ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4234/2013 от 29.05.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Иванов С.В. Дело № 33А–4234

Докладчик Шалагина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2013 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе:

председательствующего Шалагиной О.В.,

судей Евтифеевой О.Э., Конева Н.Б.,

при секретаре Корытникове А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Чертова А.Ф. на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 декабря 2012 года по делу по заявлению Чертова А. Ф. об оспаривании решения Администрации Кемеровского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛА:

Чертов А.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Кемеровского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

Требования мотивированы тем, что он является ветераном труда и в соответствии с Законом Кемеровской области от 18.07.2002г. №56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» имеет право на однократное бесплатное получение земельного участка. 16.07.2012г. он обратился к главе Кемеровского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под дачное использование в <адрес>.

Письмом от 13.08.2012г. № 6813 в удовлетворении заявления ему было отказано по той причине, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", утвержденным решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 29.06.2010 N 433, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне РФ2-А2 - зоне территорий с неустановленным градостроительным регламентом, а также в зоне ограничений от аэропорта.

Считает данный отказ незаконным, поскольку согласно ст.35 Градостроительного кодекса РФ в правилах землепользования и застройки могут устанавливаться перечисленные в статье территориальные зоны, такая зона как зона резервных территорий в законе отсутствует. Установив данную зону на все свободные земли, органы местного самоуправления, тем самым, заблокировали их предоставление, что нарушает конституционное право граждан иметь в собственности земельные участки.

Как указано в письменном отказе, использование земельных участков, отнесенных к резервным территориям, будет возможно только после разработки градостроительной документации, которая в настоящее время отсутствует. Однако согласно нормам Градостроительного кодекса РФ таким документом являются Правила землепользования и застройки, которые уже приняты. Граждане не должны выжидать, пока органы власти приведут свои нормативно-правовые акты в соответствие с Градостроительным кодексом РФ и установят градостроительный регламент на зоны резервных территорий. Кроме этого, схема, подтверждающая расположение испрашиваемого земельного участка в зоне резервных территорий, ему не предоставлена, ни в одном печатном издании данная схема не опубликована.

Ни нормы ст.28 ЗК РФ, которыми установлен перечень случаев для отказа в предоставлении земельных участков, ни нормы п.8 ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не содержат оснований для отказа, указанных в письменном ответе на его обращение. Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение" (ст.58) предусмотрено, что земельные участки, входящие в состав зоны РФ2, могут быть зарезервированы для государственных и муниципальных нужд. Однако резервирование осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №561, и до тех пор пока земли не будут зарезервированы, администрация не вправе отказывать в их предоставлении.

Нахождение земельного участка в зоне ограничения от аэропорта - А2 согласно ст.77 указанных Правил не запрещает строительство в данной зоне дачных хозяйственных сооружений и выращивание сельхоз культур. При этом проект санитарно-защитной зоны, разработанный в соответствии с п.2.9 СанПин 2.2,172.1.1.1200-03, ему представлен не был. Согласно п.6 ст.19 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территории изначально отображаются в схеме территориального планирования территории, однако данный факт документально не подтвержден.

Также указывает, что нахождение испрашиваемого земельного участка на особо охраняемых территориях, перечень которых содержится в ст.94 ЗК РФ, также не исключает возможности его использования для ведения дачного хозяйства.

Просит признать незаконным решение администрации Кемеровского муниципального района от 13.08.2012г. № 6813 об отказе в предоставлении ему земельного участка, расположенного в <адрес> по направлению на юго-запад; устранить допущенные нарушения и обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить ему в собственность бесплатно испрашиваемый земельный участок для дачного использования в порядке, установленном действующим законодательством.

Чертов А.Ф. в судебное заседание не явился, его представитель ФИО4 требования поддержала.

Представитель администрации Кемеровского муниципального района ФИО5 возражала против удовлетворения заявления.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 19 декабря 2012 года в удовлетворении заявления Чертова А.Ф. отказано.

В апелляционной жалобе Чертов А.Ф. просит решение суда отменить, указывая, что Правила землепользования и застройки муниципального образования «Елыкаевское сельское поселение» полностью опубликованы не были, в части карты градостроительного зонирования этот документ не вступил в законную силу и, соответственно, не подлежит применению.

Информацией о зонировании территории не может обладать только администрация Кемеровского муниципального района в лице управления архитектуры; она должна быть доступна для всех лиц, желающих оформить права на земельный участок. А данная доступность обеспечивается именно через официальную публикацию. Довод Администрации о том, что документ размещен в сети «Интернет» является необоснованным, т.к. это лишь дополнительное средство оповещения. Кроме того, в суд не представлены доказательства, что размещенная на данный момент карта градостроительного зонирования на официальном сайте администрации Кемеровского муниципального района не является устаревшей, поскольку в нее вносились изменения, о которых никто не имеет представления.

Пунктом 1.3 Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, определены условия, при одновременном выполнении которых осуществляется бесплатное предоставление земельных участков. При этом единственным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка послужило нахождение участка за границами населенного пункта в территориальной зоне РФ2-А2, предусмотренной картой градостроительного зонирования. Все остальные требования, предусмотренные данным Порядком, были выполнены заявителем.

Полагает, что представленный в суд Администрацией Кемеровского муниципального района фрагмент карты градостроительного зонирования не может являться подтверждением факта нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне РФ2-А2, так как ввиду отсутствия официального опубликования карты администрация Кемеровского муниципального района имеет возможность произвольно менять границы территориальных зон.

Установленные Правилами нормы о территориальной зоне РФ2, как зоне с неустановленными градостроительными регламентами, не могут применяться судом ввиду их противоречия вышестоящему правовому акту - Градостроительному кодексу РФ.

Так, виды и состав территориальных зон перечислены в ст.35 ГрадК. Данный перечень является открытым, однако п.15 позволяет органам местного самоуправления устанавливать иные виды территориальных зон, выделяемых с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. В связи с тем, что никаких особенностей использования земельных участков зона РФ2 не предусматривает, а лишь запрещает всякое их использование, то законность данной территориальной зоны ставится под сомнение.

В связи с тем, что зоны с неустановленным градостроительным регламентом быть не может, отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, даже если признать, что Правила являются действующим документом.

Не согласен с выводом суда, что конституционное право гражданина на бесплатное получение земельного участка не нарушено. В материалы дела заявителем были представлены документы, подтверждающие наличие прав на земельные участки, находящиеся в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка. Сам факт предоставления близлежащих земельных участков в данной территориальной зоне после принятия Правил землепользования и застройки свидетельствует о том, что своими выводами суд нарушает права заявителя на равный доступ граждан и юридических лиц к приобретению земельных участков в собственность, предусмотренные п.2 ст.15 ЗК РФ.

Представитель администрации Кемеровского муниципального района Герасимова М.Н. представила возражения относительно апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции Чертов А.Ф., надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя Чертова А.Ф. ФИО7, поддержавшую доводы жалобы, и представителя администрации Кемеровского муниципального района ФИО5, просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии положениями подп.2 ст.5 Закона Кемеровской области от 18.07.2002г. № 56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» (в редакции, действующей на момент принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность гражданам – ветеранам труда из земель населенных пунктов для садоводства, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства.

Из материалов дела следует и установлено судом, что, воспользовавшись льготой ветерана труда, 16.07.2012г. Чертов А.Ф. обратился в администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для дачного строительства, расположенного в <адрес>.

Письмом заместителя главы района по земельно-имущественным отношениям - председателя Кемеровского муниципального района от 13.08.2012г. № 6813 Чертову А.Ф. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне РФ2-А2 — зоне территорий с неустановленным градостроительным регламентом, с ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ограничений от аэропорта. Указано, что использование земельных участков, находящихся в зоне резервных территорий, осуществляется после разработки градостроительной документации в установленном порядке, которая в настоящее время не разработана. Кроме этого, земельный участок относится к категории земель — земли особо охраняемых территорий и объектов и занят лесом.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении.

Земельный кодекс РФ установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подп.7 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 2 ст.28 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков предусмотрены ст.5 Закона Кемеровской области от 18.07.2002г. № 56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области», в силу которой Чертов А.Ф. как ветеран труда относится к льготной категории граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

При этом названным Законом Кемеровской области в статье 5-1 установлены и особенности бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В частности, указано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданам, указанным в подпункте 3 статьи 5 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Во исполнение указанной нормы Закона Кемеровской области Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 176 от 06 мая 2010г. утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, который устанавливает условия и процедуру бесплатного предоставления таких земельных участков.

Так, согласно п.1.3 Порядка (в редакции, действующей на момент рассмотрения администрацией Кемеровского муниципального района заявления Чертова А.Ф.) бесплатное предоставление земельных участков осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

гражданину ранее не предоставлялся земельный участок в собственность бесплатно;

гражданином представлены все документы, предусмотренные настоящим Порядком;

отсутствует заключение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства);

отсутствуют права иных лиц на испрашиваемый земельный участок (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства).

П.1.4 Порядка установлено, что основаниями для отказа в бесплатном предоставлении земельных участков является несоблюдение условий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней после подачи заявления со всеми необходимыми документами обеспечивает:

подготовку заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами;

направление запросов в уполномоченные органы и организации для выяснения наличия (отсутствия) прав на земельный участок (п.2.4 Порядка).

Согласно п.2.5 Порядка в случае получения заключения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо наличия прав иных лиц на испрашиваемый земельный участок уполномоченный орган направляет лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, письменный отказ в предоставлении земельного участка.

Аналогичная процедура рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков предусмотрена на территории Кемеровского муниципального района - решением Кемеровского районного Совета народных депутатов № 489 от 22.12.2010г. утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности Кемеровского муниципального района, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровского муниципального района (официально опубликовано в газете «Заря» № 55 от 24.12.2011г.).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В пункте 3 Письма Минэкономразвития РФ от 16.08.2011 № Д23-3441 разъяснено, что для ведения садоводства или дачного хозяйства как видов деятельности, допускающих возведение объектов капитального строительства в индивидуальном порядке, предоставление земельных участков, должно осуществляться в соответствии со ст. ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя администрации Кемеровского муниципального района, при рассмотрении заявления Чертова А.Ф. КУМИ были сделаны необходимые запросы в соответствующие органы о наличии зарегистрированных прав на данный земельный участок и сведений о предоставлении данного земельного участка на каком-либо праве, в том числе запрос в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Кемеровского муниципального района о наличии прав на земельный участок и о возможности строительства индивидуального жилого дома по указанному адресу. Комитетом был получен ответ Управления архитектуры и градостроительства Администрации Кемеровского муниципального района, в котором дано заключение о том, что строительство на испрашиваемом Чертовым А.Ф. земельном участке невозможно. В соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной Решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.06.2010 № 433 в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Елыкаевское сельское поселение», испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне РФ2-А2 - зона с неустановленными градостроительными регламентами, с ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ограничений от аэропорта.

На основании данного ответа Чертову А.Ф. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно для дачного строительства.

Таким образом, поскольку согласно п.1.4 Порядка основаниями для отказа в бесплатном предоставлении земельных участков является несоблюдение условий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, к которым относится отсутствие заключения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, а такое заключение имеется, и в силу п. 2.5 Порядка при наличии заключения об отсутствии возможности предоставления испрашиваемого участка Администрация Кемеровского муниципального района обязана была направить письменный отказ заявителю, то, поскольку Администрация Кемеровского муниципального района действовала в соответствии с установленными названным Порядком условиями и процедурой бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что Администрацией Кемеровского муниципального района принято обоснованное решение об отказе Чертову А.Ф. в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, вследствие чего заявителю и было отказано судом в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района от 24.07.2012 № 2173, на которое ссылается администрация Кемеровского муниципального района, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне РФ2 - зоне территорий с неустановленным градостроительным регламентом, а также в зоне А2 - зоне ограничений от аэропорта. Земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта (л.д. 26-27).

При разрешении спора судом были проверены и правомерно отвергнуты доводы заявителя о необоснованности данного заключения, поскольку было установлено, что расположение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне РФ2 - зоне территорий с неустановленным градостроительным регламентом, а также в зоне А2 — зоне ограничений от аэропорта подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования Елыкаевского сельского поселения, а также пояснениями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО8 — начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района.

При этом суд обоснованно принял во внимание Правила землепользования и застройки муниципального образования «Елыкаевское сельское поселение», принятые в целях упорядочения отношений в области землеустройства и градостроительства на территории Кемеровского муниципального образования и утвержденные решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 29.06.2010г. N433.

Проанализировав нормы ст.ст.29, 30, 58 Правил и установленные обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что согласно регламенту территориальной зоны РФ2-А2, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, в ее состав входят территории с неустановленным функциональным назначением их использования, и использование земельных участков в данной зоне возможно только после разработки соответствующей градостроительной документации.

Также суд правильно указал и на то, что гарантированное законом право Чертова А.Ф. на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, как ветерану труда, принятым решением не нарушено, поскольку не препятствует ему реализовать свое право в отношении данного земельного участка в случае его включения в зону градостроительного планирования с разрешенным использованием под дачное строительство (жилую застройку), а также в отношении другого земельного участка, функциональное назначение которого будет соответствовать градостроительному регламенту, документам территориального планирования.

При таких данных судебная коллегия полагает, что при разрешении требований заявителя суд правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил материальный закон, подлежащий применению к разрешению возникших спорных правоотношений, проверил и дал оценку всем доводам и возражениям сторон, выводы суда обоснованны, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда. По существу они сводятся к тому, что в данном случае Правила землепользования и застройки муниципального образования «Елыкаевское сельское поселение» вместе с картой градостроительного зонирования Елыкаевского сельского поселения не могут применяться в полном объеме, поскольку не были официально опубликованы, в силу чего являются недействующими. Данный довод был предметом обсуждения суда первой инстанции, который дал ему надлежащую оценку в решении. Кроме того, этот довод не может быть принят во внимание, поскольку в установленном законом порядке (в порядке главы 24 ГПК РФ) указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления не был оспорен и признан недействующим.

Остальные доводы жалобы также были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили в решении суда мотивированную оценку, которую судебная коллегия находит правильной.

Кроме этого, отвергая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия обращает внимание на то, что в силу ст.5 Закона Кемеровской области от 18.07.2002г. № 56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» ветераны труда имеют право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для целей дачного строительства только из земель населенных пунктов, а согласно оспариваемому решению органа местного самоуправления испрашиваемый земельный участок находится вне границ населенного пункта.

При таких обстоятельствах оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Шалагина О.В.

Судьи: Евтифеева О.Э.

Конев Н.Б.