, <Дата обезличена> года рождения, и ФИО6, <Дата обезличена> года рождения. Истец, его бывшая супруга и дети зарегистрированы в жилом помещении общей площадью ... кв.м. по адресу: <Адрес обезличен>, которое принадлежит на праве собственности ФИО4

При обращении с рапортом истцом представлены сведения из БТИ об отсутствии в собственности ФИО2, ФИО5 жилых помещений, о наличии в собственности ФИО4 жилых помещений. Также им представлены выписки из ЕГРП на себя и ФИО4

Согласно материалам учетного дела ФИО2 с 12.08.2009г. по 12.08.2010г. и с 04.09.2010г. по 03.09.2015г. имел регистрацию по месту пребывания по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <Адрес обезличен>. Указанное помещение принадлежит на праве собственности сестре истца ФИО7

26 мая 2014 года решением комиссии УФСИН России по Республике Коми направлены в комиссию ФСИН России документы для рассмотрения вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на ФИО2 с составом семьи 1 человек.

Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02.11.2016 № 89 отказано в постановке ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, а именно, истцом не были представлены справки БТИ на сына ФИО6, а также выписки из ЕГРП на обоих детей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, положений Федерального закона № 283-ФЗ, п.5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 обоснованно исходил из того, что решение ответчика от 02.11.2016 № 89 об отказе в постановке истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья основано на положениях действующего законодательства.

Приведенный в апелляционной жалобе довод представителя истца о незаконности принятого судом решения, поскольку ФИО2 просил предоставить ему единовременную социальную выплату на состав семьи 1 человек, судебная коллегия во внимание не принимает.

Из смысла Правил предоставления единовременной социальной выплаты № 369 и Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов УИС, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 следует, что датой принятия сотрудника на учет является дата подачи им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Следовательно, именно на дату подачи заявления о принятии на учет сотрудник должен отвечать всем необходимым требованиям, в том числе должны быть представлены требуемые Правилами документы.

На день обращения с рапортом сын ФИО2 - ФИО6, являлся несовершеннолетним, второй сын – ФИО5, не достиг возраста 23 лет и обучался по очной форме обучения. Истец и его дети зарегистрированы по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>, факт раздельного проживания ФИО2 с детьми в ходе рассмотрения дела не подтвержден.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что дети истца являлись членами его семьи в том смысле, который придается этому понятию Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», следовательно, в силу приведенных норм и установленных обстоятельств, истец обязан был представить сведения о принадлежащих сыновьям на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма жилых помещениях.

По указанным основаниям судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что истец просил принять его на учет с составом семьи 1 человек.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что обязанность по предоставлению документов, указанных в Правилах от 24.04.2013 № 369 возлагается на заявителя, а комиссия лишь проверяет предоставленные сведения о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты. Именно сотрудник - истец несет ответственность за предоставляемый пакет документов или доказательств невозможности получения документов.

Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца временной регистрации и ссылка на положения Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не могут повлечь отмену решения, так как данный закон не регулирует порядок постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1, действующей в интересах ФИО2, - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: