ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4228/2015 от 19.03.2015 Ростовского областного суда (Ростовская область)

  Судья ФИО2 Дело № 33-4228/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 «19» марта 2015 года

 Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

 Председательствующего: Жиляевой О.И.

 Судей Котельниковой Л.П., Корниенко Г.Ф,

 При секретаре ФИО6

 Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Котельниковой Л.П. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Шолоховского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 16 декабря 2014 года,

УСТАНОВИЛА:

 ФИО7 обратился в суд с иском к УСЗН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН об установлении факта того, что льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания не выплачивались с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., о признании предоставления в УСЗН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН удостоверения о праве на льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов, достаточным для получения льгот, предусмотренных ФЗ « О ветеранах».

 В обоснование заявленных требований истец указал, что не проживает в доме по месту регистрации по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в х.АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, поскольку указанный дом был полностью уничтожен в результате пожара ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ему приходилось снимать жилье у частных лиц, так как муниципального жилья в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не строится. Субсидии на приобретение жилья не предоставляется. В связи с отсутствием регистрации по месту аренды жилого помещения на протяжении 14 лет его права, как инвалида и ветерана боевых действий, в предоставлении ему льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического пребывания ответчиком нарушены. Ввиду отсутствия регистрации по месту фактического проживания истец воспользоваться льготами не может.

 Истец ФИО7, в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить.

 Представитель МУ УСЗН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН исковые требования истца не признал. В удовлетворении иска ФИО1 об установлении, что льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания не выплачивались с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА просит отказать, применив срок исковой давности в соответствии со ст. 199 ГК РФ. В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании предоставления в органы УСЗН удостоверения о праве на льготы и преимущества установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны достаточным для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 28 Федерального закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - ФЗ «О ветеранах» просил отказать, поскольку льготы уже выплачиваются.

 Решением Шолоховского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исковые требования ФИО1, к УСЗН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН об установлении факта того, что льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания не выплачивались с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., о признании предоставления в УСЗН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН удостоверения об инвалидности, предусматривающего право на льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов, достаточным для получения льгот, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» удовлетворены частично.

 Суд признал предоставление ФИО7, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рождения, в УСЗН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН удостоверения об инвалидности, предусматривающего право на льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов достаточным для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 5 -ФЗ «О ветеранах».

 В остальной части иска судом отказано.

 Истец обжаловал решение в апелляционном порядке.

 В апелляционной жалобе истец ФИО7 ставит вопрос об отмене постановленного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.

 Истец полагает неправомерным отказ в удовлетворении исковых требований об установлении того, что с льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания не выплачивались с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА По мнению истца, суд пришел к неверному выводу о том, что у ФИО1 имелась возможность получить соответствующую справку, подтверждающую факт невыплаты льгот с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., в связи с чем отдельного судебного решения для подтверждения данного факта не требуется.

 Апеллянт также указывает на то, что такого рода справку ответчик истцу не выдает, ссылаясь на сроки давности, поэтому истец и вынужден был обратиться в суд. Суд также неправомерно не принял во внимание документы представленные истцом в качестве доказательств по делу.

 Истец ФИО7 в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрения, при котором исковые требования удовлетворить в полном объеме.

 В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении судебных извещений (л.д.152).

 Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с учетом положений ст.ст.167, 327 ГПК Российской Федерации.

 Ознакомившись с материалами дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец ФИО7, 1962 года рождения, является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и в соответствии с со ст. 28 ФЗ «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 Шолоховским районным судом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вынесено решение о признании за ФИО7 права на льготы, предусмотренные Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по месту фактического проживания.

 Судом установлено, что истец не проживает по месту регистрации по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в х. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в связи с тем, что жилой дом по этому адресу уничтожен пожаром в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, фактически проживает с семьей в ст. Вешенской в жилых помещениях частного жилищного фонда на основании заключаемых с собственниками этих помещений договоров найма (аренды), а именно в настоящее время проживает по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

 Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции руководствовался статьей 17 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 28 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 5-ФЗ «О ветеранах», учитывал пункт 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 901 и исходил из того, что требования ФИО1 о признании предоставления истцом в органы УСЗН удостоверения инвалида и справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » и ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 5 -ФЗ «О ветеранах» являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как право инвалидов на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение мер социальной поддержки, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской федерации федеральное законодательство не содержит.

 На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истребование ответчиком, помимо справки об инвалидности и ветеранского удостоверения, иных документов, перечень которых установлен региональным законодательством и которые необходимо представить истцу - инвалиду, имеющему право на получение меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет федерального бюджета, является возложением на ФИО1, дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения истцом этих обязанностей.

 Государственная политика в области социальной защиты инвалидов и ветеранов боевых действий в Российской Федерации определена Федеральным законом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 5-ФЗ «О ветеранах», который, в частности, устанавливает меры социальной поддержки названной категории граждан.

 Часть тринадцатая статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающая меру социальной поддержки для инвалидов, направлена на повышение уровня их социальной защищенности.

 В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

 Как видно из положений пункта 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 901, для получения льготы необходимо предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

 Статья 28 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 5-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О ветеранах» предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА или Правительством Российской Федерации.

 Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.

 Предоставление мер социальной поддержки такой категории граждан, как инвалиды, является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

 Поэтому правомерность установления региональным законодательством любых дополнительных условий, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки в виде 50-процентной оплаты жилья и коммунальных услуг за счет федерального бюджета, в случае возникновения спора должна оцениваться судом с учетом положений ч. 2 ст. 11 ГПК Российской Федерации, устанавливающих требование о применении судами при разрешении гражданского дела норм правового акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

 Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда об удовлетворении заявленного требования ФИО1 - инвалида, ветерана боевых действий о признании предоставления истцом в УСЗН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН удостоверения об инвалидности, предусматривающего право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов, достаточным для получения льгот, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» подлежит удовлетворению.

 Право инвалидов на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является непосредственно действующим, в этой связи, иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение мер социальной поддержки, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации федеральное законодательство не содержит.

 Как правильно указал суд первой инстанции, истребование ответчиком иных документов, перечень которых установлен региональным законодательством и которые необходимо представить истцу - инвалиду, имеющему право на получение меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет федерального бюджета, является возложением на ФИО1, дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения истцом этих обязанностей.

 Разрешая требования истца об установлении того факта, что льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания не выплачивались с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., суд руководствовался положениями ст.ст. 264, 267 Гражданского процессуального кодекса РФ и пришел к выводу, что данные требования не подлежат удовлетворению. При этом суд установил, что истец не указал, для какой цели ему необходимо установление данного факта, кроме того, у истца имеется возможность получения соответствующей справки в УСЗН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а доказательств невозможности получения такой справки суду не представлено.

 В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

 В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

 В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

 Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил сведений о том, для какой цели ему необходимо установить факт отсутствия оплаты льгот, а также не представлены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов в органах УСЗН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

 Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе по существу рассмотренного спора, заявлялись в суде первой инстанции, являлись предметом исследования, получили правовую оценку с соблюдением требований ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

 Решение суда законно и обоснованно, соответствует действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. Оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

 Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

 Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

 Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Председательствующий :

 Судьи: