Дело № 33-4253/2015
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Хабаровский краевой суд
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Дорожко С.И.,
судей: Порохового С.П., Моргунова Ю.В.,
при секретаре Солоха А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 июля 2015 года представление прокурора Верхнебуреинского района Иванюшева В.Б. на определение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 22 апреля 2015 года о прекращении производства по делу по исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чекундинского сельского поселения о возложении обязанности разработать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Чекундинского сельского поселения,
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя истца ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Чекундинского сельского поселения о возложении обязанности разработать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Чекундинского сельского поселения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Верхнебуреинского района Хабаровского края была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» должностными лицами Чекундинского сельского поселения. В ходе проверки установлены нарушения вышеуказанного Закона, что послужило основанием для направления в адрес Главы Чекундинского сельского поселения представления об устранении нарушений требований законодательства. Администрацией Чекундинского сельского поселения Хабаровского края не разработана муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, не осуществляется анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства не созданы, что, в свою очередь, нарушает права субъектов предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах прокурор Верхнебуреинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц для защиты прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, просил возложить обязанность на администрацию Чекундинского сельского поселения разработать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Чекундинского сельского поселения в срок до 01.05.2015.
Определением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 22 апреля 2015 года производство по делу по исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чекундинского сельского поселения о возложении обязанности разработать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Чекундинского сельского поселения, прекращено.
В представлении прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края Иванюшев В.Б. просит определение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 22.04.2015 отменить и рассмотреть исковое заявление по существу, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование представления указывает, что к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Программа поддержки субъектов предпринимательской деятельности принимается с целью предоставления как финансовой, имущественной и информационной поддержки для субъектов предпринимательской деятельности, так и для информирования неопределенного круга лиц о возможных способах поддержки, осуществляемых органами местного самоуправления. Указанная программа принимается для развития предпринимательской деятельности на территории поселения, увеличения числа предпринимателей на территории поселения, формирования дополнительных рабочих мест для граждан.
Сам факт отсутствия программы поддержки субъектов предпринимательской деятельности не нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как не возлагает на них какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Предъявления иска прокурором в данном случае обусловлено необходимостью защиты прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ представление прокурора на определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу рассматривается с извещением лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала доводы представления, просила определение суда первой инстанции отменить, дело направить в суд первой инстанции.
Глава Чекундинского сельского поселения Хабаровского края, представитель администрации Чекундинского сельского поселения Хабаровского края уведомленные о времени и месте рассмотрения представления в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица, участвующего в деле.
Проверив предоставленные материалы, заслушав доводы лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяются понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Согласно части 2 статьи 6 данного Закона основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта.
Согласно ч. 3 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу ч. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (п.2 ч.1 ст. 29, ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, в силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии с положениями ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Прекращая производству по делу, суд первой инстанции исходил из того, что прокурор фактически просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по не разработке программы по развитию субъектов предпринимательской деятельности и обязать устранить данное нарушение, в связи с чем, пришел к выводу, что настоящее дело подведомственно арбитражному суду, и, как следствие, что заявленные прокурором требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по указанным в законе основаниям.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, судебная коллегия полагает, что возникшие спорные правоотношения не носят экономического характера, поскольку связаны с реализацией органами местного самоуправления предоставленных ему в силу п.28 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Круг лиц, в интересах которых прокурор обращается с данным иском неограничен, так как в силу ч.2 ст. 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» данный спор затрагивает интересы не только хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, но и неопределённого круга физических лиц, которые могут стать субъектами предпринимательской деятельности, затрагивает их права и законные интересы на получение информации о способах поддержки субъектов предпринимательской деятельности, и касается формирования дополнительных рабочих мест.
С учетом изложенного, доводы представления являются обоснованными, определение о прекращении производства по делу подлежит отмене по основаниям, предусмотренным статьей 334 ГПК РФ, дело направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 22 апреля 2015 года о прекращении производства по делу по исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чекундинского сельского поселения о возложении обязанности разработать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Чекундинского сельского поселения отменить, дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий Дорожко С.И.
Судьи Пороховой С.П.
Моргунов Ю.В.