У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С УД
Судья Елистратов А.М. Дело № 33-419/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 3 февраля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Кинчаровой О.Е., Нефёдова О.Н.,
при секретаре Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 октября 2014 года, с учетом определения об исправлении описки Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2014 года, которым постановлено:
Заявление кадастрового инженера Клементьева К*** В*** о признании незаконным решения от 25.07.2014 г. №*** Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о приостановлении осуществления кадастрового учёта земельного участка по адресу Ульяновская, область, г.Ульяновск, Засвияжский район, СНТ «***», участок ***, а также о возложении обязанности осуществить постановку земельного участка на кадастровый учёт оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кадастровый инженер Клементьев К.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области о приостановлении постановки на кадастровый учет земельного участка от 25 июля 2014 года за № *** и возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок по заявлению № *** от 11 июля 2014 года.
В обоснование заявления указал, что им были изготовлены межевые планы для постановки на кадастровый учет земельных участков садоводческого товарищества «***» Засвияжского района Ульяновской области. 25 июля 2014 год им было получено решение за № *** о приостановлении осуществления кадастрового учета по следующим основаниям: в предоставленном межевом плане указано, что образуемый земельный участок принадлежит к территориальной зоне градостроительного зонирования: зона садоводства и дачного хозяйства (Ж7Д). Сведения о разрешенном использовании земельного участка - для ведения садоводства - в межевом плане внесены на основании постановления администрации города Ульяновска № 2017 от 25 апреля 2014 года. Однако согласно решению Ульяновской Городской Думы от 26 марта 2008 года данный вид разрешенного использования отсутствует в зоне Ж7Д. Указанное решение является незаконным.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Управление подготовки документов по землеустроительным и градостроительным вопросам администрации г. Ульяновска, СНТ «Полет», Ефремова С.В.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просит отменить принятое по делу решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование указывает на противоречие вывода суда о несоответствии Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» нормам Градостроительного кодекса РФ, а также названным Правилам землепользования. Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, среди уникальных характеристик которого - разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Указывая на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства», названного в постановлении администрации города Ульяновска от 25.04.2014 № 2017, виду разрешенного использования земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» для территориальной зоны Ж7Д - «Зона садоводства и дачного хозяйства», суд не принял во внимание положения ст. 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» и Приложение № 1 данных Правил, содержащее расширенный перечень объектов размещения в составе территориальных зон, согласно которому объекты зоны сельскохозяйственного назначения (использования) включают в себя «земельные участки для ведения садоводства».
В решении суд делает вывод о неприменимости установленного Приложением № 1 Правил землепользования расширенного перечня объектов для размещения в составе территориальной зоны «объекты зоны сельскохозяйственного назначения (использования)», поскольку садовое товарищество «***» расположено на землях населенных пунктов. Однако суд подменяет понятия категории земель, установленные ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, и вида разрешенного использования земельного участка. Судом не приняты во внимание положения ст. 85 ЗК РФ, в соответствии с которой в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка, указанный в постановлении администрации города Ульяновска № 2017 от 25.04.2014 «для ведения садоводства», не противоречит виду разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж7Д.
Судом в нарушение норм процессуального права к участию в деле не привлечена в качестве заинтересованного лица администрация города Ульяновска, поскольку предметом судебной оценки был правовой акт, изданный органом местного самоуправления, а администрация города была лишена возможности высказать свою позицию по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФКБУ «ФКП Росреестра» считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Участники процесса в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, возражения на апелляционную жалобу Управления Росреестра по Ульяновской области, ФКБУ «ФКП Росреестра», судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Из материалов дела усматривается, что 11.07.2014 кадастровый инженер Клементьев К. В. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с заявлением № *** о постановке на кадастровый учет земельного участка № ***, расположенного в СНТ «***» Засвияжского района г. Ульяновска.
Для кадастрового учета заявителем были представлены межевой план, постановление администрации города Ульяновска № 2017 от 25.04.2014 «О землепользовании в СНТ «***» Засвияжского района г. Ульяновска», распоряжение о передаче дополнительного земельного участка садоводческому товариществу «***» № *** от 08.08.1997, заключение кадастрового инженера, выписка из ЕГРЮЛ в отношении СНТ «***».
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании документов, поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42.
Форма межевого плана и примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412, в который приказом Минэкономразвития России от 25 февраля 2014 г. № 89 внесены изменения в целях приведения нормативной правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с законодательством Российской Федерации. Утверждены новые формы межевого плана (Приложение № 1), извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков (приложение N 3), требования к подготовке межевого плана (приложение N 2).
В случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона осуществление кадастрового учета приостанавливается согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
По вышеуказанному заявлению кадастрового инженера Клементьева К.В. филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области 25 июля 2014 принято решение № 73-00/2014-89647 о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно названному решению органом кадастрового учета выявлено, что необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», а также пункту 37 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412.
Регистрирующий орган указал на несоответствие названного в кадастровом плане вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» виду разрешенного использования для зоны Ж7Д («для садоводства»), утвержденного Правилами землепользования и застройки МО «город Ульяновск», а также на то, что заполнение реквизита «4» раздела «Исходные данные» и строки «5» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях», а также оформление раздела «Заключение кадастрового инженера» не соответствуют п. 37 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления кадастрового инженера Клементьева К.В. о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, суд пришел к правильному выводу о наличии у регистрирующего органа основания для приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка, поскольку подготовленный заявителем электронный вариант межевого плана не отвечал п. 37 Требований к подготовке межевого плана.
В то же время судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии указанного кадастровым инженером в межевом плане вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» виду разрешенного использования земельного участка, содержащемуся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90, а также о неприменении установленного Приложением 1 названных Правил для зоны Ж7Д - «Зоны садоводства и огородничества» разрешенного вида использования земельных участков «для ведения садоводства».
То обстоятельство, что СНТ «***» расположено на землях населенных пунктов, не свидетельствует о неприменении в отношении земельного участка, расположенного на территории данного товарищества, «Расширенного перечня объектов для размещения в составе территориальных зон» (Приложение 1) Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск».
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Виды и состав территориальных зон определяются в результате градостроительного зонирования (ст. 35 ГрК РФ).
Согласно ч. 10 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктами 21, 21.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90, установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа, который включает «зону садоводства и дачного хозяйства» (Ж7Д). Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в данной зоне назван «для садоводства».
При этом согласно прямому указанию Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» наименование вида разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны может быть детализировано в соответствии с Расширенным перечнем объектов для размещения в составе территориальных зон (Приложение № 1).
В данном расширенном перечне для зоны Ж7Д к объектам зоны сельскохозяйственного назначения (использования) отнесены земельные участки для ведения садоводства.
В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу приведенных норм права считать неверным указание в межевом плане вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» у органа кадастрового учета не имелось.
Данная характеристика земельного участка указана кадастровым инженером на основании постановления администрации города Ульяновска от 25.04.2014 № 2017 «О землепользовании в СНТ «***» Засвияжского района г. Ульяновска», которым Ефремовой С.В. передан в собственность бесплатно земельный участок № ***, площадью *** кв.м, в СНТ «***», для ведения садоводства.
Указание органом местного самоуправления в постановлении от 25.04.2014 №2017 вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» не противоречит действующему законодательству при его надлежащем толковании.
Вместе с тем ошибочность вывода суда первой инстанции на правильность принятого решения не повлияла, так как сданные для кадастрового учета документы имели ряд других недостатков, без устранения которых регистрирующий орган не имел возможности произвести кадастровый учет земельного участка. Суд обоснованно отказал заявителю в признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области от 25.07.2014 № *** о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Довод апелляционной жалобы о допущенных судом процессуальных нарушениях в связи с непривлечением к участию в деле администрации города Ульяновска является несостоятельным, поскольку предметом судебного разбирательства была проверка правомерности решения органа кадастрового учета.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 25 ГПК РФ в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 257 ГПК РФ с участием представителя органа, решение которого оспаривалось.
Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Нарушений, являющихся согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 октября 2014 года оставить без изменения, с учетом определения об исправлении описки Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2014 года, а апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи