Судья Гуров А.Н. Дело № 33-4230/2016
20 сентября 2016 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Сидоркина И.Л.,
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе администрации ЗАТО Первомайский Кировской области на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 30 июня 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.Обязать МУП ЖКХ «Теплосети» обеспечить бесперебойную подачу горячей воды в многоквартирные жилые дома, организации и социально значимые объекты, расположенные на территории городского округа ЗАТОПервомайский Кировской области, в течение суток со дня вступления решения суда в законную силу.Обязать администрацию ЗАТО Первомайский Кировской области организовать обеспечение бесперебойной подачи горячей воды в многоквартирные жилые дома, организации и социально значимые объекты, расположенные на территории городского округа ЗАТО Первомайский Кировской области.
Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кировский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «Теплосети» ЗАТО Первомайский Кировской области (далее - МУП ЖКХ «Теплосети»), ЗАТО Первомайский в лице администрации муниципального образования ЗАТО Первомайский об обязании обеспечить бесперебойную подачу горячей воды. В обоснование иска указал, что на территории ЗАТО Первомайский Кировской области теплоснабжение и горячее водоснабжение многоквартирных домов и общественных социально-значимых объектов осуществляется МУП ЖКХ «Теплосети». По имеющейся информации в Кировской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, МУП ЖКХ «Теплосети» с 27.05.2016 на неопределенный срок прекращено предоставление горячего водоснабжения жителям ЗАТО Первомайский по причине отсутствия топлива (мазута)и финансовых средств для его приобретения. Считал, что данные обстоятельства не являются основаниями для законного прекращения подачи горячей воды потребителям. Вышеизложенное стало возможным в результате бездействия руководителей МУП ЖКХ «Теплосети» и администрации ЗАТО Первомайский по выполнению своих обязанностей, установленных действующим законодательством.Просил обязать МУП ЖКХ «Теплосети» обеспечить бесперебойную подачу горячей воды в многоквартирные жилые дома, организации и социально значимые объекты, расположенные на территории городского округа ЗАТО Первомайский, в течение суток со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию ЗАТО п.Первомайский Кировской области организовать обеспечение бесперебойной подачи горячей воды в многоквартирные жилые дома, организации и социально значимые объекты, расположенные на территории городского округа ЗАТО Первомайский.
Юрьянским районным судом Кировской области 30.06.2016 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Администрация ЗАТО Первомайский не согласна с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. Отмечает, что администрацией ЗАТО Первомайский предприняты меры по исполнению обязанностей, установленных п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.5 ст.2 Жилищного кодекса РФ, а именно: создано МУП ЖКХ «Теплосети», которое в соответствии с уставом осуществляет передачу и распределение пара и горячей воды на территории ЗАТО Первомайский; передан на праве хозяйственного ведения имущественный комплекс для осуществления деятельности по передаче горячей воды. Указывает, что администрацией ЗАТО Первомайский осуществлен капитальный ремонт переданного в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Теплосети» топочного котла, приобретен и передан МУП ЖКХ «Теплосети» топочный мазут для прохождения отопительного сезона 2015-2016 годов в объеме <данные изъяты> тонн на сумму <данные изъяты> тыс. руб. В бюджете ЗАТО Первомайский предусмотрены денежные средства в размере <данные изъяты>. руб. на приобретение мазута. По результатам торгов заключен муниципальный контракт на поставку <данные изъяты> тонн мазута. <дата> на рассмотрение Собрания депутатов ЗАТО Первомайский вынесен вопрос о выделении <данные изъяты>. руб. для приобретения мазута для прохождения отопительного сезона в 2016-2017 годах. Отмечает, что п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает соответствующее направление деятельности муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения вопроса местного значения. Указывает, что в обжалуемом решении не указано, каким образом необходимо организовать обеспечение бесперебойной подачи воды в жилые дома, организации и социально значимые объекты на территории городского округа ЗАТО Первомайский.
Кировский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в возражениях полагает решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель МУП ЖКХ «Теплосети», извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ЗАТО Первомайский Кировской области ФИО1, поддержавшего доводы и требования жалобы, заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., полагавшей жалобу подлежащей отклонению, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения в соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
На основании п.4 статьи 10 Устава ЗАТО Первомайский Кировской области № 43/1 от 27.06.2005, к компетенции местного значения муниципального образования относятся организация в границах ЗАТО Первомайский электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Кроме того, администрация ЗАТО Первомайский, являясь исполнительным органом местного самоуправления, действуя от имени наймодателя жилых помещений - муниципального образования «ЗАТО Первомайский», в соответствии с п.4 ч.2 ст. 65 ЖК РФ обязано обеспечивать предоставление нанимателям необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Из материалов дела следует, что согласно Уставу МУП ЖКХ «Теплосети» создано в соответствии с распоряжением ЗАТО Первомайский Кировской области от <дата>№. Учредителем предприятия является администрация ЗАТО Первомайский Кировской области. Предприятие создано для наиболее полного удовлетворения населения, организаций, расположенных на территории ЗАТО Первомайский Кировской области в услугах по получению тепловой энергии и получения прибыли от их реализации.
Согласно п.2.2.1 Устава МУП «Теплосети» основными видами деятельности предприятия, являются, в том числе производство, передача, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
На основании приказа директора МУП ЖКХ «Теплосети» №/№ от <дата> с <дата> по <дата> произведена остановка котельной п.Первомайский.
Приказом директора МУП ЖКХ «Теплосети» №/№ от <дата> продлена остановка котельной п.Первомайский с <дата> на неопределенный срок.
Таким образом, на территории ЗАТО Первомайский Кировской области с 15.05.2016 прекращено оказание гражданам коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что нарушает пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Поскольку обязанность по организации надлежащего горячего водоснабжения населения городского округа возложена на администрацию ЗАТО Первомайский Кировской области, суд, проанализировав данные обстоятельства и законодательство, регулирующее данные правоотношения, признал установленным факт ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него законом, и удовлетворил требование прокурора о возложении на ЗАТО Первомайский Кировской области обязанности организовать бесперебойную подачу горячей воды в многоквартирные жилые дома, организации и социально значимые объекты, расположенные на территории городского округа ЗАТО Первомайский Кировской области.
Ссылка в апелляционной жалобена то, что администрация ЗАТО Первомайский выполнила все исчерпывающие меры по исполнению обязанностей, установленных п. 4 ч.1 ст. 16 ФЗ от 6.10.2013 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст. 2 ЖК РФ, правового значения не имеет, поскольку оспариваемым судебным решением на администрацию ЗАТО Первомайский возложена обязанность организовать горячее водоснабжение в жилые дома, организации и социально значимые объекты, администрация ЗАТО Первомайский в соответствии с полномочиями по решению вопросов местного значения является органом, ответственным за организацию горячего водоснабжения в пределах муниципального образования, и является надлежащим ответчиком.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, распределено бремя доказывания, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Выводы суда основаны на материалах дела. Правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Юрьянского районного суда Кировской области от 30 июня 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ЗАТО Первомайский Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: