ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-418/2015 от 03.02.2015 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С УД

  Судья Рыбалко В.И. Дело № 33-418/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  г. Ульяновск 3 февраля 2015 г.

  Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

  председательствующего Королёвой А.В.,

  судей Кинчаровой О.Е., Нефёдова О.Н.,

  при секретаре Бешановой Э.Е.,

  рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива «Улица Рылеева» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 октября 2014 года, по которым постановлено:

  Заявление Жилищно-строительного кооператива «Улица Рылеева» о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Р***, д. ***, в течение одного месяца со дня принятия решения суда – оставить без удовлетворения.

  Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения представителей ЖСК «Улица Рылеева» Ситникова В.Б., Сергиенко А.Н., Елышевой О.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Ульяновска Кормилицыной С.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

  У С Т А Н О В И Л А:

  ЖСК «Улица Рылеева» обратился в суд с заявлением о признании завершенного строительством многоквартирного жилого дома с количеством этажей – 3 с мансардой по улице Р***, *** в Ленинском районе города Ульяновска соответствующим проектной документации, требованиям технических регламентов и энергоэффективности и о возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного жилого дома в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

  В обоснование указал, что Ю*** О.И. и Р*** Д.И. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, площадью 2510 кв. м., кадастровый номер № ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***, д. ***.

  26 декабря 2008 г. ОАУ «У***» выдано положительное заключение государственной экспертизы № *** на проектную документацию на данный дом.

  4 февраля 2009 г. администрацией г. Ульяновска Р*** Д. И. и Ю*** О.И. было выдано разрешение № *** на строительство пятиэтажного многоквартирного жилого дома на 50 квартир по ул. Р***, *** в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «В***», которое 4 сентября 2009 г. было продлено до 4 июля 2010 г.

  12 февраля 2010 г. в адрес Государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области было направлено извещение о сроке начала строительства многоквартирного жилого дома.

  Однако письмом от 4 октября 2010 г. администрацией г. Ульяновска было отказано в продлении разрешения на строительство 5-этажного дома со ссылкой на нахождение в непосредственной близости от земельного участка объекта культурного наследия регионального значения – Германовской церкви с реконструируемой колокольней и отсутствие в государственной экспертизе раздела, касающегося оценки соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

  4 июля 2011 г. администрация г. Ульяновска выдала разрешение №*** на строительство многоквартирного дома по ул. Р***, ***, количество этажей - 3, на 30 квартир, на срок до 5 сентября 2012 г.

  Государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области не осуществляла надзор за строительством трехэтажного многоквартирного жилого дома.

  В сентябре 2011 г. был учрежден ЖСК «Улица Рылеева». Ю*** О. И. и Р*** Д. И., являясь членами ЖСК, передали земельный участок ЖСК «Улица Рылеева» по договору безвозмездного пользования для строительства многоквартирного дома для членов ЖСК.

  ЖСК «Улица Рылеева» заключил с ЗАО «У*** механизации №5!%» договор генподряда на строительство многоквартирного жилого дома и ввода его в эксплуатацию. ООО «В***», имеющее соответствующие лицензии и допуски СРО, осуществляло авторский и строительный контроль на протяжении всего срока строительства многоквартирного жилого дома.

  26 марта 2012 года администрацией г. Ульяновска Ю*** О. И. и Р*** Д.И. было выдано разрешение № RU *** на строительство многоквартирного жилого дома по ул. Р***, ***, с количеством этажей - 3 с мансардой, на 40 квартир, в связи с корректировкой проектной документации, сроком до 1 июня 2013 г.

  На ноябрь 2012 г. строительство многоквартирного жилого дома было завершено, оставались внутренние отделочные работы.

  12 марта 2014 г. администрацией г. Ульяновска ЖСК «Улица Рылеева» было выдано разрешение № *** на строительство многоквартирного жилого дома по ул. Р***, ***, в Ленинском районе г. Ульяновска, с количеством этажей - 3 с мансардой, на 40 квартир, сроком до 1 сентября 2014 г.

  Администрация г. Ульяновска отказала ЖСК «Улица Рылеева» в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома по ул. Р***, ***, ссылаясь на отсутствие заключения Главной государственной инспекции регионального надзора и на несоответствие объекта технико-экономическим показателям, указанным в разрешении на строительство, а именно: этажности и общей площади здания.

  Однако письмами проектировщика (ООО «В***») и кадастровой службой (ООО «Г*** ***») подтверждается, что отклонение проектной пощади от фактической является несущественным, и что не выявлено отклонений от проектной документации, количество этажей соответствует проекту. Были проведены дополнительные экспертизы: инструментальное обследование фрагментов жилого дома и тепловизионное обследование, которые подтвердили соответствие построенного объекта проектной документации и требованиями технических регламентов.

  25 сентября 2014 г. ЖСК «Улица Рылеева» повторно обратилось в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию с приложением указанных дополнительных документов. Однако администрация г. Ульяновска вновь отказала в выдаче разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по тем же основаниям, что и ранее.

  В настоящее время многоквартирный дом фактически заселен членами ЖСК, выплатившими паевые взносы на строительство данного дома. Дом подключен к системам энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Жилой дом соответствует всем нормативным требованиям и может эксплуатироваться без ограничений.

  Отказ администрации г. Ульяновска в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является препятствием для постановки многоквартирного жилого дома на государственный учет и исключает возможность для регистрации членами ЖСК своих прав на квартиры.

  Определением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 октября 2014 года в принятии иска в части требования ЖСК «Улица Рылеева» к администрации г. Ульяновска о признании завершенного строительством многоквартирного жилого дома соответствующим проектной документации, требованиям технических регламентов и энергоэффективности отказано.

  Судом к участию в деле привлечены ФИО1, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

  Рассмотрев заявленное требование по существу, суд постановил приведенное выше решение.

  В апелляционной жалобе ЖСК «Улица Рылеева», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в том, что суд необоснованно переквалифицировал заявленные им в порядке искового производства исковые требования на требования, разрешаемые в порядке главы 25 ГПК РФ, и постановил решение об отказе по формальному признаку: в связи с отсутствием заключения Управления государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области.

  Вывод суда о том, что ЖСК «Улица Рылеева» признал факт строительства многоквартирного жилого дома без извещения о начале строительства органа государственного регионального надзора ошибочен. Суду было представлено извещение в Государственную инспекцию строительного надзора от 12 февраля 2010 года о начале строительства 5-тиэтажного многоквартирного дома с отметкой о его получении. Соответствующий контроль на начальном этапе строительства дома осуществлялся. ЖСК не может нести ответственности в виде неполучения соответствующего заключения в связи с невыполнением в последующем данным надзорным органом полномочий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Получение новых разрешений на строительство дома с изменениями в проектной документации не влечет отмену полномочий государственного строительного надзора по проведению надзора за строительством этого дома, если извещение о начале строительства получалось инспекцией и не отзывалось застройщиком.

  Кроме того, по рекомендации Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области ЖСК обратился для проведения технического обследования в Автономную некоммерческую организацию Орган сертификации в строительстве «У***», данная некоммерческая организация выдала техническое заключение о соответствии построенного дома техническим регламентам.

  Им были представлены в суд заключения и технические экспертизы, подтверждающие, что возведенный многоквартирный дом соответствует требованиям технических регламентов и энергоэффективности, выводы которых администрацией не оспаривались. Однако судом в нарушение ч.4 ст. 98 ГПК РФ не дана оценка указанным доказательствам, не назначена судебная строительно-техническая экспертиза в порядке ч.1 ст. 79 ГПК РФ.

  Получить заключение государственного строительного надзора невозможно, так как надзор за строительством дома не осуществлялся. Однако в законе не указано, что заключение государственного строительного надзора является единственным доказательством соответствия построенного дома требованиям технических регламентов.

  Довод ответчика о том, что построенный дом не соответствует разрешенным параметрам строительства, является необоснованным.

  Увеличение общей площади построенного дома не выходит за рамки допустимых погрешностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ. Расхождение данных по фактической общей площади дома с данными в разрешении на строительство не свидетельствует о том, что дом построен с отклонением от проекта, технических регламентов или с отклонением от градостроительного плана земельного участка. Планировка этажей в проекте и в техническом плане полностью совпадают.

  Отказ администрации г. Ульяновска в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию создает препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод.

  В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

  Представитель КУГИГ администрации города Ульяновска, ФИО2 в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

  Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ЖСК «Улица Рылеева», возражения на апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

  Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

  Материалами дела установлено, что по улице Р***, д. *** в Ленинском районе г. Ульяновска возведен трехэтажный многоквартирный жилой дом с подвалом и мансардой на 40 квартир.

  Строительство указанного многоквартирного жилого дома осуществлялось с 2009 года на основании разрешений на строительство, выдаваемых администрацией г.Ульяновска на определенный срок, в том числе последнего разрешения на строительство № RU ***, выданного администрацией г.Ульяновска на срок до 1 сентября 2014 года жилищно-строительному кооперативу «Улица Рылеева».

  Администрация г. Ульяновска 22 апреля 2014 г., рассмотрев обращение ЖСК «Улица Рылеева» и представленные им документы, отказала в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома по ул. Рылеева, ***, ссылаясь на отсутствие заключения Главной государственного инспекции регионального надзора Ульяновской области и на несоответствие объекта технико-экономическим показателям, указанным в разрешении на строительство, а именно: этажности и общей площади здания.

  На повторное обращение 25 сентября 2014 <...>» с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома по ул. Р***, *** в г. Ульяновске с приложением дополнительных документов (писем проектной организации - ООО «В***», кадастровой организации - ООО «Г*** ***» относительно отклонения проектной пощади объекта от фактической и отсутствия отклонений от проектной документации в остальной части, дополнительных экспертиз: инструментального обследование фрагментов жилого дома и тепловизионного обследования), администрацией г. Ульяновска вновь было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома по ул.Р***, *** по тем же основаниям, что и ранее.

  Согласно пункту 7 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ввод объекта в эксплуатацию является одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства.

  В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации (ч. 1).

  Для ввода в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2).

  Часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает перечень документов, которые необходимо представить для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта, в том числе, пунктом 9 указано на необходимость представления заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 9 ч. 3).

  В части 6 указанной статьи приведены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в частности, пунктом 1 предусмотрено такое основание, как отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

  Из приведенных положений действующего законодательства следует, что для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представление заключения государственного строительного надзора обязательно, и его отсутствие является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

  Суд первой инстанции, установив, что ЖСК «Улица Рылеева», обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не представил заключение Главной государственного инспекции регионального надзора Ульяновской области о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, правомерно постановил решение об отказе в возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Р***, д. ***.

  Таким образом, судебная коллегия находит состоявшееся по делу решение суда правильным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

  Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права рассмотрением заявленных ЖСК «Улица Рылеева» требований не в порядке искового производства, а в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.

  Требования заявителя о возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вытекают из публичных правоотношений и не носят материально-правовой характер, защищаемый в исковом производстве.

  Поскольку отношения возникли непосредственно вследствие отказа органа местного самоуправления в выдаче указанного разрешения и носят характер публично-правовых отношений, настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

  Таким образом, заявление ЖСК «Улица Рылеева» правильно рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В данном случае судом не допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального права, влекущие отмену судебного решения.

  Ссылки в апелляционной жалобе на выполнение обязанности по извещению Государственной инспекции строительного надзора о начале строительства многоквартирного жилого дома по ул. Р***, *** в г. Ульяновске и незаконность невыполнения указанным надзорным органом полномочий по осуществлению надзора за строительством возводимого объекта, не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство и не влекут отмену судебного решения. Законность действий (бездействия) данного надзорного органа не являлась предметом судебной проверки при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела.

  Учитывая установленные по делу обстоятельства, указанные выше, судебная коллегия считает, что ссылки в жалобе ЖСК «Улица Рылеева» на представленные доказательства (заключения и технические экспертизы и др.), подтверждающие соответствие возведенного многоквартирного дома проектной документации, требованиям технических регламентов и энергоэффективности, не влияют на правильность судебного решения. Указанные доказательства не являются заключением государственного строительного надзора о соответствии многоквартирного жилого дома требованиям технических регламентов и проектной документации, наличие которого обязательно для выдачи разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию. Исходя из этого, судебная коллегия считает также, что оснований для назначения судебной строительно-технической экспертизы в рамках настоящего дела не имеется.

  Доводы апелляционной жалобы о том, что отказом администрации г.Ульяновска в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома создаются препятствия к осуществлению членами ЖСК их законных прав и интересов по регистрации права собственности на квартиры в данном доме не являются основанием для отмены правильного решения.

  В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

  Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

  Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

  О П Р Е Д Е Л И Л А:

  Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива «Улица Рылеева» – без удовлетворения.

  Председательствующий

  Судьи