Судья Перминова О.С. Дело № 33-425
26 января 2016 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Носковой Г.Н.,
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.,
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове
26 января 2016 года
гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО <данные изъяты> о признании права на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости,
поступившее по апелляционной жалобе главы администрации МО <данные изъяты>. на решение Мурашинского районного суда Кировской области от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к администрации МО <данные изъяты> удовлетворить.Признатьза ФИО1, <дата> года рождения, право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу, ранее замещавшему выборную должность местного самоуправления в <адрес> в течение двух и более сроков полномочий на день его обращения, то есть с <дата>.Обязать администрацию МО <данные изъяты> организовать назначение ФИО1 доплаты к трудовой пенсии по старости в размере 50 % ежемесячного денежного содержания по замещаемой должности как лицу, ранее замещавшему выборную должность местного самоуправления в <адрес>.Взыскать с администрации МО <данные изъяты> в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО <данные изъяты> о признании права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что <дата> был избран заместителем председателя исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов, <дата> избран председателем исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов, <дата> вновь избран председателем <данные изъяты> райисполкома. <дата> избран председателем <данные изъяты> Совета народных депутатов. <дата> был назначен, а фактически избран на должность главы администрации <данные изъяты>. Данную должность занимал до <дата>, когда ушел в отставку. С <дата> является получателем трудовой пенсии по старости. Имеет стаж муниципальной службы на выборных должностях 10 лет 04 месяца 21 день, то есть более 2 сроков исполнения полномочий, что в соответствии с законодательством дает ему право на получение доплаты к трудовой пенсии по старости в размере 50 % ежемесячного денежного содержания по замещаемой должности на момент увольнения. <дата> обратился за установлением данной доплаты. Письмом Главы <данные изъяты> от <дата> за № ему отказано в назначении доплаты в связи с тем, что он прекратил трудовые отношения с ответчиком <дата>, т.е. до принятия Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области» от 26.09.1996 года № 19-ЗО. С учетом уточнения исковых требований просил суд признать за ним право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу, ранее замещавшему выборные должности местного самоуправления в Кировской области более двух сроков полномочий, со дня обращения к ответчику, то есть с <дата>; обязать ответчика назначить ему доплату к трудовой пенсии по старости в размере 50 % ежемесячного денежного содержания по должности главы администрации <данные изъяты> взыскать с ответчика судебные расходы в сумме <данные изъяты> копеек.
Решением Мурашинского районного суда Кировской области от 19 ноября 2015 года заявленные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Глава администрации МО <данные изъяты>. просит отменить решение, как незаконное, в удовлетворении требований отказать. Указывает на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на то, что условия предоставления права на доплату к пенсии лицам, замещающим выборные муниципальные должности, за счет средств муниципального бюджета определяются законами и иными нормативно- правовыми актами субъекта РФ, а также актами органов местного самоуправления. Законодательством Кировской области и муниципальными правовыми актами <адрес> не предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии лицам, не замещавшим выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления. Выборные муниципальные должности появились в районе в 1997 г., с момента принятия первого Устава <данные изъяты>, утвержденного Решением районной Думы от <дата>, который предусматривал выборную должность Главы района. Первые выборы Главы района состоялись <дата> Истец был уволен с должности главы администрации <данные изъяты>, которая не являлась на тот момент выборной должностью. Период работы истца с <дата> по <дата> в должностях заместителя председателя, председателя исполкома <данные изъяты> Совета народных депутатов, главы администрации <данные изъяты> не относится к работе на выборных муниципальных должностях. Протоколы счётной комиссии при рассмотрении кандидатуры истца на пост Главы администрации района не являются доказательствами отнесения этой должности к выборной. Главными доказательствами выборности лица являются: решение представительного органа местного самоуправления о назначении выборов и постановление территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об избрании. Таких документов суду не представлено ввиду их отсутствия. Периоды работы истца с <дата> до <дата> (общий стаж 4 года 2 месяца 13 дней) в должностях заместителя председателя и председателя исполкома <данные изъяты> Совета народных депутатов, изначально, на основании постановления администрации Кировской области № 514 от 22.12.1998 г., включались в стаж, дающий право на получение доплаты к пенсии, но при замещении этих должностей не менее 2-х созывов (2-х отчётных периодов) продолжительностью по 2,5 года, т.е. не менее 5 лет. Пятилетнего стажа у истца нет. Кроме того, согласно Конституции СССР, Конституции РСФСР 1978 г. Советы народных депутатов не являлись органами местного самоуправления, а входили в единуюобщегосударственную систему органов власти. Штатные работники аппаратов Советов и исполкома относились к государственным служащим, таким образом, на них не могут распространяться положения нормативных правовых актов, регулирующих муниципальную службу и статус выборных лиц местного самоуправления. Компенсационные выплаты данной категории лиц должны производиться за счёт средств федерального и (или) областного бюджетов. Органы местного самоуправления не могут нести финансовые обязательства перед лицами, замещавшими должности в органах государственной власти. Установление выплат государственным служащим за счёт средств местного бюджета нарушает требования части 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца адвокат Трубников А.Н. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя администрации МО <данные изъяты> по доверенности ФИО2, поддержавшую требования и доводы жалобы, а также объяснения ФИО1, возражавшего против ее удовлетворения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, согласно статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 11, ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальному служащему гарантируются, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-Ф3, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона Кировской области от 08.10.2007 № 171-ЗО (в ред. от 08.07.2014) «О муниципальной службе в Кировской области» правовые основы муниципальной службы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы, иные нормативные акты Российской Федерации, Устав Кировской области, законы и иные нормативные правовые акты Кировской области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Кировской области от 08.07.2008 года № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» под лицами, замещающими муниципальные должности Кировской области, понимаются выборные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе (далее - лица, замещающие муниципальные должности).
Указанным Законом области предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. Доплата к пенсии назначается в размере: 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности в течение двух и более сроков полномочий (п. 2 ч. 3 ст. 5).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 указанного Закона, право на пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом имеют, в том числе лица, замещавшие муниципальные должности и прекратившие исполнение полномочий до вступления в силу настоящего Закона, в случае если на день вступления в силу настоящего Закона им не назначена пенсия за выслугу лет или ежемесячная доплата к трудовой пенсии.
Установлено, что ФИО1 с <дата> является получателем трудовой пенсии по старости.
Решением 7-ой сессии 19-го созыва <данные изъяты> Совета народных депутатов от <дата> ФИО1 был избран заместителем председателя исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов.
Решением <данные изъяты> Совета народных депутатов 2-ой сессии 20-го созыва от <дата> он же был избран председателем исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов.
Решением <данные изъяты> Совета народных депутатов 1-ой сессии 21-го созыва от <дата> истец вновь был избран председателем исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов.
Решением <данные изъяты> Совета народных депутатов 3-й сессии 21 -го созыва от <дата> ФИО1 избран председателем <данные изъяты> Совета народных депутатов.
В период с <дата> по <дата> ФИО1 занимал должность главы администрации <данные изъяты>.
Полагая, что он имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом Кировской области от 08.07.2008 года № 257-ЗО, 06 августа 2015 года истец обратился с заявлением на имя главы <данные изъяты> о решении вопроса по установлению доплаты к пенсии.
Письмом Главы <данные изъяты> от 14.08.2015 года за № ему отказано в назначении доплаты в связи с тем, что он прекратил трудовые отношения с ответчиком <дата>, т.е. до принятия Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области» от 26.09.1996 года № 19-ЗО.
Судебная коллегия находит несостоятельной позицию ответчика о том, что периоды, в течении которых истец занимал должности заместителя председателя, председателя райисполкома и председателя районного Совета народных депутатов не относятся к выборным должностям местного самоуправления в <адрес>.
В соответствии с Конституцией РСФСР от 12.04.1978 года, действовавшей в спорный период, местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские входят в систему местного самоуправления. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. ст. 85, 91).
В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР от 29.07.1971 «О районном Совете народных депутатов РСФСР», действовавшего в указанные периоды районный Совет народных депутатов избирается гражданами, проживающими на территории района, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два с половиной года.
В соответствии со ст. 41 Закона РСФСР от 29.07.1971 «О районном Совете народных депутатов РСФСР» исполнительным и распорядительным органом районного Совета народных депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет в составе: председателя, первого заместителя, заместителей председателя, секретаря и от четырех до девяти членов исполнительного комитета.
В силу ст. 1 Закона Кировской области от 01.12.2000 № 228-ЗО (в ред. от 27.12.2007) «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципального служащего Кировской области» в стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет включаются периоды работы (службы) на должностях в органах местного самоуправления (до введения в действие Реестра муниципальных должностей муниципальной службы), на должностях в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах, в государственных органах и организациях СССР и РСФСР.
Доводы жалобы о том, что должности заместителя председателя, председателя райисполкома <данные изъяты> Совета народных депутатов, председателя районного Совета не относятся к выборным муниципальным должностям, а являлись должностями государственной службы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку районный Совет народных депутатов избирался гражданами, проживающими на территории данного района, а председатель, заместитель председателя исполнительного комитета избирались из числа депутатов, входящих в Совет (ст. ст. 2, 41 Закона РСФСР от <дата>). Материалами дела подтверждается, что ФИО1 на указанные должности избирался, а не назначался, следовательно, он занимал выборные должности.
Также отклоняются доводы жалобы о том, что период с <дата> по <дата>, когда ФИО1 занимал должность главы администрации <данные изъяты>, не может учитываться для назначения доплаты к пенсии, поскольку эта должность не относилась к выборным.
Пунктом 2 статьи 30 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавшего в указанный период, было предусмотрено, что глава местной администрации избирается сроком на пять лет путем всеобщих прямых и равных выборов на территории соответствующего Совета при тайном голосовании.
Между тем, 25 ноября 1991 года во исполнение Постановления V съезда народных депутатов РСФСР от 01.11.91 г. «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», был издан Указ Президента Российской федерации № 239 «О порядке назначения глав администраций», предусматривающий назначение глав администраций районов и городов краевого, областного и окружного подчинения главой администрации, края, области, автономной области и автономного округа, то есть до 1 декабря 1992 года был установлен запрет на проведение выборов представительных и исполнительных государственных органов всех уровней. Главы администраций назначались Президентом РСФСР или по его поручению главой администрации вышестоящего уровня по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов. Порядок назначения был сохранен и Постановлением съезда народных депутатов Российской Федерации «О главах администрации» от 10.12.1992 г. № 4065-1.
Решением восьмой внеочередной сессии 21 созыва <данные изъяты> Совета народных депутатов от <дата> года было решено внести в список для тайного голосования на должность главы районной администрации две кандидатуры, в том числе кандидатуру истца (л.д.61).
Согласно протокола № заседания счетной комиссии 8-ой внеочередной сессии районного Совета народных депутатов 21-го созыва от <дата> путем голосования избрания кандидатур -более 50% голосов общего числа голосующих набрал ФИО1
После чего решением восьмой внеочередной сессии 21 созыва <данные изъяты> Совета народных депутатов от <дата> было решено представить главе администрации области на должность главы администрации <данные изъяты> кандидатуру истца, за которого проголосовали 51 человек, против- 8.
Распоряжением главы администрации <данные изъяты> от <дата>№ ФИО1 был назначен главой администрации <данные изъяты>.
Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»было предусмотрено, что деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация (п. 4).
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено, что главы местных администраций, назначенные или избранные до вступления в силу настоящего Указа, являются главами местного самоуправления.В этом же пункте указано, что по решению главы администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа могут быть проведены выборы ранее назначенных глав местного самоуправления соответствующих территорий одновременно с выборами представительного органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции правильно истолковал положения вышеперечисленных нормативно-правовых актов и пришел к выводу, что должность главы администрации <данные изъяты>, которую занимал ФИО1, в этот период являлась выборной. То обстоятельство, что всеобщих прямых и равных выборов главы администрации на территории района не проводилось, не умаляет статуса этой должности, существовавшего в период, когда ее занимал истец.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, признал за ФИО1 право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу, ранее замещавшему выборную должность местного самоуправления в Кировской области в течение двух и более сроков полномочий, на день его обращения, то есть с <дата> года; возложил на ответчика обязанность организовать назначение ФИО1 такой доплаты в размере 50 % ежемесячного денежного содержания по замещаемой должности; взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы.
При разрешении спора судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и не нарушены нормы процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мурашинского районного суда Кировской области от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: