РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Никифорова Ю.С.Дело № 33-4226/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2017 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Ольховского В.Н.
судей Шевченко С.В., Ганцевича С.В. при секретаре Ульяновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение ленинградского районного суда г.Калининграда от 26 июня 2017 года, которым в удовлетворении заявленного ею иска отказано.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В.,, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что подала в Министерство социальной политики Калининградской области заявление о присвоении ей звания «Ветеран труда», приложив к заявлению, в том числе, документы, подтверждающие продолжительность ее общего трудового стажа, а также Почетные грамоты от имени руководителя Государственного комитета Совета Министров Белорусской ССР по профессиональному – техническому образованию. Однако в присвоении соответствующего звания ей было отказано без достаточных правовых оснований.
В этой связи истица просила суд обязать Министерство социальной политики Калининградской области признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда, который она оценивает в 100000 рублей, а также возместить ей судебные расходы в размере 7500 рублей.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда как принятого в нарушение закона.
Податель жалобы полагает, что у суда имелись предусмотренные законом основания к удовлетворению ею иска, однако в нарушение закона он был отклонен.
Продолжая настаивать на доводах иска, ФИО1 считает, что ей должно быть присвоено звание «Ветеран труда», что влечет для нее получение мер социальной поддержки.
Просит решение отменить и ее иск удовлетворить.
В суд апелляционной инстанции истица и иные лица, участвующие в деле, не явились.
О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
В этой связи суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приняв во внимание представленные возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 27 февраля 2017 года обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».
В подтверждение оснований для присвоения звания истица представила документы, подтверждающие необходимый трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда», а также Почетную грамоту Государственного комитета Совета Министров Белорусской ССР по профессионально – техническому образованию, которой была награждена, как заведующая кабинетом Ульского СПТТУ №3, за хорошее оборудование, оснащение и организацию внеклассной работы кабинета иностранного языка в 1975 году, а также Почетную грамоту Государственного комитета Совета Министров Белорусской ССР по профессионально – техническому образованию, которой была награждена, как преподаватель СПТУ №3 за активную работу по подготовке и проведению Республиканского семинара – совещания завучей по общеобразовательным предметам средних ПТУ.
Ответом Министерства социальной политики Калининградской области от 20 марта 2017 года ФИО1 сообщено, что представленные ею Почетные грамоты не соответствуют требованиям постановления Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 и не могут являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Считая такой ответ органа социальной защиты населения не основанным на законе, ФИО1 обратилась в суд, однако с обоснованностью ее позиции суд первой инстанции не согласился.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, полно и правильно установив все обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, руководствуясь надлежащими нормами материального права, пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований к их удовлетворению.
С такой позицией суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, сочтя доводы жалобы истицы не заслуживающими внимания.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, которым суд дал в соответствии со ст.67 ГПК РФ правильную оценку, и подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 со ссылками на наличие оснований к удовлетворению иска не могут быть признаны состоятельными, изложенные в оспариваемом решении выводы суда не опровергают.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном понимании и толковании закона.
Так, согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Закона).
Так, условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Калининградской области утверждены Постановлением Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно п. 1 указанного Порядка, в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 29 июня 2016 года № 329, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 2 Порядка для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» заявитель должен в числе прочих документов предоставить в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (далее - Центр) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и другие документы, в том числе документ о награждении орденом или медалью СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетного звания СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетной грамотой Президента Российской Федерации или об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Пунктом 6 Прядка предусмотрено, что Центр в течение 10 календарных дней с даты получения документов, указанных в пунктах 2 или 3 настоящих порядка и условий, осуществляет их проверку.
Согласно п. 8 Порядка Центр ежемесячно в срок до первого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство социальной политики Калининградской области (далее - Министерство) с сопроводительным письмом списки заявителей в электронном виде и на бумажных носителях с приложением копий документов, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 2 и в подпунктах 2, 3 пункта 3 настоящих порядка и условий.
В силу положений п.п. 9-10 Порядка решение о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» принимается Министерством в течение 15 рабочих дней со дня получения списка и документов, указанных в пункте 7 настоящих порядка и условий. Центр в течение 10 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания направляет заявителю уведомление о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания с указанием порядка обжалования принятого решения. Центр в течение 15 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» производит оформление «Удостоверения ветерана» установленного образца.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство Калининградской области возлагает на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность обеспечить принятие и подготовку в установленные сроки и надлежащем порядке документов для издания Министерством социальной политики Калининградской области соответствующего приказа, а также выдачу удостоверения «Ветеран труда». На Министерство социальной политики Калининградской области возлагается обязанность принятия решения об отказе в присвоении звания, либо о присвоении звания «Ветеран труда», путем издания приказа о присвоении лицу указанного звания.
При этом, исходя из системного толкования приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" и законодательства Калининградской области, регулирующего порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» на территории данного субъекта, ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Доводы ФИО1 со ссылками на то, что представленные ею Почетные грамоты должны рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде и являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда», являлись предметом тщательной проверки суда. Указанные доводы исследован ыи обоснованно отклонены.
Так, Законом СССР от 19 июля 1973 года N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" было предусмотрено, что органы государственного управления народным образованием СССР являются - Министерство просвещения СССР, Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, которые осуществляют единую государственную политику в области народного образования, в подготовке для народного хозяйства квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Органы государственного управления народным образованием СССР в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Советом Министров СССР, руководят общим средним, профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием, дошкольным и внешкольным воспитанием, как правило, через входящие в их системы союзно-республиканские министерства и государственные комитеты союзных республик и управляют непосредственно подчиненными им учебно-воспитательными, научно-исследовательскими и другими учреждениями, организациями и предприятиями.
В соответствии с положением о Государственном комитете СССР по профессионально – техническому образованию, утвержденному Постановлением Совета Министров ССР от 09 июня 1969 года № 430, Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию является союзно-республиканским органом. Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию осуществляет руководство подготовкой квалифицированных рабочих из числа молодежи, окончившей восьмилетние и средние общеобразовательные школы, оказывает министерствам и ведомствам методическую помощь в профессиональном обучении рабочих непосредственно на производстве и несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие подготовки квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования.
Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию, государственные комитеты союзных республик по профессионально-техническому образованию, местные органы профессионально-технического образования, подведомственные им учебные заведения и другие учреждения, организации и предприятия составляют единую систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию.
Государственные комитеты союзных республик по профессионально-техническому образованию находятся в подчинении Советов Министров соответствующих союзных республик и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию. Положения о государственных комитетах союзных республик по профессионально-техническому образованию, структура и численность работников центрального аппарата этих комитетов утверждаются Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
Согласно п. 7 данного Положения, именно к полномочиям Государственного комитета по профессиональному – техническому образованию отнесено, среди прочих, право в установленном порядке награждать передовых работников системы Комитета нагрудными значками, почетными грамотами и применять иные виды поощрений.
При этом, как верно отмечено судом, из содержания указанного Положения не следует, что полномочия по награждению передовых работников системы Комитета, ведомственными знаками отличия в труде от имени самого Государственного комитета переданы Государственным комитетам союзных республик.
Правомерно учтено судом и то, что истица была награждена за хорошее оборудование, оснащение и организацию внеклассной работы кабинета иностранного языка, а также за активную работу по подготовке и проведению Республиканского семинара – совещания завучей по общеобразовательным предметам средних ПТУ. Такое награждение указанными Почетными грамотами имело место в первые два гада работы последней в качестве педагога в системе среднего профессионального образования, что не может быть признано соответствующим необходимому для реализации права на присвоение звания «Ветеран труда» критерию продолжительного добросовестного труда, поскольку награждение ФИО1 Почетными грамотами в 1975 году имело место не за заслуги и достижения за многолетний и добросовестный труд, а за иной вклад последней в организацию своей работы как педагога, в том числе, и при подготовке к проведению конкретного мероприятия.
При таком положении, учитывая, что представленные сведения о награждении истицы не относятся к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, поскольку они не свидетельствуют о награждении ФИО1 за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, оснований к удовлетворению ее требований и признании права на присвоение звания «Ветеран труда» с возложением на соответствующий орган обязанности выдать удостоверение судом правомерно не усмотрено.
Оснований к удовлетворению иска не имеется.
То обстоятельство, что у истицы имеется значительный трудовой стаж в сфере профессионального образования, с учетом приведенных выше положений закона не может явиться достаточным основанием для присвоения ей звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения.
Изложенное опровергает доводы апелляционной жалобы.
Вопреки ошибочным утверждениям истицы, нормы материального закона применены судом правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем постановленное судом решение является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: