ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4225/20 от 22.07.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело 33-4225/2020

В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Петровой Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Верхотуровой И.В.,

судей Железовского С.И., Тарасовой А.А.,

при секретаре Цой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июля 2020 года в городе Хабаровске гражданское дело № 2-614/2020 по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 05 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения представителя МО РФ – Личман А.С., представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ – Красинской Ю.Г., военного прокурора Руник В.А., судебная коллегия

установила:

истец Военный прокурор Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с требованием обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234), (военный городок № 23), обязать ответчиков организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234), (военный городок № 23) в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19.09.2019 г., которым установлена необходимость проведения капитального ремонта данного дома.

В обоснование иска указал, что согласно акту общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19.09.2019 г. по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234) (1973 года постройки), военный городок № 23 в результате осмотра комиссией сделан вывод о том, что жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, а именно в подвале требуется ремонт окон 15 шт.; замена розлива центрального отопления - 120 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 125 м.; замена канализации - 80 м.; в отношении обще домовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; в отношении общедомовых инженерных сетей: замена стояков холодного водоснабжения - 150 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 150 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 160 м.; замена электрооборудования - 120 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы ППР с фасонными частями - 40 м.; относительно стены: ремонт межпанельных швов - 150 м.п.; ремонт козырька над входом в подъезд - 6 шт.; ремонт цоколя - 75 кв.м..; 5) отмостка: ремонт отмостки -130 кв.м.; требуется ремонт внутренних стен: ремонт подъезда - 350 кв.м, ремонт лестничных маршей - 10 кв.м.; ремонт мягкой кровли - 350 кв.м.; восстановить систему вентиляции; замена окон на лестничных клетках - 10 шт.; замена входных дверей - 6 шт.; замена люков на чердак - 2 шт.; ремонт детской площадки; благоустройство и озеленение: осыпка, укладка асфальтового покрытия подходов, подъездов.

Капитальный ремонт данного дома не производился с момента его постройки, что в свою очередь создает опасность к причинению вреда жизни и здоровья военнослужащим и гражданскому персоналу Минобороны России, а также причинению вреда имуществу Минобороны России.

Решением Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 05 марта 2020 года исковые требования удовлетворены частично, постановлено:

обязать Министерство обороны РФ выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234), (военный городок № 23).

Обязать Министерство обороны РФ организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234), (военный городок № 23) в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19.09.2019 г.

В удовлетворении исковых требований к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отказать.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ, не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность.

Полагает, что исковые требования к Министерству обороны РФ не подлежат удовлетворению, поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ возложено на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ является получателем бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств.

Отсутствие финансирования на проведение соответствующих мероприятий не являлось основанием для возложения на Министерство обороны РФ обязанности организовать проведения капитального ремонта.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции согласно положению о Министерстве обороны РФ (далее также - Положение), утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, а также постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений России от 16.02.2004 г. № 605-р на праве оперативного управления за ФГУ «Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны России закреплен жилой дом, расположенный по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское-1 ДОС № 43 (инв. № 234), военный городок № 23.

Приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 г. с 20.12.2010 г. ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России реорганизовано путем присоединения к нему ФГУ «Князе-Волконская квартирно- эксплуатационная часть района» Министерства обороны России. Передача соответствующих объектов недвижимости осуществлена в соответствии с передаточным актом от 01.04.2011 г.

Согласно акту общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19.09.2019 г. по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234) (1973 года постройки), военный городок № 23 в результате осмотра комиссией сделан вывод, что данный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, а именно в подвале требуется ремонт окон 15 шт.; замена розлива центрального отопления - 120 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 125 м.; замена канализации - 80 м.; в отношении обще домовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; в отношении общедомовых инженерных сетей: замена стояков холодного водоснабжения - 150 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 150 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 160 м.; замена электрооборудования - 120 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы ППР с фасонными частями - 40 м.; относительно стены: ремонт межпанельных швов - 150 м.п.; ремонт козырька над входом в подъезд - 6 шт.; ремонт цоколя - 75 кв.м..; 5) отмостка: ремонт отмостки -130 кв.м.; требуется ремонт внутренних стен: ремонт подъезда - 350 кв.м, ремонт лестничных маршей - 10 кв.м.; ремонт мягкой кровли - 350 кв.м.; восстановить систему вентиляции; замена окон на лестничных клетках - 10 шт.; замена входных дверей - 6 шт.; замена люков на чердак - 2 шт.; ремонт детской площадки; благоустройство и озеленение: осыпка, укладка асфальтового покрытия подходов, подъездов.

При этом капитальный ремонт данного дома не производился с момента его постройки, что в свою очередь создает опасность к причинению вреда жизни и здоровья военнослужащим и гражданскому персоналу Министерства обороны России, а также причинению вреда имуществу Министерства обороны России.

Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с назначением (подп. 68 п. 7 Положения).

Указанный МКД 43 относится к государственному жилищному фонду РФ, находящемуся в ведении Министерства обороны РФ.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны.

В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 г. № 155 создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ. Основной целью деятельности данного Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ.

В соответствии с п. 2 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», утвержденного приказом Директора департамента имущественных отношений № 607 от 03.03.2017 г., учредителем Учреждения является РФ.

Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ.

Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Министерством обороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.

Согласно п. 13, п. 14 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе производит ремонт электрического оборудования, производство санитарно- технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 1 ФЗ «Об обороне», ст. 16 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 209, 210 ГК РФ, установив, что многоквартирный жилой дом (1973 года постройки), расположенный по адресу Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234) военный городок № 23, нуждается в проведении капитального ремонта, однако, собственник данного имущества Министерство обороны РФ надлежащих мер к проведению капремонта не принимает, что подтверждается так же ответом НО «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» от 26.11.2019 г., в связи с указанным нарушаются жилищные и иные права неопределенного круга граждан; Министерство обороны РФ, являясь собственником здания, в течение длительного периода времени - с момента постройки дома капитальный ремонт в этом доме не проводил, необходимые мероприятия по приведению дома в надлежащее состояние не осуществлял, в связи с чем пришел к выводу о том, что довод истца о бездействии Министерства обороны РФ являются правильным и исковые требования к Министерству обороны РФ подлежат удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ отказал.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. № 155 создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Основной целью деятельности данного Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», утвержденного приказом Директора департамента имущественных отношений N 607 от 03.03.2017 г., учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации (п. 3). Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Учредителем в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности (п. 6). Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 12).

Имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется учреждению в безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 20).

Финансово-хозяйственная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом его финансовой деятельности. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (субсидии) с учетом государственного задания на очередной финансовый год; средств федерального бюджета (субсидии) на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ; средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим Уставом; средств из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.п. 29, 30).

Возлагая на Министерств обороны РФ обязанность организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234) (военный городок № 23) в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19.09.2019 г. и выделить лимиты бюджетных средств на ремонт, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу приведенных положений Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ данное учреждение вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность исключительно в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом его финансовой деятельности, в пределах средств федерального бюджета, выделенных с учетом государственного задания на очередной финансовый год.

Министерство обороны РФ как орган собственника указанного имущества, переданного ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя его содержания.

Необходимость выполнения названных работ подтверждена представленными доказательствами.

Данных о том, что собственник выделил средства на выполнение работ по ремонту своего имущества либо доказательств того, что имущество находится в состоянии, позволяющим использовать его по назначению без угрозы безопасности жизни и здоровья граждан, ответчиками не представлено.

Необходимость ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234) (военный городок № 23) не опровергнута.

При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 05 марта 2020 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.В. Верхотурова

Судьи: А.А. Тарасова

С.И. Железовский