Дело № 33-4254/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 22 июня 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Дорожко С.И.,
судей: Моргунова Ю.В., Флюг Т.В.,
при секретаре: Евсеевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу о понуждении к совершению действий, взыскании суммы вреда, причиненного в результате негативного воздействия на водный объект,
с апелляционной жалобой ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 05 апреля 2018 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ФГБУ «ЦЖКУ по ВВО» Минобороны России - Солдатенко Д.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Кяхтинского военного гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу и, с учетом изменений (л.д. 189) и уточнений предмета иска (л.д. 194), просил возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанность не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести осмотр очистных сооружений Министерства обороны России, включающих в себя канализационную насосную станцию, биофильтр, хлораторную, отстойники (первичные, вторичные), сети водоотведения, расположенные в г. Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия, с целью установления объема работ по капитальному ремонту данных объектов и оформления ведомостей дефектов; не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ведомости дефектов, составленные по результатам осмотра очистных сооружений, в Департамент строительства Министерства обороны России; возложить на Министерство обороны России и Департамент строительства Министерства обороны России не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать включение в план капитального ремонта на 2018-2019 г.г. очистные сооружения Министерства обороны РФ, расположенные в г. Кяхта республики Бурятия, с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт на основании ведомостей дефектов, составленных по результатам их осмотра; в 2018-2019 г.г. выполнить капитальный ремонт очистных сооружений по мере их включения в соответствующий план капитального ремонта и выделения лимитов бюджетных средств на указанный ремонт; взыскать с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вред в размере 6845125 руб., причиненный в результате негативного воздействия на водный объект – реку Кяхтинка, в федеральный бюджет с перечислением денежных средств на расчетный счет Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия.
В обоснование иска указано, что проверкой, проведенной с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, установлено, что с 01.04.2017 очистные сооружения, включающие в себя канализационную насосную станцию, биофильтр, хлораторную, отстойники (первичные, вторичные), сети водоотведения, расположенные в г. Кяхта Республики Бурятия, фактически эксплуатируются жилищно-коммунальной службой № 6/5 жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 6 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, а сброс очищенных сточных вод с указанных сооружений осуществляется в водный объект – р. Кяхтинку. Из акта проверки от 18.08.2017 следует, что в нарушение установленных норм решение органов местного самоуправления о предоставлении водного объекта (р. Кяхтинка) в пользование жилищно-коммунальной службе № 6/5 на момент проверки отсутствовало, кроме того, не утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, при том, что сбрасываемые в р. Кяхтинка очищенные сточные воды содержат химические вещества и взвешенные вещества. В нарушение требований Водного кодекса, хлораторная на хлорной извести не эксплуатируется, обеззараживание сточных вод производится хлорной известью после биофильтров непосредственно в лоток, приготовление раствора хлорной извести осуществляется вручную. Дренажная насосная станция перекачки осадков с двухъярусных и вторичных отстойников на иловые карты и дренажных вод с иловых карт не осуществляется, удаление ила из вторичных отстойников осуществляется вакуум - машинами на иловые карты. Подводящие и отводящие лотки в двухъярусных и вторичных отстойниках местами разрушены, переливные бортики в отстойниках также местами разрушены, не обеспечивается их горизонтальность и равномерный перелив сточных вод. Загрузка па биофильтрах не менялась с момента ввода сооружений, при нормативном сроке ее эксплуатации 8-10 лет. Технология работы очистных сооружений с использованием биофильтров, обеззараживания очищенных сточных вод методом хлорирования устарела. Емкости сооружений, переливные лотки выполнены из бетона, постоянно разрушаются, не обеспечивается равномерный перелив сточных вод. Результаты исследования сточных вод на выходе с очистных сооружений показали, что в нарушение ч. 4. ст. 35, ч. 4 и ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», уровень их очистки по азоту аммонийному, БПК5, хлоридам, сульфатам, фосфатам низок. По нитратам, нитритам, нефтепродуктам очистка отсутствует вовсе. Более того, отмечается вторичное существенное загрязнение сточных вод. Рассматриваемые очистные сооружения в план капитального ремонта на 2018 г. не включены. Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия по результатам проверки произведен расчет размера ущерба, причиненного водному объекту – р. Кяхтинка сбросом недостаточно очищенных сточных вод, который составил 6 845 125 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 05.04.2018 исковые требования удовлетворены. На ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести осмотр очистных сооружений Министерства обороны России, включающих в себя канализационную насосную станцию, биофильтр, хлораторную, отстойники (первичные, вторичные), сети водоотведения, расположенные в г. Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия, с целью установления объема работ по капитальному ремонту данных объектов и оформления ведомостей дефектов; не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ведомости дефектов, составленные по результатам осмотра очистных сооружений, в Департамент строительства Министерства обороны России. На Министерство обороны России и Департамент строительства Министерства обороны России возложена обязанность не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать включение в план капитального ремонта на 2018-2019 г.г. указанные очистные сооружения, с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт на основании ведомостей дефектов, составленных по результатам их осмотра; в 2018-2019 г.г. выполнить капитальный ремонт очистных сооружений по мере их включения в соответствующий план капитального ремонта и выделения лимитов бюджетных средств на указанный ремонт. С ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России взыскан вред в размере 6 845 125 руб., причиненный в результате негативного воздействия на водный объект – реку Кяхтинка, в федеральный бюджет с перечислением денежных средств на расчетный счет Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия.
В апелляционной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований о взыскании вреда в размере 6 845 125 руб. отказать, ссылаясь на то, что согласно приказа Департамента имущественных отношений Минобороны РФ за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ на праве оперативного управления закреплены очистные сооружения, однако истцом не представлен перечень к указанному приказу, который бы подтверждал наличие спорных объектов в приказе, очистные сооружения в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» не передавались, в настоящее время они переданы в муниципальную собственность. Кроме того, деятельность по очистке сточных вод не могла быть приостановлена, что привело бы к экологической катастрофе, учреждение предприняло меры по поддержанию очистных сооружений в рабочем состоянии, осуществив подготовку указанного объекта к эксплуатации в осенне-зимний период 2017-2018 г.г., при таких обстоятельствах учреждение действовало в состоянии крайней необходимости. Надлежащим ответчиком в части возмещения вреда является Министерство обороны РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Кяхтинского гарнизона просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на то, что доводы жалобы являются необоснованными, поскольку в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что фактически очистные сооружения эксплуатируются жилищно-коммунальной службой № 6/5 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, сброс сточных вод осуществляется в реку Кяхтинка; каких-либо сведений о невозможности выделения денежных средств на ремонт и обслуживание очистных сооружений в ходе судебного заседания не представлено, в ходе рассмотрения дела документов о передаче спорного объекта в муниципальную собственность не представлено, в связи с чем, данный довод не был принят во внимание судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения явившегося лица, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что очистные сооружения, включающие в себя канализационную насосную станцию, биофильтр, хлораторную, отстойники (первичные, вторичные), сети водоотведения, расположенные в г. Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия закреплены за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № 1140, акт передачи отсутствует.
Проверкой установлено, что с 01.04.2017 очистные сооружения фактически эксплуатируются жилищно-коммунальной службой № 6/5 жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 6 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, а сброс очистных сточных вод указанных сооружений осуществляется в водный объект – реку Кяхтинку.
При этом отсутствует, предусмотренное ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ разрешение на использование водного объекта и в нарушение ч. 4 ст. 23, ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» не утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, тогда как сбрасываемые очищенные воды содержат химические и взвешенные вещества. За указанные нарушения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России привлечено к административной ответственности.
Ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Минобороны России.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 8, 9, 11, 35, 39, 56 Водного кодекса РФ, ст. ст. 12, 210 Гражданского кодекса РФ, исходил из того, что со стороны ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России допущены грубые нарушения при использовании водного объекта – реки Кяхтинка, вследствие непринятия своевременных действенных мер в воды р. Кяхтинка произошел сброс недостаточно очищенных сточных вод, что создает реальные предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, чем причинен вред окружающей среде.
В части удовлетворенных исковых требований о возложении на ответчиков обязанности совершить перечисленные действия, решение суда не обжалуется.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы о необоснованности взыскания денежных средств, в счет возмещения вреда, судебная коллегия не согласна с выводами и решением суда в указанной части, поскольку размер ущерба не доказан допустимыми доказательствами, так как проверка проведена в период с 24.07 по 18.08.2017, расчет ущерба взят за период с 24.07. по 02.08.2017, тогда как из-за отсутствия учета объема сбрасываемых вод и учета водоотведения, за расход сточных вод для расчета взят расход сточных вод за аналогичный период 2016 г. (по данным отчетности 2-ТП (водхоз) за 2016 г.).
Проектная мощность указанных очистных сооружения 40800 м3, тогда как расчет произведен из учета фактического расхода сточных вод за аналогичный период 2016 г. в количестве 43283,2 м3.
Таким образом, фактический объем сброса за расчетный период 2017 г. не установлен.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов не утверждены, в связи с чем, превышение в водном объекте предельно допустимой концентрации химических и взвешенных веществ установлено по нормативам для озера Байкал, что также вызывает разумные сомнения в достоверности определенного размера ущерба.
Истцом не доказана необходимая совокупность оснований для возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России гражданско-правовой ответственности в виде взыскания причиненного ущерба, не представлены доказательства того, что допущенное ответчиком превышение концентрации по отношению к утвержденным для озера Байкал, в который впадает р. Кяхтинка, нормативам допустимых сбросов в сточные воды причинило какой-либо вред спорному водному объекту; привело к невосполнимым последствиям, деградации естественных экологических систем, истощению природных ресурсов. Взыскание вреда в рассматриваемом случае, исходя лишь из недостаточно достоверно установленного факта превышения концентрации загрязняющих веществ в сточной воде, необоснованно.
Сам по себе факт превышения предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ на спорном выпуске может являться основанием для начисления сверхлимитной платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку порождает экологический риск, что само по себе не является достаточным основанием для возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности по возмещению реального ущерба, причиненного окружающей среде, так как надлежит установить сам факт реального причинения вреда.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, подлежит отмене в части удовлетворения требования о взыскании вреда, причиненного в результате негативного воздействия на водный объект, на основании п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требования о взыскании с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в счет возмещения вреда, причиненного в результате негативного воздействия на водный объект, суммы в размере 6 845 125 руб.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 05 апреля 2018 года – отменить в части удовлетворения требования о взыскании вреда, причиненного в результате негативного воздействия на водный объект, и в указанной части принять новое решение, которым:
В удовлетворении искового требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании вреда, причиненного в результате негативного воздействия на водный объект – реку Кяхтинка в размере 6 845 125 рублей – отказать.
В остальной части решение суда - оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: С.И. Дорожко
Судьи: Ю.В. Моргунов
ФИО1