Председательствующий: Кирьяш А.В. | Дело № <...> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой В.П.,
судей Кутыревой О.М., Харламовой О.А.,
при секретаре Жуковской Ю.А.
с участием прокурора Песковой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июля 2015 г. дело по частной жалобе судебного пристава – исполнителя Горбуновой М.С. на определение Ленинского районного суда г. Омска от 21 апреля 2015 г., которым постановлено:
«В прекращении исполнительного производства от <...> № № <...>, возбужденного на основании исполнительного <...> от <...> от <...> выданного Октябрьским районным судом <...> районным судом г. Омска в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, отказать».
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия
установила:
СПИ МРО по ОИП УФССП России по Омской области Горбунова М.С. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, указав, что <...> на основании решения Октябрьского районного суда г. Омска от 13 мая 2008 г. было возбуждено исполнительное производство № № <...>, предметом исполнения которого является возложение обязанности на МОУ «Детский сад № 257» по прекращению осуществления образовательной деятельности до получения лицензии и обязанности прекратить осуществление медицинской деятельности до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, в отношении МОУ «Детский сад № 257». Взыскателем по указанному исполнительному производству является прокуратура Октябрьского административного округа г. Омска.
Поскольку возможность исполнения исполнительного документа утрачена, заявитель просил прекратить указанное исполнительное производство.
Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд копию исполнительного производства № № <...> для приобщения к материалам дела.
В судебное заседание помощник прокурора ОАО г. Омска Земляная И.В. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствии, согласно представленному отзыву просила отказать в удовлетворении заявления, считая, что оснований препятствия для исполнения решения суда с 2008 года отсутствуют.
Представитель Департамента образования Администрации г. Омска Худякова А.И. поддержала доводы, изложенные в заявлении СПИ МРО по ОИП УФССП России по Омской области и просила прекратить исполнительное производство, указав, что в настоящее время имущественного комплекса МОУ ДО «Детский сад № 257» не имеется, что лишает возможности получить медицинскую и образовательную лицензию и исполнить решение суда.
Представитель МОУ ДО «Детский сад № 257» Букенова Г.Ш. поддержала доводы представителя департамента образования Администрации г. Омска.
Заинтересованное лицо УФССП России по Омской области, в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе судебный пристав-исполнитель Горбунова М.С. просит определение суда отменить. Вновь указывает на отсутствие возможности получения БДОУ г. Омска «Детский сад № 257» в соответствии с действующим Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинской лицензии, поскольку на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска имущественный комплекс БДОУ г. Омска «Детский сад № 257» был передан БДОУ <...> «Детский сад № 40». Отсутствие имущественного комплекса у юридического лица свидетельствует о невозможности исполнения судебного решения.
В возражениях на жалобу судебного пристава-исполнителя прокурор Октябрьского административного округа г. Омска Голубь В.В. просит оставить вынесенное определение без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Песковой В.Г., полагавшей определение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно статье 439 Гражданского процессуального кодекса РФ основания для прекращения исполнительного производства судом предусмотрены Федеральным законом N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве".
В силу ч. 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:
1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, суд в соответствии с положениями ст. 43 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" исходил из того, что во исполнение решения суда МОУ ДО «Детский сад № 257» обязано получить лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности. Все возможные варианты исполнения решения суда должником не исчерпаны.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку в данном случае основания для прекращения исполнительного производства, предусмотренные ст. 43 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" отсутствуют.
Решение суда Октябрьского районного суда г. Омска от 13 мая 2008 г., которым суд возложил на МОУ ДО «Детский сад № 257» обязанность по прекращению осуществления образовательной и медицинской деятельности до получения соответствующих лицензий, вступило в законную силу и в установленном порядке не отменено.
Доводы частной жалобы не могут служить основанием для отмены определения суда, поскольку осуществление образовательной деятельности без лицензии является грубым нарушением Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации", который, в свою очередь, не предусматривает каких-либо исключительных объективных оснований, наличие которых предоставляло бы образовательному учреждению право осуществлять эту деятельность без лицензии.
Судом первой инстанции установлено, что БДОУ г. Омска «Детский сад № 257» не ликвидировано, является действующим юридическим лицом, при этом доказательств того, что учреждение прекратило осуществлять образовательную деятельность не представлено, что позволяет сделать вывод о том, что с детьми в указанном детском саду проводится образовательный процесс по программам и методикам дошкольного образования, разработанных в соответствии с государственным стандартом без соответствующей лицензии.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 (с изм. от 23 декабря 2002 г.) утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования.
Право на ведение образовательной деятельности и установленные законодательством льготы учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Аттестация и государственная аккредитация учреждения осуществляются в установленном порядке(ст. 18 ФЗ РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании».
В силу ч. 7 ст. 28 Закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Выдаваемая образовательному учреждению лицензия подтверждает качество образования и безопасность осуществления образовательного процесса для всех обучающихся и работающих в учреждении лиц.
Таким образом, любое образовательное учреждение, включая образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, осуществлять свою деятельность без лицензии (специального разрешения) не может.
В соответствии с п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 3. ст. 32 Закона РФ "Об образовании" N 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу п. 1 ст. 51 Закона "Об образовании", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, производится этими организациями. Образовательная организация обязана предоставить помещение для медицинских работников с соответствующими условиями (п. п. 2, 3 ст. 41 Закона об образовании).
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лицензированию подлежит не только медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами в качестве основного вида деятельности, но и медицинская деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляемая наряду с основной (уставной) деятельностью.
Как правило, штат дошкольного учреждения включает должность медсестры, в связи с чем, осуществление медицинских услуг без такой лицензии является недопустимым.
Поскольку в штате у ответчика должен быть медицинский работник оказывающий медицинские услуги, образовательное учреждение обязано получить лицензию на осуществление деятельности по оказанию медицинских услуг.
Довод апеллянта о том, что после вступления в законную силу ФЗ РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана лишь предоставить медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, основанием для отмены определения суда служить не может.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 N 822н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" утверждено Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Положение содержит рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в установленном порядке. Положения упомянутого Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Таким образом, медицинские кабинеты образовательных учреждений должны осуществлять свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями и на основании полученных лицензий на осуществление медицинской деятельности в образовательных учреждениях.
Более того, доказательств наличия у БДОУ г. Омска «Детский сад № 257» договора с медицинским учреждением о предоставлении медицинских услуг в суд первой инстанции ни судебным приставом-исполнителем, ни данным дошкольным учреждением не представлено.
Таким образом, БДОУ г. Омска «Детский сад № 257» обязано исполнить решение Октябрьского районного суда г. Омска от 13 мая 2008 г. и получить соответствующие лицензии на осуществление образовательных и медицинских услуг.
Ссылка судебного пристава-исполнителя на то, что БДОУ г. Омска «Детский сад № 257» лишено возможности получить лицензию на осуществление образовательной и медицинской деятельности в связи с отсутствием имущественного комплекса, также несостоятельна, поскольку данное детское дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является действующим, а, соответственно, должно иметь материальную базу.
В силу пп. "а" п. 6 Постановления Правительства РФ N 966 от 28.10.2013 "О лицензировании образовательной деятельности", на которое ссылался заявитель, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются не только наличие на праве собственности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, но и наличие такого имущества у образовательного учреждения на ином законном основании.
Как уже указано выше, БДОУ г. Омска «Детский сад № 257» является действующим учреждением, в связи с чем, оно не может осуществлять свою деятельность без здания, а также оборудования, необходимого для осуществления своей деятельности.
При этом, временное приостановление образовательной и медицинской деятельности учреждения, не свидетельствует о невозможности ее возобновления, в таком случае прекращение исполнительного производства приведет к грубому нарушению требований законодательства и нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявления судебного пристава – исполнителя о прекращении исполнительного производства, суд в соответствии с положениями ст. 43 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» обоснованно исходил из того, что достаточных доказательств утраты возможности исполнения исполнительного документа после вынесения судебного решения в отношении БДОУ г. Омска «Детский сад № 257» заявителем не представлено.
Других доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого определения суда, частная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены определения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Ленинского районного суда г. Омска от 21 апреля 2015 г. оставить без изменения, частную жалобу судебного пристава – исполнителя Горбуновой М.С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: