ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4211/2015 от 16.04.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

 Судья Иваничев В.В. Дело №33-4211/2015

 Учет 54

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 16 апреля 2015 года г. Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

 председательствующего судьи Губаевой Н.А.,

 судей Моисеевой Н.Н. и Сахиповой Г.А.,

 при секретаре судебного заседания Л.Псардия Л.Н.

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2015 года, которым постановлено:

 иск Газимзяновой М.К. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, исполнительному комитету МО «Лениногорский муниципальный район» РТ о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости за выслугу лет, удовлетворить.

 Обязать Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан засчитать в стаж государственной службы Республики Татарстан следующие периоды осуществления трудовой деятельности Газимзяновой М.К.:

 с 26.05.1995 г. по 31.07.2001 г. - в должности специалиста землеустроителя, специалиста 2 категории <данные изъяты> комитета по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Татарстан;

 с 01.08.2001 г. по 24.09.2001 г.- в должности специалиста 2 категории Службы земельного кадастра <данные изъяты>;

 с 25.09.2001 г. по 11.01.2006 г.- в должности главного специалиста отдела земельных отношений Управления земельных и имущественных отношений в <данные изъяты>

 Признать за Газимзяновой М.К. право на получение пенсии за выслугу лет с 14 октября 2014 года в соответствии со статьей 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года №3-3PT «О государственной гражданской службе Республики Татарстан.

 Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан при назначении Газимзяновой М.К. пенсии за выслугу лет осуществить перерасчет данной пенсии с 14 октября 2014 года.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан З.Т. Дияровой в поддержку жалобы, истицы Газимзяновой М.К., возражавшей против апелляционной жалобы, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Газимзянова М.К. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ (далее по тексту - МТЗиСЗ РТ), Испонительному комитету МО «Лениногорский муниципальный район» РТ (далее по тексту - ИК МО «ЛМР» РТ) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, о признании права на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет, указав, что согласно записям в трудовой книжки трудовой стаж муниципальной службы Газимзяновой М.К. составляет 23 года 8 месяцев 14 дней, который состоит из следующих периодов:

 с 20.02.1991 г. по 04.05.1991 г.- в должности инструктора исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов Татарской АССР (2 месяца 13 дней);

 с 05.05.1991 г. по 31.07.2001 г. - в должности специалиста землеустроителя, специалиста 2 категории <данные изъяты> комитета по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Татарстан ( 10 лет 2 месяца 26 дней);

 с 01.08.2001 г. по 24.09.2001 г.- в должности специалиста 2 категории Службы земельного кадастра по <данные изъяты> ( 1 месяц 24 дней);

 с 25.09.2001г. по 11.01.2006г.- в должности главного специалиста отдела земельных отношений Управления земельных и имущественных отношений <данные изъяты> (4 года 3 месяца 11 дней);

 с 11.01.2006 г. по 01.11.2014 г. - в должностях главного специалиста, ведущего специалиста отдела земельных отношений Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений» <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан (8 лет 10 месяцев).

 На обращение Газимзяновой М.К. с заявлением о признании права на пенсию по выслуге лет письмом от 30.10.2014г. №27-24/Г-10186/5683 Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сообщило о том, что по состоянию на 14.10.2014 года стаж муниципальной службы Газимзяновой М.К. составляет 13 лет 8 дней и включает следующие периоды работ: с 20.02.1991г. по 04.05.1991г.- в должности инструктора исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов Татарской АССР (2 месяца 13 дней); с 05.05.1991г. по 25.05.1995г. - в должностях специалиста землеустроителя, специалиста 2 категории <данные изъяты> районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Татарстан (4 года 21 день); с 11.01.2006г. по 14.10.2014г. - в должностях главного специалиста, ведущего специалиста отдела земельных отношений Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений» <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан (8 лет 9 месяцев 4 дня). При этом, по мнению ответчика, спорные периоды подлежат включению в стаж муниципальной службы при условии включения их в указанные периоды в Реестр государственных служащих Республики Татарстан.

 Истица указывает, данная позиция ответчика является незаконной и просит суд обязать ИК МО «<данные изъяты> муниципальный район» Республики Татарстан и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан засчитать в стаж государственной службы Республики Татарстан следующие периоды осуществления ее трудовой деятельности: с 26.05.1995г. по 31.07.2001г. - в должности специалиста землеустроителя, специалиста 2 категории <данные изъяты> районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Татарстан; с 01.08.2001г. по 24.09.2001г.- в должности специалиста 2 категории Службы земельного кадастра цо <данные изъяты>; с 25.09.2001г. по 11.01.2006г.- в "должности главного специалиста отдела земельных отношений Управления з.емельных и имущественных отношений в <данные изъяты> и признать за ней право на получение пенсии за выслугу лет с 14 октября 2014 года в соответствии со статьей 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года №3-3PT «О государственной гражданской службе Республики Татарстан», обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан при назначении Газимзяновой М.К. пенсии за выслугу лет осуществить перерасчет данной пенсии с 14 октября 2014 года.

 Истица Газимзянова М.К. и ее представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска.

 Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

 Суд исковые требования удовлетворил в приведенной выше формулировке.

 В апелляционной жалобе МТЗиСЗ РТ просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. Считает, что право на получение пенсии за выслугу лет возникает при обращения за назначением пенсии, наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, увольнения с муниципальной службы и назначении пенсии по старости, инвалидности. Однако данные условия не выполнены. При этом указывает, что истица с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет муниципального (государственного) служащего РТ в установленном порядке в Министерство не обращалась, продолжает работать.

 В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала и просила обжалуемое решение отменить, при этом пояснила, что решением от 08.04.2015г. МТЗиСЗ РТ Газимзяновой М.К. назначена пенсия за выслугу лет с 02.04.2015г., в стаж муниципальной службы не включены периоды работы с 01.01.1997 по 31.07.2001, с 25.09.2001 по 31.12.2005, в связи с тем, что работа специалистов в государственных органах зачитывается в стаж государственной муниципальной службы при условии включения в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан.

 Истица возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.

 Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе, неправильное применение норм материального права.

 Вопросы установления пенсии на выслугу лет муниципального служащего Республики Татарстан урегулированы Законом Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 50-ЗРТ "Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе".

 В соответствии со статьей 28 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе от 25.06.2013 N 50-ЗРТ муниципальные служащие, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах в Республике Татарстан (далее - органы местного самоуправления), имеют право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Кодексом (далее - пенсия за выслугу лет) с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:

 - наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет;

 - освобождения от последней замещаемой должности муниципальной службы в Республике Татарстан и увольнения с муниципальной службы в Республике Татарстан.

 Согласно статье 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе от 25.06.2013 N 50-ЗРТ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на постоянной (штатной) основе на:

 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы). При этом с 1 января 2006 года в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в органах местного самоуправления в Республике Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Татарстан, а до его утверждения - Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Татарстан;

 2) муниципальных должностях;

 3) государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностях в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

 2. Периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) включаются в стаж муниципальной службы в следующем порядке:

 1) периоды работы (службы) на государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;

 2) периоды работы (службы) с 26 мая 1995 года до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы.

 4.Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.

 Из материалов дела следует, что Газимзянова М.К. обратилась в МТЗиСЗ РТ с письменным обращением о разъяснении о наличии у неё стажа муниципальной службы. 30 октября 2014 года МТЗиСЗ РТ разъяснило, что, согласно записям в представленной копии трудовой книжки совокупный стаж муниципальной службы по состоянию на 14 октября 214 года составляет 13 лет 8 дней, который состоит из следующих периодов работы: с 20.02.1991г. по 04.05.1991г.- в должности инструктора исполнительного комитета <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Татарской АССР (2 месяца 13 дней); с 05.05.1991г. по 25.05.1995г. - в должностях специалиста землеустроителя, специалиста 2 категории <данные изъяты> районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Татарстан (4 года 21 день); с 11.01.2006г. по 14.10.2014г. - в должностях главного специалиста, ведущего специалиста отдела земельных отношений Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений» <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан (8 лет 9 месяцев 4 дня).

 В стаж муниципальной службы Газимзяновой М.К. не подлежат включению периоды: с 26.05.1995 по 31.07.2001, с 01.08.2001 по 24.09.2001, с 25.09.2001 по 31.12.2005г., так как в трудовой книжке истицы нет отметок о присвоении ей классных чинов государственной службы Республики Татарстан.

 Удовлетворяя исковые требования Газимзяновой М.К. суд исходил из того обстоятельства, что обращение истицы о разъяснении, является заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, поскольку на момент обращения с заявлением в МТЗиСЗ РТ она обладала правом на назначение такой пенсии в размере, соответствующем стажу работы с учетом спорных периодов работы.

 Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.

 Согласно статье 30 Закона РТ от 25 июня 2013 года стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет устанавливается по заявлению муниципального служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет уполномоченным органом по назначению пенсий за выслугу лет на основе представленных в установленном порядке документов, подтверждающих стаж муниципальной службы, в соответствии с настоящим Кодексом.

 В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 декабря 2011 года №1013 «О внесении изменений в отдельные акты Кабинета Министров РТ и признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров РТ» с 1 января 2012 года уполномоченным органом по назначению, пересчету и выплате (приостановлению и возобновлению выплаты) пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в РТ включая организацию доставки, является МТЗиСЗ РТ.

 Письменное обращение истицы о разъяснении её права не является документом, на основании которого назначается (или выносится решение об отказе в назначении) пенсия за выслугу лет муниципального (государственного) служащего Республики Татарстан, при этом в суде апелляционной инстанции 23.03.2015 представитель истца пояснил, что Газимзянова М.К. замещает должность государственного муниципального служащего по настоящее время и только намеревается написать заявление об увольнении.

 Судебная коллегия полагает, что истица в установленном законом порядке не обращалась за назначением пенсии за выслугу лет.

 Таким образом, правоотношения между истицей и МТЗиСЗ РТ в части назначения пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим Республики Татарстан на момент рассмотрения дела судом первой инстанции отсутствовали, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Газимзяновой М.К. не имелось.

 Кроме того, из представленных суду апелляционной инстанции документов, пояснений сторон, видно, что решением от 08.04.2015г. МТЗиСЗ РТ Газимзяновой М.К. назначена пенсия за выслугу лет с 02.04.2015г., в стаж муниципальной службы не включены периоды работы с 01.01.1997 по 31.07.2001, с 25.09.2001 по 31.12.2005, в связи с тем, что работа специалистов в государственных органах зачитывается в стаж государственной муниципальной службы при условии включения в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан, а в данный период работы истица не была включена в данный Реестр

 Согласно статье 40 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан в государственных органах ведутся, в том числе на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования, реестры государственных гражданских служащих, которые формируются на основе сведений из личных дел государственных служащих. Реестры государственных гражданских служащих в государственных органах образуют Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан. Содержание и порядок ведения реестров государственных гражданских служащих в государственных органах и Реестра государственных гражданских служащих Республики Татарстан устанавливаются Президентом Республики Татарстан.

 В силу пунктов 2, 3, 7, 8, 16 Положения "О порядке ведения реестров государственных гражданских служащих в государственных органах Республики Татарстан и Реестра государственных гражданских служащих Республики Татарстан", утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 23.10.2006 N УП-431 реестры государственных гражданских служащих Республики Татарстан в государственных органах Республики Татарстан формируются на основе сведений из личных дел государственных гражданских служащих Республики Татарстан (далее - государственные служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее - государственная служба) в государственных органах Республики Татарстан (далее - государственные органы). Реестры государственных служащих в государственных органах образуют Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан (далее - Реестр государственных служащих Республики Татарстан), который представляет собой сводный перечень сведений о государственных служащих в государственных органах.

 Ведение Реестра государственных служащих Республики Татарстан осуществляется Департаментом по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан (далее - Департамент) на основе реестров государственных служащих в государственных органах. Формы реестра государственных служащих в государственном органе и Реестра государственных служащих Республики Татарстан утверждаются Департаментом. Внесение изменений в Реестр государственных служащих Республики Татарстан производится Департаментом ежемесячно (по состоянию на последнее число текущего месяца).

 Исходя из приведенных выше норм права следует, что периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет на основании сведений, содержащихся в Сводном перечне государственных должностей Республики Татарстан и Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан. При этом реестры государственных гражданских служащих Республики Татарстан в государственных органах Республики Татарстан формируются на основе сведений из личных дел государственных гражданских служащих Республики Татарстан, ведение Реестра государственных служащих Республики Татарстан осуществляется Департаментом по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан.

 Из представленных документов видно, что Департаментом по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан, на который возложены полномочия по ведению указанного Реестра, истица не был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан в спорный период работы с 01.01.1997 по 31.07.2001, с 25.09.2001 по 31.12.2005, что следует из письма от 24.07.2014.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные спорные периоды работы истицы обоснованно не были включены МТЗиСЗ РТ в ее стаж муниципальной службы.

 При таких обстоятельствах, в силу требований пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене и, учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

 Исходя из изложенного, руководствуясь ст.199, п.2 ст.328, ст. 329, п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.

 В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости за выслугу лет и ее перерасчете - отказать.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

 Председательствующий

 Судьи