Судья Романова А.В. Дело № 33-4215/2017
А-178г
Красноярский краевой суд
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Туровой Т.В.
судей Петрушиной Л.М., Тарараевой Т.С.
при секретаре Альбрант А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Петрушиной Л.М. гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» Минусинское межрайонное отделение о признании незаконными бездействия по отказу в применении повышающего коэффициента к объему электрической энергии равного величине социальной нормы, обязании применять повышающий коэффициент к объему электрической энергии равному величине социальной нормы, обязании произвести перерасчет потребляемой электроэнергии, взыскании излишне уплаченных денежных средств за потребляемую электроэнергию, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 12 января 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» Минусинское межрайонное отделение о признании незаконными бездействия по отказе в применении повышающего коэффициента к объему электрической энергии равному величине социальной нормы, об обязании применять повышающий коэффициент к объему электрической энергии равному величине социальной нормы, обязании произвести перерасчет потребляемой электроэнергии, взыскании излишне уплаченных денежных средств за потребляемую электроэнергию, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» Минусинское межрайонное отделение в пользу ФИО1 излишне уплаченные денежные средства за потребленную электрическую энергию за сентябрь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» Минусинское межрайонное отделение в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» Минусинское межрайонное отделение государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход муниципального бюджета Курагинского района.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Красноярскэнергосбыт» Минусинское межрайонное отделение о признании незаконными бездействия по отказу в применении повышающего коэффициента к объему электрической энергии равного величине социальной нормы, обязании применять повышающий коэффициент к объему электрической энергии равному величине социальной нормы, обязании произвести перерасчет потребляемой электроэнергии, взыскании излишне уплаченных денежных средств за потребляемую электроэнергию, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что 06.09.2016 года в его семье родился третий ребенок ФИО2, в связи с чем 13.09.2016 года семья, в соответствии с законодательством Красноярского края, получила статус - многодетной. 16.09.2016 года ФИО2 была зарегистрирована по месту жительства. Истцом в адрес ответчика почтой было направлено заявление о повышении социальной нормы потребления электрической энергии в домохозяйстве на основании постановления РЭК Красноярского края № 273 от 13.12.2005 года, на 75 кВт/час, то есть до 375 кВ/ч. В соответствии с п. 14 (1) Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства РФ № 614 от 22.07.2013 года «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» социальная норма потребления электрической энергии по его домохозяйству, учитывая, что семья является многодетной подлежит увеличению ещё в 1,5 раза, то есть до 562,5 кВт/ч. Ответчиком данное заявление с приложением всех необходимых документов было получено 26.09.2016 года, в удовлетворении заявления было отказано. Просил обязать ответчика произвести перерасчет потребленной электрической энергии с 01.09.2016 года, взыскать с ответчика излишне уплаченные денежные средства за потребленную электрическую энергию в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что он не заявлял требований пересмотреть существующие на территории Красноярского края социальные нормы потребления, а просил применить к существующим нормам коэффициент 1,5, предусмотренный п. 14 (1) Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства РФ № 614 от 22.07.2013 года «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Кроме того считает, что отсутствие решения высшего должностного лица субъекта РФ по применению методики расчетов социальной нормы потребления электрической энергии на территории края не является основанием для неприменения указанного постановления на территории Красноярского края.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО3, возражавшую против доводов жалобы и просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Суд первой инстанции, разрешая по существу заявленные требования, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы сторон, правомерно руководствовался положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктами 1 и 5 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением региональной энергетической комиссии №273 от 13.12.2005 года «Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии, поставляемой населению Красноярского края» утверждены и применяются социальные нормы электрической энергии, поставляемой населению края в следующих размерах:
Для населения, проживающего в жилых домах, не оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, - 75 кВт.ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт.ч на абонента в месяц;
Для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками: в период с 15 сентября по 15 мая – 400 кВт.ч на абонента в месяц, в иные периоды – 75 кВт.ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт.ч на абонента в месяц
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. № 614 утверждено Положение о порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (далее - Положение), приложением № 2 к которому утвержден перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) с 01.09.2013 г. В этот перечень включен Красноярский край.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. № 614, с учетом внесенных изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 136, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о применении при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) в срок до 1 марта 2016 г., но не позднее чем за 4 месяца до установленной в указанном решении даты начала осуществления расчетов размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы. Указанное решение также должно предусматривать, что отсчет размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляется с 1-го числа месяца, являющегося первым расчетным периодом, в котором применяется социальная норма.
Согласно пункту 5 названного Постановления № 614 величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу данного Постановления эта величина составляет менее 150 кВт.ч/1 чел./мес.
Пунктом 10 этого же Постановления № 614 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».
На момент вступления Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. N 614 в силу в Красноярском крае величина социальной нормы в соответствии с постановлением РЭК № 273 от 13.12.2005 года составила 75 кВт.ч/1 чел./мес.
Постановлением РЭК № 273 от 13.12.2005 года социальная норма потребления электрической энергии населением установлена в размере 75 кВт.ч/1 чел./мес. Данная социальная норма рассчитана региональной службой по тарифам Красноярского края.
При рассмотрении дела судом установлено, что в настоящее время решение о применении социальной нормы потребления электрической энергии, продифференцированной в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации № 614, на территории Красноярского края не принято. Тогда как в соответствии с п.14.1 Положения, утвержденного Постановлением №614, повышающий коэффициент равный 1,5 применяется только к величине социальной нормы, установленной в порядке, предусмотренном п.3 Постановления №614.
Таким образом, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании применить повышающий коэффициент соответствуют вышеприведенным нормам действующего законодательства, в связи с чем доводы жалобы в указанной части судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
Кроме того, действующая в Красноярском крае социальная норма в силу п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. № 614 может не пересматриваться, поскольку эта величина составила 75 кВт.ч/1 чел./мес., что является дополнительной гарантией социальной защиты малообеспеченных граждан.
При этом, судом обоснованно усмотрены основания для перерасчета платы за услугу электроснабжения и взысканию с ответчика в пользу истца излишне уплаченных денежных средств за потребленную электрическую энергию за сентябрь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, поскольку в нарушение положений п.43 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. № 614 перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжение произведен ответчиком со следующего месяца, а не с месяца, в котором началось применение социальной нормы.
Произведенный судом расчет судебной коллегией проверен и признан правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не усматривается.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть обжалуемого решения указанием размера госпошлины <данные изъяты> рублей, поскольку разрешая в мотивировочной части решения вопрос о возмещении судебных расходов, суд правильно определил размер подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, однако в резолютивной части ошибочно указал размер госпошлины <данные изъяты> рублей.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 12 января 2017 года изменить, уточнить указанием подлежащей взысканию с ПАО «Красноярскэнергосбыт» Минусинское отделение в доход муниципального бюджета Курагинского района госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части указанное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Турова Т.В.
Судьи: Петрушина Л.М.
Тарараева Т.С.