№
(№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 15 июля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Данилевского Р.А., Устьянцевой С.А.
при секретаре судебного заседания Козырецком В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Данилевского Р.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге П.О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш.С.Н. обратилась в суд с указанным иском. В его обоснование указала, что 26 июня 2019 года она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее – УПФР в г. Оренбурге) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 3 октября 2019 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Не согласившись с решением ответчика, уточнив исковые требования, окончательно истец просила суд признать решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 3 октября 2019 года незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:
- с 6 по 10 октября 1994 года – работы воспитателем в ****** Доме детства ***;
- с 15 августа 2000 года по 31 декабря 2004 года – работы воспитателем группы продленного дня МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная неполная школа № для детей с отклонениями в умственном развитии продленного дня г. ***»;
- с 5 по 24 июня 2006 года, с 6 по 25 апреля 2015 года – нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы;
- с 4 по 8 сентября 2017 года – работы учителем ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа №».
Также просила суд взыскать с УПФР в г. Оренбурге расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 марта 2020 года исковые требования Ш.С.Н. удовлетворены.
Суд постановил признать решение УПФР в г. Оренбурге от 3 октября 2019 года незаконным в части отказа Ш.С.Н. во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов:
- с 6 по 10 октября 1994 года – работы воспитателем в ****** Доме детства ***;
- с 7 мая 2001 года по 31 декабря 2004 года – работы воспитателем группы продленного дня Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №»;
- с 5 по 24 июня 2006 года, с 6 по 25 апреля 2015 года – нахождения на курсах повышения квалификации;
- с 4 по 8 сентября 2017 года – работы учителем Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа №», обязав ответчика включить Ш.С.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указанные периоды.
Также суд постановил взыскать с УПФР в г. Оренбурге в пользу Ш.С.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
С решением суда в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы учителем Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа №» с 4 по 8 сентября 2017 года не согласился ответчик – УПФР в г. Оренбурге. В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Истец Ш.С.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции участие не принимала, о дате, месте и времени его проведения была извещена надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщила.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Ш.С.Н.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда в части включения Ш.С.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов с 6 по 10 октября 1994 года – работы воспитателем в ****** Доме детства г. ***, с 7 мая 2001 года по 31 декабря 2004 года – работы воспитателем группы продленного дня Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №», с 5 по 24 июня 2006 года, с 6 по 25 апреля 2015 года – нахождения на курсах повышения квалификации сторонами не обжалуется. В связи с чем, в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на дату обращения за назначением пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
На основании части 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 26 июня 2019 года Ш.С.Н. обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 3 октября 2019 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
По представленным документам, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 19 лет 11 месяцев 22 дня, требуется 25 лет.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в обжалуемой части, не был включен период с 4 по 8 сентября 2017 года – работы учителем Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа №», поскольку данный период отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Исходя из записей трудовой книжки AT-VI №, относительно обжалуемого периода, 15 августа 2000 года Ш.С.Н. принята воспитателем в школу № (приказ № л 1 § 1 от 15 августа 2000 года); 01 сентября 2009 года - переведена на должность учителя (приказ № от 31 августа 2009 года); 29 октября 2019 года - работает по настоящее время.
Согласно справке, уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, от 22 июля 2019 года №, выданной ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа №» г. Оренбурга, Ш.С.Н. работает в МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная неполная школа № для детей с отклонениями в умственном развитии продленного дня г. Оренбурга» воспитателем группы продленного дня с 15 августа 2000 года по 31 августа 2009 года в должности воспитателя на 1 ставку (приказ № п. 1 от 15 августа 2000 года), с 1 сентября 2009 года - переведена на должность учителя и по настоящее время на 1 ставку (приказ № от 31 августа 2009 года).
За указанный период имели место периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, в числе которых период с 4 по 8 сентября 2017 года не значится.
Факт работы Ш.С.Н. в спорный период в должности и учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 ответчиком не оспаривается.
Отказывая истцу во включении спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионный орган ссылается на отсутствие данного периода в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ш.С.Н.
Разрешая требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 4 по 8 сентября 2017 года – учителем Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа №», руководствуясь пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, суд первой инстанции установил, что в материалы дела представлена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ш.С.Н., согласно которой ранее представленные сведения скорректированы и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, считает его не законным и необоснованным на основании следующего.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 Порядка подтверждению подлежит осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Согласно пункту 3 Порядка периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ш.С.Н., индивидуальные сведения за спорные периоды работы с 4 по 8 сентября 2017 года представлены работодателем с дополнительными сведениями «НЕОПЛ».
Как следует из пунктов 2.3.26, 4.7, 5.10 приложения 5 к постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 года № 3п» код «НЕОПЛ» означает отпуск без сохранения заработной платы, время простоя по вине работника, неоплачиваемые периоды отстранения от работы (недопущения к работе), неоплачиваемый отпуск до одного года, предоставляемый педагогическим работникам, один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы, предоставляемый женщинам, работающим в сельской местности, неоплачиваемое время участия в забастовке и другие неоплачиваемые периоды.
Между тем, пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Данный перечень является исчерпывающим и иные периоды не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, принимая во внимание, что работодатель несет ответственность за предоставляемые сведения в отношении работников в целях пенсионного обеспечения, а также учитывая, что именно работодателем определяется характер и условия труда работника, и исходя из того, что в указанные периоды времени работа истца охарактеризована работодателем как не подлежащая включению в специальный стаж, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 4 по 8 сентября 2017 года – учителем Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа №».
Таких оснований не имелось и у пенсионного органа и суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене, апелляционная жалоба УПФР в г. Оренбурге – удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 марта 2020 года в части удовлетворения исковых требований Ш.С.Н. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода с 4 по 8 сентября 2017 года отменить.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ш.С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 4 по 8 сентября 2017 отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 марта 2020 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге удовлетворить.
Председательствующий
Судьи