Судья Кочетков Д.В. Дело № 33-4224/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Аккуратного А.В., Рогозина А.А.,
при секретаре Шкляевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 16 сентября 2019 года гражданское дело по апелляционным жалобам КМС, БВП, ИСГ на решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 24 мая 2019 года, которым
в удовлетворении исков КМС, БВП, ИСГ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, обязании назначить и выплатить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения ИСГ, КМС и его представителя по доверенности КАМ, БВП его представителя ЧДС, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики СЕВ., полагавшей жалобы истцов необоснованными, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
КМС обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что постановлением Совета Министров СССР от 16.04.1985г. ему была присуждена премия Совета Министров СССР, о чем выдан диплом лауреата премии №. ДД.ММ.ГГГГ. после предворительных консультация он обратился к ответчику за предоставлением дополнительного материального обеспечения (далее - ДМО) в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее – Федеральный закон № 21-ФЗ). Специалистами Управления в приеме документов ему было отказано со ссылкой на то, что лауреаты премии Совета Министров СССР не входят в перечень лиц, имеющих право на ДМО. Впоследующем по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Управлением принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Считая данный отказ противоречащим закону и нарушающим его пенсионные права, истец просил признать незаконным бездействие ответчика в связи с отказом в предоставлении ему государственной услуги по предоставлению ДМО и обязать ответчика предоставить ему дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом №21-ФЗ.
БВП обратился в суд с аналогичным иском к Управлению о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что является получателем страховой пенсии по старости, трудовую деятельность закончил с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 96 от 20.02.2006 «О присуждении премий Правительства РФ 2005 года в области науки и техники» ему была присуждена премия Правительства РФ за разработку и постановку на серийное производство модельного ряда гражданского оружия в период с 1998-2003 годов. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в пенсионный орган за назначением дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона № 21-ФЗ. Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении ДМО ему было отказано. Считая свои права нарушенными, истец просил признать указанное решение Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, обязать ответчика назначить ему дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом №21-ФЗ с 25.05.2018 года.
ИСГ обратился в суд с аналогичным иском к Управлению о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что Постановлением Совета Министров СССР от 10.08.1988г. ему была присуждена премия Совета Министров СССР за проектирование и строительство производственного комплекса на Ижевском радиозаводе, что подтверждается выданным удостоверением №. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился к ответчику за назначением дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона № 21-ФЗ. Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении ДМО ему было отказано. Считая свои права нарушенными, истец просил признать указанное решение Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, обязать ответчика назначить и выплатить ему дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом №21-ФЗ с 23.07.2018 года.
Определением суда от 28.03.2019г. дела по искам КМС, БВП, ИСГ ввиду их однородности объединены в одно производство.
В судебном заседании КМС, БВП и ИСГ свои исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковых заявлениях.
Представитель Управления СЕВ исковые требования не признала. Пояснила, что истцы являются лауреатами премии Совета Министров СССР и Правительства РФ, которые не относится к государственным премиям Российской Федерации и не предоставляют право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом № 21-ФЗ.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах БВП, ИСГ и КМС просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении их исковых требований. Приводят доводы о неправильном толковании и применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Анализируя нормы действующего законодательства, считают, что присужденные им премии Совета Министров СССР и Правительства РФ относятся к государственным премиям СССР и РФ, что дает им право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом № 21-ФЗ.
В возражениях на апелляционные жалобы Управление приводит доводы о законности принятого судом решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб истцов, судебная коллегия, проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, оснований его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, КМСДД.ММ.ГГГГ года рождения Постановлением Совета Министров СССР от 16.04.1985г. была присуждена премия Совета Министров СССР за создание многономенклатурного комплексно-автоматизированного горячештамповочного производства, о чем выдан диплом лауреата премии Совета Министров СССР №05192.
КМС, являясь получателем пенсии по старости, и прекратив с ДД.ММ.ГГГГ. трудовые отношения с ФБГОУ ВО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова» в связи с выходом на пенсию, ДД.ММ.ГГГГ. обратился к ответчику с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. КМС отказано вназначении дополнительного материального обеспечения, предусмотренного нормами Федерального закона № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги передРоссийской Федерацией», в связи с тем, что лауреаты премии Совета Министров СССР не поименованы в числе лиц, имеющих право на установление данной социальной гарантии.
БВПДД.ММ.ГГГГ года рождения Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006г. №96 «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2005 года в области науки и техники» была присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники за разработку и постановку на серийное производство модельного ряда гражданского оружия в период с 1998-2003 годов, о чем выдан диплом лауреата премии Правительства РФ №6852 и почетный знак.
БВП, являясь получателем страховой пенсии по старости, и прекратив с ДД.ММ.ГГГГ. трудовые отношения с АО «Ижевский механический завод» в связи с выходом на пенсию, 25.05.2018г. обратился к ответчику с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с пп.8 п.2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. БВП отказано вназначении дополнительного материального обеспечения, предусмотренного нормами Федерального закона № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги передРоссийской Федерацией» по причине того, что лауреатам премий Правительства РФ право на назначение дополнительного материального обеспечения законом не предусмотрено.
ИСГДД.ММ.ГГГГ года рождения Постановлением Совета Министров СССР от 10.08.1988г. была присуждена премия Совета Министров СССР за проектирование и строительство производственного комплекса на Ижевском радиозаводе, о чем выдан диплом лауреата премии Совета Министров СССР №23790.
ИСГ, являясь получателем с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по старости, и прекратив трудовые отношения в связи с выходом на пенсию, 23.07.2018г. обратился к ответчику с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с пп.8 п.2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. ИСГ отказано вназначении дополнительного материального обеспечения, предусмотренного нормами Федерального закона № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги передРоссийской Федерацией» по причине того, что лауреатам премий Совета Министров СССР право на назначение дополнительного материального обеспечения законом не предусмотрено.
Отказы пенсионного органа в назначении КМС, БВП, ИСГ дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом №21-ФЗ послужили поводом их обращения в суд с настоящими исками.
Разрешая спор, суд, придя к выводу, что истцы, являясь лауреатами премий Совета Министров СССР и Правительства РФ, законом не отнесены к кругу лиц, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечения в соответствии с п.п.8 п.2 ст.1 Федерального закона № 21-ФЗ, в удовлетворении исковых требований отказал.
Эти выводы суда первой инстанции коллегия считает верными и не подлежащими переоценке, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательства.
Условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, определен Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
В п.2 ст.1 данного Федерального закона №21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение.
В соответствии с пп.8 п.2 ст.1 названного Федерального закона №21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение назначается, в том числе, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О, право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации главой государства является Президент Российской Федерации, а в силу п. "б" ст. 89 Конституции Российской Федерации Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ.
К полномочиям Правительства Российской Федерации определенным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" не отнесено право учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации.
Согласно положений Конституции (Основного Закона) СССР (от 07.10.1977), Закона СССР от 05.07.1978 № 7765-IX "О Совете Министров СССР" Совету Министров СССР также не было предоставлено право учреждать и присуждать премии от имени СССР.
В соответствии с п.12 ст.127.3 Конституции СССР вопросы награждения орденами и медалями СССР, присвоения почетных званий СССР были отнесены к полномочиям Президента СССР
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.02.1967 № 158 (ред. от 16.10.1981) было утверждено Положение о Ленинских и Государственных премияхСССР и о Комитетах по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР" ( далее – Положение №158) (действовало на дату присуждения КМС и ИСГ премий Совета Министров СССР), в пункте 1 которого предусматривалось, что государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народнохозяйственное значение, а также за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства; за создание выдающихся учебников для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы, профессионально-технических учебных заведений и для системы партийной учебы и экономического образования.
В абз. 3 п.2 данного Положения предусматривалось, что одновременное выдвижение одной и той же работы или одной и той же кандидатуры на Ленинскую, Государственную премию СССР, а также на премии Совета Министров СССР и Государственные премии союзных республик не допускается.
Пунктами 7, 8 Положения №158 предусматривалось, что государственные премии СССР присуждаются ежегодно в количестве до 75 премий за работы в области науки и техники, до 15 премий за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, до 8 премий за учебники, в том числе 3 - для высших учебных заведений, 2 - для средних специальных учебных заведений, 1 - для средней школы, 1 - для профессионально-технических учебных заведений и 1 - для системы партийной учебы и экономического образования, до 18 премий за работы в области литературы, искусства и архитектуры, в том числе 1 - за произведения литературы и искусства для детей. Размер премий - 5 тыс. рублей каждая. Решения Комитетов о присуждении Государственных премий СССР вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Государственных премий СССР публикуются в печати.
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения №158 лицам, получившим Государственные премии СССР, присваивается звание "Лауреат Государственной премии СССР", вручается диплом и почетный знак с указанием года присуждения премии.
Названное Положение №158 утратило силу в связи с принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989г. №251, которым было утверждено новое Положение о государственной премии СССР в области науки и техники.
При этом применительно в премиям Совета Министров СССР в спорный период действовало Постановления Совмина СССР от 18.10.1979 № 950 "О премиях Совета Министров СССР", пунктом 1 которого предусматривалось, что данные премии присуждаются Советом Министров СССР по представлению: Госстроя СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за разработку наиболее выдающихся проектов и строительство по этим проектам предприятий, зданий и сооружений; Государственного комитета СССР по науке и технике, Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Госкомсельхозтехники СССР и ВЦСПС за разработку и внедрение в производство результатов наиболее крупных научно-технических исследований и открытий, имеющих важное значение для развития сельского хозяйства; Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за выполнение комплексных научных исследований, проектно - конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ). Лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак "Лауреат премии Совета Министров СССР".
Пунктом 2 данного Постановления Совмина СССР от 18.10.1979 № 950 предусматривалось установление 50 премий Совета Министров СССР в следующих размерах: 5 премий - от 30 до 50 тыс. рублей, 20 премий - от 15 до 20 тыс. рублей и 25 премий - от 3 до 12 тыс. рублей для присуждения коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений и предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).
В спорный период присуждения БВП премии Правительства РФ в области науки и техники действовало утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (далее – Положение №785), в пункте 1 которого было предусмотрено ежегодное присуждение четырех Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий и трех Государственных премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Также Пунктом 1 указанного Положения №785 было установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (пункт 3 Положения N 785).
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения N 785).
Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
БВП в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №96 была присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники.
Основания и порядок присуждения указанных премий в спорный период был определен Положением о премиях Правительства российской Федерации в области науки и техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2004г. №439 (утратило силу с 09.08.2010г.)
Так, согласно названного Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждались ежегодно за следующие достижения: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ; практическая реализация изобретений, открывающих новые направления в технике и технологиях; крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении; научные, проектно-конструкторские и технологические достижения в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании более совершенной военной и специальной техники; работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы; научно-исследовательские разработки, содействовавшие повышению эффективности реального сектора экономики.
(пункт 1). Присуждение премий производится решениями Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники (пункт 2). Не допускается выдвижение на соискание премий работ, удостоенных или выдвинутых на соискание других премий государственного значения в области науки и техники (пункт 5). Лицам, удостоенным премии, присваивается звание лауреата премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники и в торжественной обстановке вручаются диплом и почетный знак (пункт 9).
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что Государственная премия РФ и премии Совета Министров СССР, Правительства РФ являются разными видами государственного поощрения, установленный действующим законодательством основания и порядок их присуждения различен.
При этом содержание вышеназванных актов свидетельствует о том, что в отличие от государственных премий РФ, присуждаемых за особые заслуги перед государством и обществом, премии Совета Министров СССР, Правительства РФ учреждаются в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области, т.е. носят, главным образом, стимулирующий характер.
По смыслу закона к Государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон №21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, относятся те премии, которые являются Государственными премиями в соответствии с актом, учредившим их и положением о них.
Премия Совета Министров СССР и премия Правительства РФ, которой награждены истцы, такого права не дает, поскольку объективные критерии для награждения премией Совета Министров СССР и Правительства РФ не совпадают с критериями, установленными п. 1 ст. 1 Федерального закона №21-ФЗ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 31.01.2019г.№ АКПИ18-1245 «Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 5 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утв. Приказом Минтруда России от 20.03.2018 N 172н», согласно которой в отличие от государственных премий РФ премии Правительства РФ учреждаются от имени Правительства РФ в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
Кроме того, статьей 7 Федерального закона №21-ФЗ предусмотрено, что порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В рамках реализации указанных полномочий Правительством РФ было принято Постановление от 07.06.2002г. №390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", в пункте 2 которого предусмотрено, что Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения, указанного в пункте 1 настоящего Постановления, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с указанными полномочиями Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации 20.03.2018г. №172н утвержден «Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее – Перечень).
В п.5 данного Перечня предусмотрено, что для назначения ДМО граждане, являющиеся лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации представляют диплом лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.
Названные документы у истцов отсутствуют, представленные истцами дипломы о присуждении им премии Совета Министров СССР и премии Правительства РФ к документам, поименованным в указанном Перечне не относятся.
Обращаясь с настоящими исками, истцы со ссылкой на действовавший до 08.05.2018г. аналогичный «Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан РФ, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 06.08.2002г. №53, который предусматривал в составе документов для назначения ДМО, в том числе, предоставление постановления Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, полагали, что данный нормативный акт подтверждает право лауреатов премии Правительства РФ на назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом №21-ФЗ.
Между тем, с этими доводами истцов коллегия согласиться не может в силу следующего.
Круг лиц, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, определен в п.2 ст.1 Федерального закона №21-ФЗ и является исчерпывающим. Принимаемые в соответствии с данным Федеральным законом подзаконные нормативные акты самостоятельных оснований возникновения права граждан на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливать не могут.
А потому вышеуказанные Перечни, предусматривающие документы, предоставляемые для назначения ДМО, оснований возникновения права на указанную выплату не устанавливают. При разрешении вопроса о праве лица на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение следует исходить из положений п.2 ст.1 Федерального закона №21-ФЗ, которые не позволяют отнести лауреатов премии Совета Министров СССР, лауреатов премии Правительства РФ к лицам, имеющим право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с названным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что присужденные истцам премия Совета Министров СССР и премия Правительства РФ не являются государственными премиями Российской Федерации, в связи с чем у них отсутствует право на получение дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом №21-ФЗ.
Поэтому в удовлетворении требований истцов в рамках заявленного предмета и оснований судом правомерно отказано.
Таким образом спор разрешен судом с правильным применением норм материального права. Доводы апелляционных жалоб истцов, главным образом, сводятся к иному толкованию норм закона, регулирующих спорные пенсионные правоотношения, и аналогичны доводам, на которые истцы ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Указанные доводы истцов являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основе исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ. Оснований для переоценки выводов суда коллегия не находит. Апелляционные жалобы истцов по изложенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 24 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы КМС, БВП, ИСГ – без удовлетворения.
Председательствующий Глухова И.Л.
Рогозин А.А.
Судьи Аккуратный А.В.
Копия верна:
Судья: Глухова И.Л.