ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2020 г. по делу № 33-4201/2020 (2-22/2020)
Уникальный идентификатор дела: 91RS0017-01-2019-001002-76
Судья в 1-й инстанции ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | И.А. Харченко |
судей | С.В. Лозового |
ФИО2 | |
при секретаре судебного заседания | ФИО3 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к ФИО5 об обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Инспекции по жилищному надзору Республики Крым на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года, которым в удовлетворении иска отказано, -
у с т а н о в и л а:
26 августа 2019 года Инспекция по жилищному надзору Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО5, в котором просил суд возложить на ФИО5 обязанность по предоставлению доступа в жилое помещение, а именно: квартиру, собственником которой он является, которая расположена по адресу: <данные изъяты>.
Заявленные требования мотивированы тем, что в адрес Инспекции поступило обращение ФИО4 от 21.05.2019 года, в котором он сообщает о якобы незаконно возведённой ФИО5 пристройки с забором к <данные изъяты>. По факту указанного обращения, на основании Приказа № 1744 от 25.06.2019 года «О проведении внеплановой проверки в отношении физического лица» в адрес ФИО5 27.06.2019 года направлено уведомление об обеспечении доступа в помещение для проведения внеплановой проверки в период с 15 по 19 июля 2019 года, которое получено адресатом. 18.07.2019 года актом осмотра установлено, что собственник <данные изъяты> доступ в жилое помещение не предоставил. К многоквартирному дому пристроена пристройка. Не предоставление доступа к квартире, собственником которой является ФИО5, препятствует Инспекции реализации полномочий, установленных действующим законодательством.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года в удовлетворении искового заявления Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к ФИО5 об обязании совершить определённые действия отказано.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым 20 марта 2020 года подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просила оспариваемое решение отменить и постановить новое решение, которым иск удовлетворить. Основные доводы апелляционной жалобы заключаются в том, что судом первой инстанции не учтено что инспекция является контрольно-надзорным органом и без возможности получить доступ в помещение ответчика не может реализовать возложенные на неё законом функции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, извещены в надлежащий способ, что подтверждено материалами дела. Через канцелярию суда апеллянтом подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Иные лица в судебное заседание также не явились, но ходатайств об отложении слушания по делу не подавали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствии сторон и/или их уполномоченных представителей, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы государственного жилищного надзора), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Согласно пункту 19 Правил пользования жилым помещением, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2016 года № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан, в том числе: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 обязывает осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении граждан, соседей; обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования.
Исходя из пункта 6 Положения о государственном жилищном контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 года № 493 законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения.
Согласно пункту 2.1 Постановления Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 года № 387 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Республики Крым» жилищный надзор на территории Республики Крым осуществляется Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым. Положение об Инспекции утверждается Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 173 утверждено Положение об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее – Положение).
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым (п. 1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.6 Положения к полномочиям Инспекции относится проведение проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Из материалов дела следует, что 29 мая 2019 года в адрес инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее – Инспекция) поступило обращение ФИО4 от 21.05.2019 года, в котором последним сообщалось о незаконной пристройке ФИО5 к дому <данные изъяты> сооружения с забором (лист дела 5).
В целях проверки доводов, изложенных в обращении, в части соблюдения (несоблюдения) физическим лицом правил пользования помещениями применительно к жилому помещению, находящемуся в собственности (пользовании), в том числе на предмет законности изменения конфигурации общего нежилого помещения, 25 июня 2019 года заместителем начальника инспекции ФИО6 вынесен приказ № 1744 «О проведении внеплановой проверки в отношении физического лица» (листы дела 6-7).
27 июня 2019 года за исх. № 03-11/5834 в адрес ФИО5, совместно с приказом о проверке, направлено уведомление об обеспечении доступа в помещение для проведения внеплановой выездной проверки в период с 15 по 19 июля 2019 года. В приказе о проведении проверке дополнительно разъяснено о возможности согласования точной даты и времени проведения проверки в телефонном режиме (лист дела 10).
04 июля 2019 года уведомление о проведении проверки и приказ на проведение проверки получены ФИО5 лично, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 29500036467730 (лист дела 11).
Специалистом Инспекции ФИО7 18.07.2019 года в период времени с 16-00 час. по 16-30 часов был осуществлен выход на место по адресу: <данные изъяты> в ходе которого, согласно акту осмотра, установлено следующее: «Собственник кв. № 2 надлежащим образом уведомлен о проведении проверки. Доступ в жилое помещение не предоставлен в связи с отсутствием в доме. К многоквартирному дому пристроена пристройка с гаражом. Разрешительных документов не предоставлено», о чем составлен акт № 1730 от 19.07.2019 года внеплановой выездной проверки (листы дела 13-15).
Из указанного акта № 1730 от 19.07.2019 года внеплановой выездной проверки следует, что осмотром установлены следующие обстоятельства: в ходе выездной проверки собственником жилого помещения кв. № 2 доступ в квартиру не предоставлен. Установить факт производства перепланировки, переустройства жилых помещений квартиры № 2 не представилось возможным. Визуальным осмотром установлено, что к многоквартирному дому пристроена пристройка с гаражом, забором с калиткой. Разрешительных документов в Инспекцию не предоставлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 года № 90/090/553/2019-52914 ФИО5 является правообладателем общей долевой собственности в размере 10/100 в многоквартирном доме по <данные изъяты> (листы дела 12-13).
22 июля 2019 года за исх. № 03-11/6810 в адрес ФИО5 Инспекцией направлен акт проверки от 19.07.2019 года № 1730 (лист дела 8).
Согласно ответу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № 46/2018/42-10 от 24.01.2020 года на запрос суда первой инстанции, за ФИО5 зарегистрировано право на 10/100 долей жилого дома, составляющих <адрес>, общей площадью 75,8 кв.м, жилой площадью 49,3 кв.м, расположенной по адресу: <данные изъяты> (лист дела 51-53).
Как уже было указанно выше, согласно Положению об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 173 истец является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым.
Согласно пункту 3.6. Положения, к полномочиям Инспекции относится проведение проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию согласно пункту 4.8. Положения, Инспекция имеет право обращаться в установленном законодательством порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту «б» пункта 4.16. Положения, государственные жилищные инспектора имеют право беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа Инспекции о проведении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников – жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Как уже было указано выше, поводом для проверки послужила жалоба о возможной пристройке к многоквартирному дому <данные изъяты> сооружения с забором, вместе с тем установить то обстоятельство имеется ли место перепланировка в квартире ответчика, в частности, был ли затронут фасад многоквартирного дома, невозможно установить без попадания в квартиру принадлежащую ФИО5
Суд первой инстанции не усмотрел нарушений прав истца, а также необходимости получения доступа в квартиру ответчика, указав, что так как данное пристроенное сооружение выявлено в ходе наружного визуального осмотра сотрудником Инспекции, оно не находится внутри жилого помещения, а расположено снаружи, то его обследование возможно без попадания в квартиру ответчика. Доказательств невозможности обследования предполагаемого нарушения без вхождения в жилое помещение ответчика не предоставлено.
Однако, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Инспекция в соответствии с п. 4.4 Положения об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым наделена полномочиями для осуществления возложенных на неё функций запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Крым, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, в частности, информации касающейся выявленной пристройки.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что исполнение функций жилищного контроля отнесено к полномочиям Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, в том числе проведение обследования как жилого, так и нежилого помещения на предмет наличия перепланировок. По требованию Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ответчиком доступ в помещение не был обеспечен.
Судебная коллегия полагает, что своими действиями ответчик препятствует истцу надлежащим образом выполнять обязанности, возложенные на истца в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание изложенное выше, коллегия судей находит ошибочным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения исковых требований об обязании предоставить доступ в жилое помещение для проведения обследования на предмет осуществления самовольной перепланировки и (или) переустройства не имеется.
Проанализировав вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства, в связи с чем, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принятия нового решения – об удовлетворении исковых требований путём возложения обязанности на ФИО5 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ представителей Инспекции по жилищному надзору Республики Крым для осмотра помещения <адрес> многоквартирном доме по <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,-
о п р е д е л и л а:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года, которым в удовлетворении иска отказано, - отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к ФИО5 об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Возложить обязанность на ФИО5 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ представителей Инспекции по жилищному надзору Республики Крым для осмотра помещения <адрес> многоквартирном доме по <данные изъяты>.
Председательствующий судья | И.А. Харченко |
Судьи | С.В. Л. ФИО2 |