ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-423/2014 от 13.03.2014 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

 Дело № Председательствующий - судья ФИО3

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №\2014

 <адрес>     ДД.ММ.ГГГГ

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

 председательствующего ФИО12,

 судей ФИО14 и ФИО15

 при секретаре ФИО6

 рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по <адрес> (далее - Управление ФМС России по РИ) по доверенности ФИО8 на решение Карабулакского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 на неправомерные действия Управления ФМС России по РИ и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.

 Заслушав доклад судьи Верховного Суда РИ ФИО12, объяснения представителя Управления ФМС России по РИ по доверенности ФИО10, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заявителя ФИО1 и его представителя по соглашению адвоката ФИО7, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 ФИО1 обратившись в суд с вышеупомянутыми требованиями указывал, что в связи с военными действиями покинул место постоянного жительства - Чеченскую Республику и обосновался в <адрес>. Органами миграционной службы, по месту пребывания, он наделялись статусом вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевал. При очередном обращении, Управление ФМС России по РИ отказало ему в продлении срока действия статуса по причине наличия у него в собственности <адрес>, расположенной в <адрес>, в <адрес>, ЧР, а Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ из-за отсутствия статуса вынужденного переселенца исключило его из сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы») на 2014 год. Полагая действия упомянутых выше заинтересованных сторон, затрагивающими его права и законные интересы, заявитель просил признать их неправомерными, обязать Управление ФМС России продлить ему статус вынужденного переселенца на один год со дня вынесения решения суда, а Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ – включить его сводный список граждан – участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы».

 В суде заявитель ФИО1 и его представитель по соглашению адвокат ФИО7 дополнили заявленные требования, просили обязать Управление ФМС России по РИ, Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ включить заявителя в сводный список граждан-участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2014 год по дате его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и обратить решение суда к немедленному исполнению.

 Участвовавшие в судебном заседании представители Управления ФМС России по РИ ФИО8 и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ ФИО9 просили в удовлетворении заявления отказать.

 Решением суда требования ФИО1 удовлетворены частично, на Управление ФМС России по РИ возложена обязанность продлить заявителю срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вынесения решения суда.

 Этим же решением Управление ФМС России по РИ и Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ обязаны включить заявителя в сводный список граждан-участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2014 год по дате его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

 В апелляционной жалобе представитель заинтересованной стороны ФИО8 данное судебное постановление полагает вынесенным с нарушением материального и процессуального права. Автор жалобы утверждает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, не учел утрату им данного статуса по истечению срока его действия по причине наличия у него на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ЧР, <адрес>. Полагая в этой связи, что у заявителя отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве, апеллирующая сторона просит обжалуемое решение отменить и производство по делу прекратить.

 Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 В силу части 6 статьи 330 того же Кодекса правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

 Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

 В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В силу статьи 67 того же Кодекса, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

 Как следует из материалов дела и содержания решения, суд данные требования закона выполнил, проанализировав совокупность представленных сторонами доказательств, подробно изложив результаты их оценки в решении с приведением мотивов, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

 Из смысла разъяснений, закрепленных в пункте 4 статьи 5 Закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

 При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.

 Согласно пункту 49 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Административный регламент), для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока его действия.

 Судом установлено, что житель <адрес> Республики ФИО1 в результате военных действий вынужденно покинул место постоянного жительства и обосновался в Республики Ингушетия. Территориальным органом миграционной службы по месту пребывания он наделялись статусом вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевал. До истечения данного срока в порядке, установленном Административным регламентом, заявитель обратился в Управление ФМС России по РИ с заявлением о продлении срока его действия, однако заинтересованной стороной в удовлетворении его требований отказано в связи с тем, что за ним значится жилое помещение, расположенное по адресу: ЧР, <адрес>. По причине отказа органом миграционной службы в продлении ФИО1 статуса вынужденного переселенца, Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ он исключен из сводного списка граждан – участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2014 год. Действия заинтересованных сторон заявителем оспорены в суд по правилам, вытекающим из публичных правоотношений.

 Разрешая спор и, удовлетворяя требования ФИО1, суд исходил из того, что заявитель, покинувший место жительства в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике, в установленном законом порядке территориальным органом миграционной службы Республики Ингушетия был наделен статусом вынужденного переселенца, срок действия которого своевременно продлевал, жильем на территории Российской Федерации не обеспечен, и в этой связи счел возможным распространение на заявителя положений Закона «О вынужденных переселенцах», Административного регламента и ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы».

 Данная позиция суда согласуется вышеприведенными нормативными правовыми актами, регулирующими основания и порядок наделения гражданина статусом вынужденного переселенца, его продления, и не противоречит разъяснениям Конституционного Суда РФ, закрепленным в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 16-н, согласно которым статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса должен быть продлен.

 Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что заявитель, которому Управлением ФМС России по РИ срок действия статуса вынужденного переселенца в последний раз продлен до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Административным регламентом, в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республики утратил принадлежавшее ему жилье, пребывает на территории Республики Ингушетия, однако постоянного места жительства не имеет, и согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.16, 17), Управлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике и <адрес> (л.д. 14, 15) жильем не обеспечен.

 Представитель Управления ФМС России по РИ ФИО8 в суде первой инстанции, апелляционной жалобе, и представитель этой же стороны ФИО10 в заседании апелляционного суда утверждали об утрате ФИО1 статуса вынужденного переселенца в связи с наличием у него в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ЧР, <адрес>, вместе с тем, вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ объективные доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые они ссылались в обоснование своих доводов, судам первой и второй инстанций не представили.

 Кроме того, представитель заинтересованной стороны ФИО10 в суде второй инстанции в обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления, ссылалась на пропуск заявителем срока обращения в территориальный орган миграционной службы с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Однако эти доводы опровергаются материалами дела, в том числе ответом временно исполняющего обязанности начальника Управления ФМС России по РИ ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д. 12) и апелляционной жалобой представителя заинтересованной стороны от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59-60), из которых усматривается, что заинтересованной стороной не отрицается своевременная подача ФИО1 в орган миграционной службы заявления о продлении статуса вынужденного переселенца.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным решение суда, признавшего неправомерными действия Управления ФМС России по РИ, отказавшего ФИО1 в продлении статуса вынужденного переселенца, и обязавшего заинтересованную сторону продлить заявителю указанный статус сроком на 1 год со дня вынесения решения суда.

 Обоснованным является и решение суда о возложении на Управление ФМС России по РИ и Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ обязанности включить заявителя в сводный список граждан-участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2014 год по дате его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и к такому выводу приходит по следующим основаниям.

 Так, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).

 В силу данного Постановления формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

 Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № предусмотрено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

 Согласно подпункту «ж» пункта 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

 По смыслу разъяснений подпункта «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правило осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

 Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 334 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" полномочия по реализации ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы в отношении граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений возложены на Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.

 Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства во взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, а также положением части 1 статьи 56 ГПК РФ, возлагающим на стороны доказывание обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции имел правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

 Доводы автора апелляционной жалобы ФИО8 не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют его правовую позицию в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьей 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание.

 При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены не усматривается.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 пунктом 1, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 на неправомерные действия Управления ФМС России по РИ и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованной стороны – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи

 С подлинного за надлежащими подписями

 верно:

 Судья              ФИО12