ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4224/18 от 17.09.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Акулова Е.А. Дело № 33-4224/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе

председательствующего Глуховой И.Л.,

судей Анисимовой В.И., Рогозина А.А.,

при секретаре Корепановой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 17 сентября 2018 года дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) - (далее - «Управление Пенсионного фонда РФ», «Управление») на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 18 июня 2018 года, которым

удовлетворены исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ.

Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ от 20 сентября 2017 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО1.

На Управление Пенсионного фонда РФ возложена обязанность досрочно назначить страховую пенсию по старости ФИО1, с момента возникновения права на пенсию - с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 21 июня 2017 года.

С Управления Пенсионного фонда РФ в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей и по оплате услуг представителя 10 000 рублей, всего 10 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ С.А.В., доводы апелляционной жалобы поддержавшего; объяснения представителя ФИО1 – Ч.Д.С. просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1, с учетом уточнения исковых требований, ссылаясь на незаконность принятого Управлением Пенсионного фонда РФ 20 сентября 2017 года решения об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, обратилась к Управлению Пенсионного фонда с иском о признании данного решения незаконным и обязании назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения не нее права.

Указала, что ответчиком в страховой стаж необоснованно не были включены в льготном исчислении периоды ее работы в фельдшерском здравпункте в сельской местности с 15 января 2014 года по день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, а также периоды ее нахождения в учебных отпусках и командировках в период работы в Воткинской городской больнице № 1 медицинской сестрой палатной, старшей медицинской сестрой палатной отделения анестезиологии-реанимации стационара, главной медицинской сестрой Воткинской городской больницы № 1, с учетом которых ее стаж работы в городской и сельской местности составляет 32 года 3 месяца и 6 дней, что достаточно для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Ответчик против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что в периоды работы в фельдшерском здравпункте в сельской местности продолжительность рабочего времени истца должна составлять 39 часов в неделю и ей не выработана, поскольку такая сокращенная продолжительность рабочего времени постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года № 101 не установлена, локальный акт работодателя основанием для сокращения рабочего времени медицинским работникам являться не может. Работа в сельской местности для всех медицинских работников, имеющих право на досрочное назначение пенсии, независимо от их пола, дает право не на сокращение продолжительности рабочего времени, а на сокращение пенсионного возраста.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить и в удовлетворении иска отказать, выражая несогласие с выводами суда в части наличия оснований для включения в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы в должности фельдшера фельдшерского здравпункта ввиду не выработки в указанные периоды требуемой продолжительности рабочего времени 39 часов в неделю, полагая, что постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» в рамках данного дела применению не подлежало. Считает, что в данном случае суд необоснованно применил двойную льготу при сокращении рабочего времени, поскольку указанное постановление Верховного Совета РСФСР относится к женщинам, достигшим возраста 55 лет, при их обращении за назначением страховой пенсии на общих основаниях.

Также выражает несогласие с решением в части необоснованного включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и периодов ее нахождения в командировке.

Указывает, что поскольку с учетом исключения из медицинского стажа указанных периодов работы ее стаж составляет менее 30 лет (24 года 11 месяцев 18 дней), права на назначение досрочной страховой пенсии по старости как лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и в городах истец не имеет.

В возражениях на апелляционную жалобу, данных в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель ФИО1 – Ч.Д.С. выражает несогласие с ее доводами, полагая что на законность и обоснованность решения они не влияют.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для применения к спорным отношениям пункта 1.3 постановления ВС РСФСР от 1 ноября 1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» и включения в специальный стаж периодов нахождения истца в учебных отпусках и командировках в период работы на соответствующих должностях в Воткинской городской больнице № 1 и поскольку на момент обращения с истца с заявлением о назначении пенсии - 21 июня 2017 года, требуемый 30-летний стаж медицинской деятельности истцом был выработан, заявленные ФИО1 требования удовлетворил.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается и оснований для их переоценки по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 июня 2017 года ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в учреждениях здравоохранения городской и сельской местности не менее 30 лет.

Решением Управления от 20 сентября 2017 года в назначении досрочной страховой пенсии по указанному основанию ей было отказано в связи с отсутствием требуемых 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, при этом, в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, зачтен период работы в количестве 24 года 11 месяцев 18 дней.

Не зачтены в указанный стаж, том числе, в период работы истца в должности медицинской сестры палатной, старшей медицинской сестрой палатной отделения анестезиологии-реанимации стационара Воткинской городской больницы № 1 периоды нахождения в командировках с 8 по 9 июня 2002 года, с 18 октября по 15 ноября 2005 года, с 12 по 13 июня и с 17 по 18 июня 2006 года, с 7 по 8, с 12 по 15 и с 21 по 22 июня 2008 года, с 30 по 31 мая, с 6 по 7 и с 27 по 28 июня 2009 года, 13 мая 2010 года, с 11 по 12 и с 19 по 20 июня 2010 года, с 29 ноября по 24 декабря 2010 года, с 13 по 14 июня, с 2 по 3 июля, 30 сентября 2011 года, который, по мнению истца, подлежит зачету в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев и составляет в общей сложности 4 месяца 6 дней и периоды нахождения в учебных отпусках с 17 сентября по 20 октября 2007 года, с 18 февраля по 23 марта и с 20 октября по 22 ноября 2008 года, с 23 марта по 25 апреля и с 23 ноября по 26 декабря 2009 года, с 22 марта по 24 апреля и с 18 октября по 20 ноября 2010 года и с 1 апреля по 11 июня 2011 года, которые, по мнению истца, подлежит зачету в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев и составляет в общей сложности 01 год 03 месяца и 10 дней; период с 14 по 15 мая 2013 года нахождения в командировке в период работы главной медицинской сестрой Воткинской городской больницы № 1 в календарном исчислении 2 дня, а также периоды, в которые истец, по мнению ответчика, не выработала норму рабочего времени 39 часов в неделю, и которые мнению истца, с учетом работы в фельдшерском здравпункте и в сельской местности, подлежат зачету в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, в связи с выработкой нормы рабочего времени 36 часов неделю, установленной для женщин в сельской местности - с 15 января по 31 мая 2014 года, с 1 июля по 30 ноября 2014 года, с 1 января по 30 ноября 2015 года, с 1 по 31 января 2015 года, с 1 марта 2016 года по 31 января 2017 года и с 1 марта по 20 июня 2017 года.

В указанные спорные периоды за истцом сохранялось рабочее место, выплачивался средний заработок и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица ФИО1; в спорные периоды истец осуществляла медицинскую деятельность, находилась в командировках и учебных отпусках, что подтверждается копией трудовой книжки истца, актом документальной проверки № 13 от 31 июля 2017 года, справками работодателя от 20 сентября 2017 года № 1660 и от 18 сентября 2017 года № 03-69, ответом начальника управления Воткинского ЛПУМГ от 8 мая 2018 года № 251, копиями приказов от 1 декабря 2014 года, от 9 апреля 2015 года и от 23 апреля 2015 года, приложенными к ответу от 8 мая 2018 года копиями удостоверений и свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, табелями учета рабочего времени и ответчиком не оспаривалось.

В период с 2006 по 2011 годы ФИО1 обучалась на заочной форме обучения в ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия».

Поскольку в период с 1993 года по 28 февраля 2013 года истец работала медицинской сестрой платной, старшей медицинской сестрой отделения анестезиологии-реанимации стационара Воткинской городской больницы № 1, поэтому периоды нахождения истца в учебных отпусках и командировках до 28 февраля 2013 года правомерно были включены судом в специальный страховой стаж истца в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.

С 15 января 2014 года истец принята на работу в Воткинское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Чайковский» заведующей здравпунктом – фельдшером высшей категории.

За периоды работы в Воткинском ЛПУМН ООО «Газпром трансгаз Чайковский» истцу выплачивалась заработная плата в том же размере, что и при полной рабочей неделе, с которой работодателем уплачивались все полагающиеся взносы в Пенсионный фонд.

При этом судом было установлено, что в указанные периоды времени истец осуществляла медицинскую деятельность в течение полного календарного года, выработав, с учетом установленной законодательством нормы рабочего времени 36 часов в неделю, за исключением предпраздничных дней 11 июня, 23 декабря, 31 декабря 2015 года, 20 февраля 2016 года, 22 февраля 2017 года, в которые продолжительности рабочего времени была сокращена работодателем в целях сохранения годового баланса рабочего времени и интересов работников, и неотработанных дней 23 декабря 2014 года, 10 февраля, 13 мая, 16 июня 2015 года в связи с предоставлением истцу работодателем дополнительных дней отдыха в связи с привлечением истца на основания приказов работодателя на работу в выходные дни; при этом начисление заработной платы за перечисленные дни истцу было произведено в полном объеме.

Из материалов дела следует, что продолжительность рабочего времени работодателем ООО «Газпром трансгаз Чайковский» была установлена 36 часов в неделю как женщине, работающей в сельской местности в соответствии с положениями пункта 1.3 постановления ВС РСФСР от 1 ноября 1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе».

Согласно ст. 350 Трудового кодекса РФ для медицинских работников (применительно к должности фельдшера фельдшерского здравпункта) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» фельдшеру фельдшерского здравпункта установлена 39 часов в неделю.

Пунктом 1.3 постановления ВС РСФСР от 1 ноября 1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» с 1 января 1991 года для женщин, работающих в сельской местности, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами, установлена 36-часовая рабочая неделя; при этом определено, что заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» для женщин, работающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не установлена трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (ст. 320 ТК РФ, постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»).

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата, с которой работодателем уплачивались все полагающиеся взносы в пенсионный фонд, в соответствии с положениями данного правового акта, за указанный спорный период работы истцу выплачивалась заработная плата в том же размере, что и при полной рабочей неделе, выводы суда о том, что указанный спорный период подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в указанном судом порядке, являются правильными; соответствующие доводы апелляционной жалобы о невыполнении истицей нормы нагрузки, установленной за ставку заработной платы, ввиду сокращения рабочего времени работодателем судебной коллегией отклоняются.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что на 21 июня 2017 года - день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом требуемый 30-летний стаж медицинской деятельности был выработан, суд правомерно признал решение об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости незаконным и удовлетворил ее исковые требования.

Также обоснованно, по мнению судебной коллегии, были включены в специальный стаж и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках, поскольку они неразрывно связаны с трудовой деятельностью истца, в данный период истцу начислялась заработная плата, за ней сохранялось место работы, производились страховые отчисления в Пенсионный фонд.

Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит, установленные частью 4 ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного постановления отсутствуют.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 18 июня 2018 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) оставить без удовлетворения.

Председательствующий Глухова И.Л.

Судьи Анисимова В.И.

Рогозин А.А.