судья Синицын К.В. дело № 33-4204
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего Кадкина А.А.,
судей: Марченко О.С., Павлуцкой С.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности, с участием третьих лиц: Федеральное государственное автономное учреждение «Управление лесного хозяйства» Министерства Обороны Российской Федерации, Владивостокский филиал Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства Обороны Российской Федерации, по апелляционной жалобе Министерства Обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 2 ноября 2016 года, которым исковые требования были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Приморского краевого суда Кадкина А.А., возражения представителя Владивостокского филиала ФГАУ «Оборонлес» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО1, военного прокурора Воротникова В.С., полагавшего считать решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
военный прокурор Владивостокского гарнизона обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», указав, что в ходе проведенной совместно с Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу проверки исполнения на территории Владивостокского филиала Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства Обороны Российской Федерации законодательства об охране лесов от пожара, установлено, что пожарно-химическая станция первого типа, в нарушение требований нормы обеспечения, утвержденной приказом Министерства Обороны РФ от 24 февраля 2016 года № 85, оснащена основным оборудованием на 32%. Для полного укомплектования Владивостокского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ требуется: 1 легковой автомобиль (повышенной необходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 6т), мотовездеход, 1 мотопомпа пожарная переносная, 1 емкость для воды, 1 трактор для буксировки техники и вспомогательных работ, 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100К) с выносной (наружной) антенной, 3 радиостанции возимые КВ-диапазона (1,5-30 МГц) (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения), 1 звуковещательное устройство (передвижное или переносное), 1 бензомоторная пила для валки деревьев диаметром до 40-100 см, 30 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм, 5 стволов пожарных ручных, 15 головок соединительных напорных (рукавных), головок переходных напорных, развертываний трехходовых, развертываний двухходовых, 38 лопат, 4 пилы поперечных, 3-4 набора аптечки, разработанных для «Авиалесоохраны», индивидуальные пакеты по числу членов пожарной команды, 3 термоса 10-15л, кружки эмалированные (нержавеющая сталь) по числу членов пожарной команды, 1 бинокль (полевой), 2 компаса ФИО2. Недостаточное укомплектование пожарно-химической станции первого типа Владивостокского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ препятствует качественному осуществлению данной организацией функций по обеспечению охраны, защиты и воспроизводству лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных на Минобороны России, что создает предпосылки к возникновению пожаров в лесах, затруднению их тушения, и, как следствие, влечет причинения вреда здоровью граждан.
С учетом уточненных исковых требований военный прокурор просил обязать Министерство Обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» организовать и обеспечить в соответствии с утвержденной приказом Министерства бороны РФ от 24 февраля 2016 года № 85 нормой пожарно-химическую станцию первого типа Владивостокского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ техникой, оборудованием, инвентарем и материалами, а именно: 1 легковой автомобиль (повышенной необходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 6т), мотовездеход, 1 мотопомпа пожарная переносная, 1 емкость для воды, 1 трактор для буксировки техники и вспомогательных работ, 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100К) с выносной (наружной) антенной, 3 радиостанции возимые КВ-диапазона (1,5-30 МГц) (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения), 1 звуковещательное устройство (передвижное или переносное), 1 бензомоторная пила для валки деревьев диаметром до 40-100 см, 30 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм, 5 стволов пожарных ручных, 15 головок соединительных напорных (рукавных), головок переходных напорных, развертываний трехходовых, развертываний двухходовых, 38 лопат, 4 пилы поперечных, 3-4 набора аптечки, разработанных для «Авиалесоохраны», индивидуальные пакеты по числу членов пожарной команды, 3 термоса 10-15л, кружки эмалированные (нержавеющая сталь) по числу членов пожарной команды, 1 бинокль (полевой), 2 компаса ФИО2.
Прокурор заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, третьих лиц.
Суд постановил решение, которым обязал Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», организовать и обеспечить в соответствии с утвержденной приказом Министерства бороны РФ от 24 февраля 2016 года № 85 нормой пожарно-химическую станцию первого типа Владивостокского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ техникой, оборудованием, инвентарем и материалами, а именно: 1 легковой автомобиль (повышенной необходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 6т), мотовездеход, 1 мотопомпа пожарная переносная, 1 емкость для воды, 1 трактор для буксировки техники и вспомогательных работ, 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100К) с выносной (наружной) антенной, 3 радиостанции возимые КВ-диапазона (1,5-30 МГц) (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения), 1 звуковещательное устройство (передвижное или переносное), 1 бензомоторная пила для валки деревьев диаметром до 40-100 см, 30 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм, 5 стволов пожарных ручных, 15 головок соединительных напорных (рукавных), головок переходных напорных, развертываний трехходовых, развертываний двухходовых, 38 лопат, 4 пилы поперечных, 3-4 набора аптечки, разработанных для «Авиалесоохраны», индивидуальные пакеты по числу членов пожарной команды, 3 термоса 10-15л, кружки эмалированные (нержавеющая сталь) по числу членов пожарной команды, 1 бинокль (полевой), 2 компаса ФИО2.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит решение отменить, принять новое решении, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (ч.5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ).
Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417 (далее - Правила).
Пунктом 3 вышеуказанных Правил установлен перечень мер пожарной безопасности в лесах: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Пунктом 2 устава ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ предусмотрено, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях защиты, воспроизводства охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения пожаров в лесах на землях Министерства обороны) лесов целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере лесного хозяйства.
Учредителем учреждения является Российская Федерация, функции которой от имени Российской Федерации, а также полномочия собственника осуществляет Министерство обороны РФ (п.4, п. 5 Устава). Из п. 12 Устава следует, что Министерство обороны РФ подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ.
Согласно п. 21 Устава Учреждения основными целями его деятельности является ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров) лесов, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны РФ, для чего учреждение организует мероприятия противопожарного обустройства лесов, мониторинга пожарной безопасности в лесах, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров на землях Министерства обороны, реализует мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий в лесах, возникших вследствие лесных пожаров и т.д.
Согласно п. 2 Положения о пожарно-химических станциях (далее - Положение о ПХС), утвержденного Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167, ПХС формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС. ПХС-1 (первого типа) организуется, в основном, в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-1 организуется, как правило, на пожароопасный сезон (п. 3 Положения).
Из штатного расписания Владивостокского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ следует, что в структуру Владивостокского филиала входит пожарно – химическая станция 1 типа.
Приказом Министерства обороны РФ от 24 февраля 2016 года № 85 «Об утверждении нормы обеспечения пожарно-химических станций филиалов федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ техникой, оборудованием, инвентарем и материалами» утверждена и введена в действие с 1 марта 2016 года норма обеспечения пожарно-химических станций ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ техникой, оборудованием, инвентарем и материалами. Обязанность по обеспечению пожарно-химических станций филиалов ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ возложена на довольствующие органы военного управления в соответствии с утвержденными планами – графиками размещения заказов на 2016 год и планами закупок на последующие годы.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, и прямо подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, при этом обязанность по обеспечению пожарно-химических станций филиалов ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ возложена на довольствующие органы военного управления, которыми являются довольствующие службы ФГКУ «Объединенного стратегического командования Восточного военного округа», суд пришел к верному выводу, что обязанность по укомплектованию пожарно-химической станции первого типа Владивостокского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ техникой, оборудованием, инвентарем и материалами, лежит на Министерстве обороны РФ и ФГКУ «Объединенного стратегического командования Восточного военного округа».
Из заключения специалистов № 03-001/069 от 22 апреля 2016 года Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу следует, что Владивостокский филиал ФГАУ «Управление лесного хозяйства» МО РФ ограничено готов к пожарному сезону 2016 года. Оснащение пожарно-химической станции первого типа Владивостокского филиала не соответствует норме обеспечения, утвержденной приказом Министерства обороны № 85 от 24 февраля 2016 года.
Поскольку выявленные нарушения требований законодательства о безопасности по охране лесов в пожароопасный сезон 2016 года на момент рассмотрения дела не устранены, существует реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации, распространения лесных пожаров, опасность, уничтожении лесного фонда, животного мира, угроза близлежащим населенным пунктам и их населению, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных военным прокурором требований и удовлетворил их.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене решения кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 2 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: