Дело № 33-4217
Судья Марданова С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2017 года город Пермь
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В. и Горбуновой О.А., при секретаре Кургаевой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 17 января 2017 года, которым постановлено:
«Признать отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники Пермского края в выдаче справки о признании семьи ФИО1 и ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий, оформленный письмом № ** от 29 сентября 2016 года незаконным.
Возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники Пермского края обязанность по выдаче семье ФИО1 документа о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программе «Жилище», подпрограмма «Обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае на 2015-2020 годы».
Восстановить семью ФИО3 в списке молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2015-2020 годы» Федеральной целевой программы «Жилище», на получение социальной выплаты под прежним номером **».
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о признании действий незаконными, возложении обязанности, мотивировав требования тем, что ее семья, состоящая из четырех человек, включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Управлением имущественных и земельных отношений администрации города Березники письмом № ** от 27.09.2016 года истцу отказано в выдаче справки о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием отказа в выдаче данной справки указано прекращение права общей совместной собственности на жилой дом, расположенный в Усольском районе, п.****, общей площадью 72.1 кв.м, которое расценено ответчиком как умышленное действие, подпадающее под положения статьи 53 ЖК РФ. Указанной статьей предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Однако семья истца каких-либо умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, не совершала. Дом в п.**** был приобретен ими в 2013 году и был неблагоустроен. При его приобретении истец намерена была его восстановить, однако не смогла этого сделать в связи с отсутствием финансовой возможности. Дом был приобретен на кредитные средства и находился в залоге у банка. Поскольку семья истца не смогла исполнять обязательства по кредитному договору, и, не имея возможности восстанавливать дом, было принято решение о его продаже. Дом был ими продан 08.09.2014 года по договору купли-продажи М. Продажу дома нельзя расценивать как умышленное ухудшение жилищных условий семьей истца, так как данный дом не мог быть использован по своему прямому назначению, не соответствовал требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, был непригоден для постоянного проживания. Денежные средства, полученные от реализации дома, были направлены истцом на погашение кредитных обязательств. Какой-либо материальной выгоды от сделок по купле-продаже дома истец и ее семья не получили, а понесла только убытки. В связи с этим истец считает, что отказ в выдаче справки о нуждаемости ее семьи в улучшении жилищных условий является незаконным, просит суд признать его таковым, возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения ее прав путем выдачи требуемой справки, восстановить семью Б-вых в очереди на улучшение жилищных условий.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как постановленного с нарушением норм материального права при неверной оценке фактических обстоятельств дела, просит в апелляционной жалобе Управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники. Доводы жалобы сводятся к тому, что суд необоснованно исключил из подсчета обеспеченности семьи жилыми помещениями, площадь жилого дома по адресу: Пермский край, Усольский район, пос. ****, поскольку отчуждение данного жилого дома в 2014 году по договору купли-продажи свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий семьи. Выводы суда о том, что на момент приобретения жилого дома и его отчуждения, дом был непригоден к проживанию, опровергаются имеющимися доказательствами, а потому выводы суда о том, что стороны истца отсутствовали умышленные действия, а продажа дома обусловлена наличием объективных причин, не соответствуют материалам дела требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО5 на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений ( в соответствии с положениями части1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене в связи с неверной оценкой фактических обстоятельств дела, нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, семья ФИО1 была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты (за счет средств 2016 года) по подпрограмме « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Согласно уведомлению от 15 сентября 2016 года истец обязана была подтвердить свое согласие на участие в подпрограмме и предоставить предусмотренные законом документы, подтверждающие право семьи быть ее участником, в том числе, представить справку о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях (л.д.33-34).
05 августа 2013 года ФИО2 и ФИО1 по договору купли-продажи приобрели в общую совместную собственность жилой дом общей площадью 72,1 кв.м, в том числе жилой 47,0 кв.м и земельный участок по адресу: ул.**** в пос.**** Усольского района, за ** рублей, из которых ** руб. – стоимость жилого дома, ** руб. – стоимость земельного участка (л.д.7-8). Имущество приобретено истцом и ее супругом в том числе, за счет заемных средств, предоставленных на основании кредитного договора ОАО АКБ «***», в сумме ** руб., имущество в силу закона находилось в ипотеке у банка (л.д.10-12). Согласно п.1.3 договора купли-продажи от 05 августа 2013 года, на момент заключения договора в продаваемом жилом доме нет недостатков, снижающих его потребительские качества, санитарно-техническое электрооборудование в порядке и комплекте. Право собственности покупателей по договору на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в ЕГРП.
На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 08 сентября 2014 года ФИО2 и ФИО1 произвели отчуждение данных объектов недвижимости М. за ** рублей, в том числе ** рублей –стоимость жилого дома и ** рублей стоимость земельного участка (л.д.9).
Согласно письму Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники истцу отказано в выдаче справки о нуждаемости семьи в жилых помещениях (л.д.6). Из данного письма следует, что обеспеченность молодой семьи согласно имеющимся у них в пользовании жилым помещениям составляет 10,57 кв.м., что менее учетной нормы, установленной для участников Программы. Однако установлено, что в 2014 году истец и ее супруг прекратили путем заключения договора купли-продажи право собственности на жилой дом, расположенный в п.**** Усольского района, ул.****, общей площадью 72, 1 кв.м., что расценивается как умышленное действие, подпадающее под положения ст. 53 ЖК РФ. До прекращения права собственности на указанный дом на каждого члена семьи приходилось бы 28,6 кв.м. площади, что более установленной нормы для участия в Программе. Вернуться к рассмотрению вопроса о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий возможно по истечении пятилетнего срока с момента продажи имущества.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком при подсчете уровня жилищной обеспеченности неправомерно учтена площадь жилого дома общей площадью 72,1 кв.м, в том числе жилой 47,0 кв.м по адресу: ул.**** в пос.**** Усольского района, а действия по отчуждению данного дома необоснованно расценено ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий. При этом суд принял во внимание в качестве допустимых доказательств заключения специалиста ИП П. о несоответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям как на момент его приобретения семьей истца, так и на момент его продажи, исходя из чего сделал вывод, что семья истца, приобретя жилой дом, непригодный для проживания не улучшила свои жилищные условия, а продажа дома не может быть расценена как намеренное ухудшение жилищных условий..
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".
Согласно п. 6 приведенных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из пункта 7 Правил следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, является, в том числе, утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с действующим жилищным законодательством ухудшением жилищных условий являются действия граждан, которые направлены на уменьшение общей площади жилого помещения.
Решением Березниковской Думы от 29.08.2006 года № 197 установлена учетная норма площади жилого помещения - норма площади жилого помещения, применяемая для реализации данной Программы, для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в размере 12 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи - потенциального участника Программы.
Из имеющихся материалов дела следует, что семья Б-вых была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты ( за счет средств 2016 года) по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2016 года. При обращении истца к ответчику за справкой о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в выдаче соответствующей справки отказано по причине установления совершения истцом действий, направленных на отчуждение жилого дома, которые расценены ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий.
Соглашаясь с доводами апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия, оценивая фактические обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства в совокупности, приходит к выводу, что после приобретения на основании договора купли-продажи от 05 августа 2013 года жилого дома по адресу: Пермский край, Усольский район, поселок ****, улица **** в собственность ФИО1 и ее мужа ФИО2, уровень обеспеченности семьи истца стал составлять 28,6 кв.м, что больше учетной нормы. При таких обстоятельствах семья подлежала снятию с учета нуждающихся в получении социальной выплаты на приобретение жилья в силу ст. 56 ЖК РФ. Совершение же действий по отчуждению жилого помещения, свидетельствуют о совершении намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, а потому отказа в выдаче справки о признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации является законным.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы истца о непригодности жилого дома для проживания не имеют правового значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Приобретая по договору купли-продажи жилой дом, семья истцов имела возможность проверить качество дома и его соответствие цели, с которой дом приобретался. С момента приобретения права собственности, истец с членами семьи вправе была вселиться и проживать в жилом доме. Отчуждение данного дома по договору купли-продажи от 08 сентября 2014 года свидетельствуют о совершении намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий. Выводы суда об отсутствии признаков умышленного ухудшения жилищных условий и о наличии объективных причин для совершения сделки по отчуждению жилого дома в связи с его непригодностью для проживания и отсутствия финансовой возможности для погашения кредитных обязательств, не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными. Процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов установлена Положением о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. Представленные же стороной истца заключения специалиста ИП П. не соответствуют указанному Положению и не являются допустимыми доказательствами в подтверждение данного обстоятельства.
При указанных выше обстоятельствах, с учетом того, что при совершении сделки по отчуждению жилого дома от 08 сентября 2014 года истец и ее муж совершили намеренные действия, направленные на ухудшение жилищных условий, с момента совершения данных действий пятилетний срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, не истек, оснований для удовлетворения иска не имелось. Решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 17 января 2017 года отменить.
Принято по делу новое решение.
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Березники о признании незаконным отказа в выдаче справки о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по выдаче справке и восстановлении в списке молодых семей участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2015-2020 годы» Федеральной целевой программы «Жилище» на получение социальной выплаты отказать.
Председательствующий:
Судьи: