Судья Шачнева А.А. Дело № 33-4200/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Е.А.,
судей Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.,
при секретаре Степановой А.В.,
помощник судьи А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 сентября 2021 года
по гражданскому делу № 2-811/2021 по иску ФИО1 к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты, о зачете периода работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в страховой стаж, периода работы в страховой, северный стаж, назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты, взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Вотиной В.И.,
установила:
ФИО1 обратился в Колпашевский городской суд Томской области с исковым заявлением к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное), в котором с учетом дальнейшего уточнения требований просит признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и п.6 ч.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; обязать ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) засчитать ему период работы с 29.06.1982 по 31.12.1991 в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в общий страховой стаж в полуторном размере; период работы с 01.01.2018 по 30.04.2018 в общий страховой и северный стаж; обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с подп. 6 п.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25.04.2018; взыскать с ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) расходы на юридические услуги адвоката в сумме 20 000 рублей, на оплату госпошлины в сумме 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что первый раз с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и п.6 ч.3 Федерального закона «О государственной пенсионном обеспечении в РФ» как лицу, достигшему возраста 55 лет, имеющему страховой стаж не менее 25 лет и проработавшему не менее 20 лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, он обратился в ГУ-УПФР в Колпашевском районе 05.04.2018. Решением ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе (межрайонное) от 16.04.2018 № 88347/18 в назначении пенсии по старости без учета фиксированной выплаты отказано в виду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. По подсчетам Пенсионного фонда на 31.12.2017 страховой стаж составил календарных 19 лет 11 месяцев 1 день, северный стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 18 лет 8 месяцев 6 дней. Пенсионный фонд периоды работы с 29.06.1982 по 31.12.1991 засчитал в календарном порядке, в связи с тем, что у него нет данных о наличии срочного трудового договора, так как в указанный период действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Также отказ мотивировал со ссылкой на п. 110 Положения № 590 от 03.08.1972 «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», которым работа в Северных районах с 01.03.1960 засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст.5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Согласно данному Указу льгота предоставлялась работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Севера из других местностей страны, при условии заключения ими срочных трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет. Исчисление стажа в полуторном размере было предусмотрено с 01.01.1992 по 31.12.2001 в период действия закона от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ». Правовая позиция Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении страхового стажа военным пенсионерам в целях назначения им страховой пенсии (без фиксированной выплаты) не применяется, поскольку право на одновременное получение пенсий возникло с 01.01.2007 на основании Закона РФ от 22.07.2008 № 156-ФЗ. Проработав больше года, обратился повторно 03.07.2019 с той же просьбой, решением ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе (межрайонное) от 10.07.2019 № 159600/19 ему также отказано в назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в виду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. По подсчетам Пенсионного фонда на дату обращения страховой стаж составил 20 лет 2 месяца 5 дней, северный стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 20 лет 1 месяц 18 дней. Мотивировка отказа такая же, как и в решении от 16.04.2018. Считает указанные решения Пенсионного фонда незаконными в связи с тем, что в них неверно дано толкование пенсионного законодательства, это новое прочтение закона, также не применены нормы закона, подлежащие применению. Он подпадает под льготу любой категории граждан: как местный житель, как гражданин, приехавший по собственной инициативе, а также демобилизованный в запас после срочной службы в Армии. Если его приняли на работу, значит, заключили трудовой договор. На момент принятия Закона о государственных пенсиях и Закона о льготах он продолжал работать и проживал в Северной местности. С 29.06.1982 по 20.06.1994 проработал в одной организации – АО «Вираж» (правопреемник Колпашевский ПМК-11 и АТК-5), т.е. с ним были заключены бессрочные трудовые договоры (вместе с переводами), и на момент принятия Законов он имел статус работающего гражданина и к нему должно быть применено требование, в том числе ст. 1 Закона РФ от 19 февраля № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Кроме этого, в оспариваемом решении Пенсионный фонд не привел обоснования со ссылкой на закон, ограничивающий военных пенсионеров на применение к гражданской трудовой деятельности до службы в Армии позицию Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по оценке пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Давая толкование п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» об обратной силе на исчисление страхового стажа в полуторном размере для северян, Конституционный Суд никакими оговорками в отношении граждан РФ, которые работали и служили, не отметил. Он является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993, с 01.12.2009 пожизненно. Для назначения пенсии были учтены периоды службы в Армии с 07.05.1980 по 09.06.1982, с 21.06.1994 по 30.11.2009. В заявлениях, поданных в Пенсионный фонд, он просил назначить ему страховую пенсию по старости без учета фиксированной выплаты за период трудовой деятельности с 29.06.1982 по 20.06.1994, с 08.12.2010 по 26.07.2011, с 08.12.2011 по 05.04.2018. Периоды службы в Армии и периоды трудовой деятельности в северной местности не совпадают. По его мнению, с учетом снижения пенсионного возраста при неполном северном стаже в МКС в размере 18 лет 8 месяцев, пенсия может быть назначена по достижению 55 лет 4 месяца при наличии общего стажа 25 лет. На дату подачи заявления, т.е. на 05.04.2018 ему исполнилось 56 лет, северный стаж составлял календарных 18 лет 11 месяцев 10 дней. Общий страховой стаж для назначения пенсии по старости по его подсчетам за период работы с 29.06.1982 по 20.06.1994 составил календарных 11 лет 11 месяцев 24 дня, с применением северного коэффициента 1,5 – 17 лет 11 месяцев 21 день, плюс 6 лет 11 месяцев 19 дней (время работы по окончанию службы в Армии с 2010 года), всего 24 года 11 месяцев 10 дней. До 25 лет недоставало 20 дней. Принимая во внимание, что в 2018 году он работал и работает по настоящее время в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7», общий страховой стаж в размере 25 лет в льготном и календарном исчислении он выработал 25.04.2018 и с этой даты Пенсионный фонд, по его мнению, обязан был назначить страховую пенсию по старости без учета фиксированной выплаты.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом их дальнейшего уточнения по указанным в иске основаниям.
Представитель истца ФИО1 адвокат Ячменева Г.Н. исковые требования ФИО1 поддержала с учетом их уточнений.
Представитель ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) ФИО2 исковые требования, с учетом их уточнения, не признала в полном объеме, указав, что ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда в Колпашевском районе Томской области 05.04.2018 с заявлением о назначении пенсии по пункту 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» без учета фиксированной выплаты. Периоды, которые истец просит зачесть в полуторном размере с 1982 года по 1991 год не учтены в связи с тем, что в соответствии с п.110 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст.5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960. Согласно норме данного Указа льгота предоставлялась работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими срочных трудовых договоров о работе в этих районах на срок 5 лет. Таким образом, в период действия закона от 14.07.1956 в общий стаж работы, дающий право на назначение пенсии, было предусмотрено льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 1 за 1,5 только при условии заключении срочного трудового договора. В период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1 согласно ст.94 при подсчете трудового стажа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляется в полуторном размере. Периоды с 1992 года по 1994 год истцу зачислены в полуторном размере, то есть в льготном исчислении. 2018 год не учтен в связи с тем, что у них сведения с 01.01.2017 ежемесячно сдаются в налоговую инспекцию. Им сдаются сведения до 01 марта следующего отчетного года. То есть за 2018 год предоставляются сведения до 01 марта 2019 года. У ответчика на тот момент сведений о том, продолжал ли истец свою трудовую деятельность не было. Поэтому зачтены только те сведения, которые имелись и которые были представлены работодателем, то есть на 31.12.2017. После того, как истец обратился повторно в 2019 году, период за 2018 год учтен в страховой стаж, в связи с тем, что работодателем эти сведения были поданы в Управление Пенсионного фонда РФ. На 2019 год они были учтены. Но поскольку на данный момент рассматривается решение, которое было вынесено в 2018 году об отказе в назначении пенсии, поэтому на этот период времени они не выносили это решение. Истец просит назначить пенсию с 25.04.2018, но на момент назначения пенсии уже должен быть выработан тот стаж, и должно уже быть право на назначение пенсии по состоянию на 24.04.2018. Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 16.12.1967 №503П-28 конкретно к рассматриваемой ситуации по обращению о назначении пенсии без учета фиксированной выплаты не применяется.
Обжалуемым решением суд на основании ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 13, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение Колпашевского городского суда Томской области от 29.09.2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не выполнены требования гражданско-процессуального законодательства по оценке доказательств, представленных сторонами, с освобождением ответчика от доказывания обстоятельств, на которые он ссылается.
Считает, что суд в нарушение ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении умолчал и не опроверг доводы истца, как имеющие основное значение для разрешения спора между ним и Пенсионным фондом.
Указывает, что в пункте 2 Инструкции «О порядке предоставления льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» от 16.12.1967 № 530/П-28 имеются разъяснения, что льготы установленные Указами от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) всех видов предприятий, расположенных в Северной местности, в соответствии с Перечнем от 10.11.1967 (пункт 1).
Обращает внимание, что пунктом 43 в главе VI «Льготы при назначении государственных пенсий» вышеуказанной Инструкции, также закреплено право северянам при исчислении общего стажа, дающего права на получение пенсии, применять коэффициент 1,5.
В пунктах 1, 2, 44 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2, разъяснено, что действие Указов от 10.02.1960, от 26.09.1967 распространяется на территории, предусмотренные Перечнем этих районов и местностей, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967г. № 1029 (в редакции от 03.01.1983г. № 12). Гарантии и компенсации предоставляются независимо от наличия срочных трудовых договоров.
Указывает, что при подсчете общего стажа, дающего права на получение пенсии по старости за работу на Севере до 01.01.1992 применялись параллельно три нормативных акта, которые дополняли друг друга, противоречий не содержали: пункт 43 Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 № 530/П-28 - для местных жителей, проживающих и работающих в северной местности и лиц, прибывших на постоянное место жительства по собственной инициативе, один год работы засчитывался за 1 год 6 месяцев (утратил силу 12.11.2009); пункт 44 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2; пункт 110 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения
о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Пунктом 5 Разъяснений Министерства социального обеспечения РСФСР, изложенных в Указаниях от 16.07.1991 № 1-76-У указано, что если при назначении пенсии гражданин выработал необходимый для назначения пенсии стаж в Северных районах, то исчислять его нужно в полуторном размере. Разъяснено, что льгота об исчислении общего страхового стажа для северян в Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» применяется к трудовой деятельности до 1992
года, то есть имеет обратную силу.
Указывает, что суд не принял во внимание п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30, в котором разъяснено, что военным пенсионерам в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы как до 01.01.2007, так и после этой даты.
Обращает внимание, что статьей 3 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 и ст. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях...» установлено, что с момента принятия Закона все прочие нормативные документы (акты Совета Министров СССР) действуют части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, что предполагает сохранение льготного исчисления стажа для всех работающих на Севере граждан. Все льготы распространяются на работающих граждан без указания даты начала льгот.
Отмечает, что в решении не указано, по каким основаниям к ФИО1 не могут быть применены льготы, предусмотренные пунктом 43 Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 № 530/П-28 и пунктом 44 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2.
Указывает, что суд не выяснял у него, когда и откуда он прибыл в г.Колпашево, хотя фактически он родился в /__/, здесь же окончил 10 классов, затем был призван на срочную службу в Армию, после службы вернулся домой к родителям, устроился на работу, из родительского дома его никто не выписывал.
Считает ссылку на судебную практику в решении суда несостоятельной и не имеющей ничего общего с его спором.
Полагает, что у судьи вынесшей решение предвзятое к нему отношение.
Отмечает, что в нарушение требований частей 2 и 3 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не определил какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, не выносил обстоятельства на обсуждение.
Указывает, что судом не соблюден в полном объеме принцип состязательности и объективности, более того, суд освободил от обязанности ответчика доказать, что после срочной службы в армии у молодых людей был иной статус, чем у лиц, которые вернулись после учебных заведений.
Выражает не согласие с отказом суда засчитать в страховой и северный стаж период работы с 01.01.2018 по 31.04.2018. Эта просьба связана с тем, что он оспаривал решение Пенсионного фонда от 16.04.2018, в котором указано, что расчет размера страхового стажа произведен на 31.12.2017, а в исковом заявлении он просит назначить пенсию с 25.04.2018, поэтому считает целесообразным просить суд также для назначения пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» засчитать период работы с 01.01.2018 по 31.04.2018 в страховой и северный стаж, согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель пенсионного фонда ФИО2 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения судебного акта.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 01.12.2009 пожизненно. При определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности истца с 07.05.1980 по 09.06.1982, с 21.06.1994 по 30.11.2009.
05.04.2018 ФИО1 обратился в УПФР в Колпашевском районе Томкой области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области № 88347/18 от 16.04.2018 ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. Согласно приведенному решению на дату обращения страховой стаж ФИО1 составил 19 лет 11 месяцев 1 день, в том числе 29.06.1982 - 26.08.1988, 27.08.1988 - 31.12.1991 - в календарном порядке, т.к. нет данных о наличии срочного трудового договора, 01.01.1992 - 20.06.1994 - в льготном исчислении 1 год за 1,5 в соответствии с нормами Закона № 340-I, 08.12.2010 - 26.07.2011, 08.12.2011 - 31.12.2017 - в календарном порядке. Стаж заявителя в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 18 лет 8 месяцев 6 дней. Не включены в подсчет страхового и северного стажа периоды, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет: с 07.05.1980 по 09.06.1982, с 21.06.1994 по 30.11.2009.
03.07.2019 ФИО1 повторно обратился в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты по указанному основанию.
Решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) № 159600/19 от 10.07.2019 ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты по заявленному основанию ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. При этом согласно приведенному решению на дату обращения страховой стаж ФИО1 составил 20 лет 2 месяца 5 дней, в том числе по периодам 29.06.1982 - 26.08.1988, 27.08.1988 - 31.12.1991 - в календарном порядке, т.к. нет данных о заключении срочного трудового договора, 01.01.1992 - 20.06.1994 - в льготном исчислении 1 год за 1,5 в соответствии с нормами Закона № 340-I, 08.12.2010 - 26.07.2011, 08.12.2011 - 02.07.2019 - в календарном порядке. Стаж заявителя в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 20 лет 1 месяц 18 дней. Не включены в подсчет страхового и северного стажа периоды, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет: с 07.05.1980 по 09.06.1982, с 21.06.1994 по 30.11.2009.
По сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 вышеуказанные спорные периоды работы включены в страховой стаж в календарном порядке, период работы в МАОУ «СОШ №7» г. Колпашево с 01.01.2018 по 31.12.2018 отражен с указанием на наличие оснований для досрочного назначения страховой пенсии по п.6 ч. 1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Трудовая книжка ФИО1 /__/ содержит следующие сведения о спорных периодах работы:
Служба в рядах Сов. Армии с 7.05.80 по 9.06.82. (в/билет /__/);
Колпашевская ПМК-11
29.06.1982 – принят шофером 3 класса (Пр. 313);
03.05.1984 – присвоен 2 класс шофера (Пр. 47-а от 29.04.88);
26.08.1988 – в связи с реорганизацией переведен в ПТК-5 автообъединения «Союзтомскмелиостройтранс» (Пр. 110 от 26.08.88);
Колпашевская АТК № 5
26.08.1988 – принят водителем 2-ого класса на все виды а/транспорта (Приказ № 1 от 26.08.1988);
27.07.1992 – на базе АТК № 5 создано Акционерное общество «Вираж» (Пост. гл.адм. № 509 от 21.07.92);
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
08.12.2011 – принят в группу дошкольного образования на должность сторожа (Приказ № 61 от 07.12.2011);
01.01.2015 – в связи с изменением учредительных документов изменить название на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Колпашево (Постановление № 147 от 16.12.2014);
10.08.2021 в настоящее время продолжает работать в МАОУ «СОШ № 7» сторожем.
Согласно выданной МКУ «Архив» архивной справке от 02.03.2017 № 309/4 в документах архивного фонда МП «ЖКХ» (правопреемник Колпашевского ПМК-11) согласно приказам по личному составу за 1982-1988 годы, имеются сведения о работе ФИО1: принять с 29 июня 1982 года шофером третьего класса (приказ о принятии № 313 от 05 августа 1982 года), уволить переводом с 26 августа 1988 года в АТК-5 следующих работников: ФИО1 (приказ об увольнении № 110 от 26 августа 1988 года). Другие работники с фамилией, именем и отчеством ФИО1 в документах по личному составу за указанный период не значатся.
Как следует из архивных справок МКУ «Архив» № 309/5 от 02.03.2017 в документах архивного фонда МП «ЖКХ» (правопреемник Колпашевского ПМК-11), в лицевых счетах по заработной плате за 1982-1985, 1986-1988 годы имеются сведения о размере заработной платы ФИО1
Архивная справка МКУ «Архив» № 308/1 от 02.03.2017 содержит сведения о нахождении Колпашевского АТК-5, АО «Вираж» на территории Колпашевского района Томской области. В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севра, утвержденным Постановлением Совета Министров ССР от 10 ноября 1967 года № 1029, на которые распространяется Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготном исчислении стажа работы, территория Колпашевского района и сам г. Колпашево относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о зачете периода работы с 29.06.1982 по 31.12.1991 в общий страховой стаж в льготном исчислении, суд указал на то, что представленные данные трудовой книжки, архивного фонда не содержат сведений о том, истец прибыл самостоятельно либо был переведен из другой местности на работу в местность, приравненную к районам Крайнего Севера, на условиях срочного трудового договора, иные доказательства, подтверждающие его право на предоставление соответствующей льготы суду не представлены.
Судебная коллегия соглашается с указным выводом суда, исходя из следующего.
Частью 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет ((с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 данного Федерального закона).
Согласно пункту 5 статьи 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. и действовавшего в спорный период, работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет. Работникам, заключившим срочные трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются, кроме того, дополнительные льготы. Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры (контракты) с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.
Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с подпунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. № 530/П-28, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 введен в действие с 1 июня 1993 г. и не распространяется на правоотношения, действовавшие до его принятия.
В соответствии с пунктами 7, 8 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях трудовые договоры на определенный срок (три или два года) заключаются министерствами, ведомствами, центральными учреждениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Трудовые договоры могут заключаться со всеми рабочими и служащими, прибывшими на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других районов страны. Трудовые договоры заключаются в письменной форме в двух экземплярах, причем один экземпляр выдается работнику. В договорах, в частности, указывается: дата и место заключения договора; наименование сторон; срок действия договора; должность или работа, для выполнения которой приглашается работник; должностной оклад или тарифная ставка; льготы, предоставляемые работнику, а также место постоянного жительства.
Таким образом, для применения льготного порядка исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях необходимо, чтобы работник прибыл самостоятельно, либо был переведен из другой местности на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности на условиях срочного трудового договора. Только заключение срочного трудового договора с работниками прибывшими в районы Крайнего Севера либо приравненные к ним местности, давало основание для льготного исчисления периода работы по таким договорам при определении права на пенсионное обеспечение.
В апелляционной жалобе ФИО1 указал, что родился в /__/, в нем учился и работал после возвращения из армии (л.д. 77 оборот).
Принимая во внимание, что истец с рождения постоянно проживал в г.Колпашево, в спорные периоды для выполнения работы из другого региона не приглашался, срочные трудовые договоры с ним не заключались, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у истца права на страховую часть пенсии по старости на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное).
Ссылка апеллянта на положения п. 2, 43 Инструкции «О порядке предоставления льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» от 16.12.1967 № 530/П-28, п. 1, 2, 44 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2, пункт 110 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», п. 5 Разъяснений Министерства социального обеспечения РСФСР, изложенных в Указаниях от 16.07.1991 № 1-76-У, в которых, по его мнению, содержатся указания на то, что общий трудовой стаж исчисляется в полуторном размере для назначения пенсии в районах Севера, в том числе и для местных жителей и других лиц, принятых на работу на месте, является не состоятельной. Данные выводы апеллянта основаны на неверном толковании норм права.
Из содержания указанных правовых актов следует, что независимо от наличия срочных трудовых договоров, работникам всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, предоставляются гарантии и компенсации, установленные ст. 1, 2, 3, 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 (выплата надбавки к месячному окладу, предоставление дополнительных отпусков, полное или частичное соединение отпусков, доплата разницы между размером пособия по социальному страхованию и фактическим заработком). Льготы по исчислению общего стажа, установленные подпунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г., предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими срочного трудового договора о работе в этих районах и местностях.
Вопреки доводам жалобы Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 введен в действие с 1 июня 1993 г. и не распространяется на правоотношения, действовавшие до его принятия. В связи с изложенным доводы апеллянта о том, что закон имеет обратную силу со ссылкой на п. 5 Разъяснений Министерства социального обеспечения РСФСР, изложенных в Указаниях от 16.07.1991 № 1-76-У, не состоятельны, основаны на неверном толковании норм права.
Отказывая в удовлетворении требований о зачете периода работы с 01.01.2018 по 30.04.2018 в общий страховой и северный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что решением пенсионного органа от 10.07.2019 указанный спорный период засчитан в страховой стаж в календарном порядке, а также в северный стаж.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Решением пенсионного органа от 10.07.2019, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01.07.2021 подтверждается, что указанный период работы засчитан в страховой и северный стаж истца, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований в указанной части.
При этом, судом верно указано, что зачет периода с 01.01.2018 по 30.04.2018 при принятии пенсионным органом решения по первоначальному обращению истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты от 16.04.2018 не мог быть осуществлен, т.к. обращение истца с таким заявлением последовало 05.04.2018.
Поскольку в удовлетворении требований о зачете периодов работы истца в общий страховой стаж в льготном исчислении отказано, суд обоснованно отказал и в удовлетворении требований о признании за истцом права на назначение страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», п.6 ч.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», назначении пенсии по старости с 25.04.2018 по заявленному основанию и взыскании судебных расходов.
Довод апеллянта о возможном предвзятом отношении судьи к истцу ничем не подтверждается и является предположением автора жалобы.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд нарушил принцип состязательности и равноправия сторон, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку он не основан на доказательствах. В ходе проверки материалов дела нарушений ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не установлено. При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы истца фактически выражают его несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных процессуальным законом к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.