ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4184/2022 от 17.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,

судей: Полесной И.А.,

Мотиной И.И.,

при секретаре УАЕ,

с участием: прокурора ИМВ,

истца СЕМ,

представителя истца ТЕВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи в интересах СЕМ к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения и понуждении совершить определенные действия, по апелляционным жалобам Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и СЕМ на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2022 года,

у с т а н о в и л а:

в сентябре 2021 года заместитель прокурора города Керчи обратился в суд с иском в интересах СЕМ к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения и понуждении к совершению определенных действий, мотивируя свои требования тем, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым СЕМ отказано в перерасчете страховой пенсии, поскольку при рассмотрении его документов установлено, что представленные в подтверждение стажа справки не заверены печатью, либо печать не читается. С данными решениями прокурор и истец не согласны и полагают, что в расчет стажа необоснованно не включен период работы СЕМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве частного предпринимателя - адвоката, просят признать незаконным и отменить решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе СЕМ в перерасчете страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты), обязать ответчика включить в общий стаж СЕМ период работы в качестве частного предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2022 года признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете СЕМ страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты). Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым обязано включить в общий страховой стаж СЕМ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве частного предпринимателя. Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязано произвести перерасчет страховой пенсии по старости СЕМ с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В обоснование апелляционной жалобы СЕМ, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить и вынести в этой части новое решение об удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика, СЕМ, заместитель прокурора г. Керчи просят решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, пояснения истца, поддержавшего свою апелляционную жалобу и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, пояснения представителя ответчика, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы СЕМ и поддержавшей апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г. Керчи обратился СЕМ с заявлением о нарушении его прав на пенсионное обеспечение.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что ДД.ММ.ГГГГСЕМ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты).

Решением органа пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГСЕМ отказано в перерасчете страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты) ввиду отсутствия документального подтверждения сведений, содержащихся в справках.

С ДД.ММ.ГГГГСЕМ состоит на учете в Управлении как получатель страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты).

Как следует из сообщения пенсионного фонда, при рассмотрении документов, предоставленных СЕМ, установлено, что в копиях справок от ДД.ММ.ГГГГ и , выданных Житомирским областным отделением Союза адвокатов Украины, название организации в печати не читается; в копии справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бердичевским объеденным Управлением Пенсионного фонда Украины в <адрес> название учреждения в печати не читается; справка об уплате страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Бердичевским объеденным Управлением Пенсионного фонда Украины в Житомирской области не заверена печатью; копия информации от ДД.ММ.ГГГГ с-8 Бердичевского объеденного Управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> не заверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Кроме того, документы, предоставленные СЕМ к заявлению для перерасчета страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты) и документы, поступившие на запрос Управления содержат противоречивые сведения.

СЕМ зарегистрирован на территории Республики Крым по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В тоже время, ДД.ММ.ГГГГ истец документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии , выданным паспортно-визовым отделение ОВД Останкинского района г. Москвы.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истец не относится к числу лиц, на которых распространяются требования Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поскольку на момент вступления в силу указанного Федерального закона (01 января 2015 года) он являлся гражданином Российской Федерации с 2005 года.

Частично удовлетворяя исковые требования о понуждении ответчика включить период работы истца частным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

С 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона № 400-Ф3, к заявлению о перерасчете размера страховой пенсии одновременно предоставляются все необходимые для такого перерасчета документы.

В соответствии с пунктом 51 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 2014 года № 958н и зарегистрированного в Минюсте России 31.12.2014 за № 35496, необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и содержать достоверные сведения.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.

Как следует из п. 4 Правил № 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные п. 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; в) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 59 Правил № 1015, документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.

Как следует из ч. 1 ст. 4 ФЗ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения», периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Частью 3 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Согласно ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. Аналогичные требования содержатся и в ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Таким образом, учитывая, что гражданство РФ истцом принято не в порядке Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, оснований для применения требований ФЗ № 208-ФЗ от 21.07.2014 судом не установлено.

26.03.1992 постановлением Правления Пенсионного фонда Украины № 2-1 утверждена «Инструкция о порядке уплаты и учета страховых и иных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан в Пенсионный фонд Украины».

Правлением Пенсионного фонда Украины 10.06.1994 принято постановление № 5-5 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления уплаты страховых взносов предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и расходования его средств».

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что согласно Закону Украины от 05.11.1991 «О пенсионном обеспечении» и изменениям в этот закон, Инструкция определяет на территории Украины порядок исчисления, уплаты и учета поступления обязательных взносов на государственное социальное страхование и обязательных страховых взносов в Пенсионный Фонд предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности и отраслевой принадлежности, объединениями граждан, лицами, которые используют наемный труд граждан (в том числе предприятиями и лицами, использующими труд граждан по соглашениям гражданско-правового характера), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, основанной на личной собственности и исключительно их труде, адвокатами, работающими гражданами.

В соответствии с п. 3 этой же Инструкции, все предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, адвокаты обязаны зарегистрироваться как плательщики взносов в органах Пенсионного фонда в районах (городах) в 10-дневный срок со дня получения свидетельства о регистрации в местных органах государственной власти, о чем получают уведомление Фонда (приложение № 1).

Правлением Пенсионного фонда Украины 06.09.1996 принято постановление № 11-1 об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и расходования его средств.

Пунктом 2.1. указанной Инструкции предусмотрено, что плательщиками обязательных взносов на государственное социальное страхование являются предприятия независимо от форм собственности и деятельности и отраслевой принадлежности, в том числе с иностранными инвестициями, религиозные организации, фермерские (крестьянские) хозяйства, объединения граждан; обособленные самостоятельные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс, счет в учреждениях банков и осуществляют расчеты по оплате труда.

Согласно данным трудовой книжки истца без серии и без номера, заполненной ДД.ММ.ГГГГ, запись о работе в Житомирском областном отделении Союза адвокатов Украины отсутствует.

В трудовой книжке АО от ДД.ММ.ГГГГ содержатся лишь сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГСЕМ зачислен адвокатом областной коллегии, направлен на работу в юристконсультацию <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. Житомирская областная коллегия адвокатов реорганизована в Житомирское областное отделение Союза адвокатов Украины. В связи с реорганизацией переведен на частную адвокатскую деятельность в Житомирском областном отделении Союза адвокатов Украины.

Согласно имеющемуся в материалах пенсионного дела ответу главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дата поступления ДД.ММ.ГГГГ) и акту от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставленных книгах по начислению заработной платы <адрес> отделения союза адвокатов Украины за 1994-2011 СЕМ не значится. Других первичных документов, подтверждающих факт работы СЕМ в Житомирском областном отделении союза адвокатов Украины не представлено.

В справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Союзом адвокатов Украины, житомирское областное отделение, адвокат СЕМ в трудовых отношениях с объединением адвокатов не состоял, отчетность адвокатов перед САУ была прекращена в 1993 г.

Согласно ответу главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержден факт уплаты СЕМ страховых взносов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Удовлетворяя заявленные исковые требования в части признания незаконным и отмены решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в страховой стаж СЕМ спорных периодов, возлагая на орган пенсионного обеспечения обязанность включить СЕМ спорный период в страховой стаж и, соответственно, произвести перерасчет размера страховой пенсии, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что спорные периоды работы истца подтверждены записями в трудовой книжке, ответами территориального пенсионного фонда Украины, в котором осуществлялась трудовая деятельность истца в спорный период; работник не несет ответственность за нарушение правил ведения и заполнения трудовой книжки, которое произошло не по вине истца.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они являются верными, сделаны с учетом фактических обстоятельств по делу и соответствуют требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы истца, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГСЕМ является гражданином РФ, доказательств, подтверждающих уплату с указанного времени страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ суду не предоставил, оснований для включения в его страховой стаж данных периодов трудовой деятельности на территории Украины также не имеется.

Иные доводы, изложенные в жалобах, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и СЕМ без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 18 мая 2022 года.

Судьи: