Судья Базилевский И.Д. Дело № 33-4255 28 ноября 2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Аняновой О.П., Безуха А.Н.
при секретаре Шагалиной И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2013 года
апелляционную жалобу ОАО «Аэропорт Старый Оскол»
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 20 сентября 2013 года по делу по иску Белгородского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Старый Оскол» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения представителя истца Шаталовой Д.Н., считавшей решение законным и обоснованным, представителей ОАО «Аэропорт Старый Оскол» Боева И.М., Рязанцевой Т.Ю., поддержавших доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Белгородской транспортной прокуратурой в марте 2013 г. проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в ОАО «Аэропорт Старый Оскол».
Утверждая, что организации системы транспортной безопасности в ОАО «Аэропорт Старый Оскол» в нарушение требований Федерального закона «О транспортной безопасности» имеются существенные недостатки, способные привести к совершению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта, в том числе террористического характера, обратился в суд с настоящим заявлением и с учетом уточнений требований, просил суд: 1) обязать ОАО «Аэропорт Старый Оскол» разработать и утвердить паспорт безопасности объекта в соответствии с п.2 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий № 506 от 04.11.2004 года «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», 2) организовать подготовку (переучивание и повышение квалификации) персонала подразделения организации транспортной безопасности, 3) сотрудникам САБ ОАО «Аэропорт Старый Оскол» пройти специальную подготовку в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования по утвержденной учебной программе, 4) в соответствии с п.23 Приказа ФАП № 142 от 28.11.2005 года с внешней стороны периметрового ограждения очистить полосу шириной 3 метра от кустарников и высокой травы.
Представители ответчика возражали против удовлетворения п.1-3 заявленных требований, ссылаясь на то, что ОАО «Аэропорт Старый Оскол» не является опасным объектом применительно к положениям ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Аэропорт организовывает переучивание и подготовку по авиационной безопасности, как разновидности транспортной безопасности по утвержденным программам для сотрудников служб авиационной безопасности, что подтверждается сертификатами о краткосрочном повышении квалификации. Требования, изложенные в п.4 признали.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 20 сентября 2013 года постановлено: обязать ОАО «Аэропорт Старый Оскол» разработать и утвердить паспорт безопасности объекта в соответствии с п. 2 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий № 506 от 04.11.2004 года «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»; обязать ОАО «Аэропорт Старый Оскол» организовать прохождение сотрудниками службы авиационной безопасности специальной подготовки по утвержденной учебной программе; обязать ОАО «Аэропорт Старый Оскол» в соответствии с п. 23 Федеральных авиационных правил с внешней стороны периметрового ограждения очистить полосу шириной 3 метра от кустарников и высокой травы.
В остальной части иск прокурора отклонен.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда в части возложения обязанности на ОАО «Аэропорт Старый Оскол» разработать и утвердить паспорт безопасности объекта в соответствии с п. 2 Приказа МЧС РФ № 506 от 04.11.2004 года; организовать прохождение сотрудниками службы авиационной безопасности специальной подготовки по утвержденной учебной программе.
В силу п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п. 2).
Поскольку решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на ОАО «Аэропорт Старый Оскол» в соответствии с п. 23 Федеральных авиационных правил с внешней стороны периметрового ограждения очистить полосу шириной 3 метра от кустарников и высокой травы и отказа в удовлетворении требований организовать подготовку (переучивание и повышение квалификации) персонала подразделения организации транспортной безопасности лицами, участвующими в деле, не обжалуется, его законность и обоснованность в указанных частях в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не являются предметом проверки судебной коллегии.
В остальной части постановленное по делу решение подлежит отмене (пункт 2,3 части 1 статьи 330 ГПК РФ) с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В случае реализации прокурором своего правомочия, установленного ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов субъектов, указанных в данной норме, в подаваемом им заявлении должно быть указано, какие конкретно права и свободы лиц, в защиту которых он обращается в суд, нарушены оспариваемым бездействием, в чем заключается это неправомерное бездействие и представить этому соответствующие доказательства и документы.
В силу статьи 56 ГПК РФ прокурор обязан при подаче заявления обеспечить полноту и аргументированность этого заявления с представлением исчерпывающих доказательств, руководствуясь при этом не только требованиями ГПК РФ, но и положениями Приказа Генеральной прокуратуры РФ № 181 от 26 апреля 2012 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».
Обращаясь в суд с требованием о возложении на ОАО «Аэропорт Старый Оскол» обязанность разработать и утвердить паспорт безопасности объекта, Белгородская транспортная прокуратура, ссылается на нарушение законодательства о транспортной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Аэропорты в силу п. 5 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» являются субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Решением Федерального агентства Воздушного транспорта (Росавиация) № 211 от 28 июня 2013 г. утвержден План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ОАО «Аэропорт Старый Оскол».
Требуя суд возложить на ОАО «Аэропорт Старый Оскол» обязанность разработать и утвердить паспорт безопасности объекта, истец, утверждая о нарушении, ответчиком обеспечения транспортной безопасности, ссылается на карту проведения контроля и надзора за обеспечением транспортной безопасности от 05 марта 2013 г., составленную государственным инспектором УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора Г. И.Ю., в п. 1.8 которой указано в вопросах защищенности объекта отсутствие паспорта безопасности объекта (Приказ Министра ГО и ЧС от 04.11.04 № 506).
Между тем, как следует из объяснений государственного инспектора УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора Г. И.Ю., данные недостатки не являются нарушениями транспортной безопасности, относятся к нарушениям в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проверка их наличия относится к компетенции органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, обществом не допущено нарушения ФЗ «О транспортной безопасности», выразившегося в не разработке паспорта опасного объекта, поскольку данный закон такую обязанность на ответчика не возлагает.
В силу п. «в» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В соответствие с Приказом МЧС РФ от 28 февраля 2003 года № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» по результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.
Согласно Приказу МЧС РФ от 4 ноября 2004 года № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» на объекте, признанном опасным производится разработка паспорта безопасности. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Действительно ОАО «Аэропорт Старый Оскол» начальником ГУ МЧС России по Белгородской области включен в перечень потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения II - V класса опасности Белгородской области, утвержденный 13.02.2013 года первым заместителем руководителя администрации губернатора Белгородской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2005 г. № 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций) (пункт 2 Положения).
В силу пункта 4 Положения органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением органами местного самоуправления установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (подпункт «а»); организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти (подпункт «д»).
Представителем Белгородской транспортной прокуратуры в суде апелляционной инстанции не оспаривалось отсутствие доказательств, составленных компетентными органами о нарушении ОАО «Аэропорт Старый Оскол» законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившемся в не разработке необходимого паспорта опасного объекта.
Как следует из представленного перечня ОАО «Аэропорт Старый Оскол» присвоен класс опасности 4, вид опасности взрывопожароопасный, хранение ЛВЖ и ГЖ; топливозаправщик ТЗ-7,5 и склад ГCМ выведен из эксплуатации.
Ссылаясь на указанный документ, представитель истца не смог пояснить по какому критерию ОАО «Аэропорт Старый Оскол» отнесен к категории потенциально опасных объектов, сославшись в обоснование своей правовой позиции на пункт 6 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ объекты авиационной инфраструктуры входят в категорию особо опасных и технически сложных объектов, в отношении которых осуществляется специальное правовое регулирование. Исходя из особого правового режима этого имущества, при строительстве объектов требуется проведение экспертизы проектной документации в соответствии с частью 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ. На нарушение норм при строительстве данного объекта представитель Белгородской транспортной прокуратуры не ссылался.
Согласно приложению 1 к ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно приложению 2 таблицы 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» потенциальный объем горючих жидкостей должен быть от 1000 тонн и более, для отнесения объекта к какому-либо классу опасности.
Согласно паспорту ОАО «Аэропорт Старый Оскол» имеет в составе склада 9 емкостей по 75 м.куб., всего 675 м.куб.
Как следует из представленных в суде апелляционной инстанции документов ОАО «Аэропорт Старый Оскол» в настоящее время ведется переписка по исключению общества из списка потенциально опасных объектов области.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Прокурором заявлено требование о возложении обязанности на ОАО «Аэропорт Старый Оскол» обязанности разработать и утвердить паспорт безопасности объекта в соответствии с п. 2 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий № 506 от 04.11.2004 года «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» между тем достоверных доказательств, подтвержденных компетентными органами о нарушении обществом названного приказа, а также доказательств по каким критериям общество включено в перечень потенциально опасных объектов, не представлено.
Между тем, Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право: а) осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; в) выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций; ж) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 6 Положения).
На наличие доказательств тому, что вышеприведенные меры органами государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций к ОАО «Аэропорт Старый Оскол» принимались, истец не ссылался.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что избранный истцом способ защиты выходит за пределы, необходимые для его применения, поскольку само по себе отсутствие паспорта безопасности, без доказательств компетентных органов об обязательности его наличия, не свидетельствует о бездействии общества.
Требования Белгородского транспортного прокурора о возложении на ОАО «Аэропорт Старый Оскол» обязанности сотрудникам САБ пройти специальную подготовку в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования по утвержденной учебной программе, со ссылкой на Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 40, не подлежат удовлетворению в связи с нижеследующим.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 2 ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 5.13 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 40 предусмотрено осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Таким образом, авиационная безопасность является разновидностью транспортной безопасности.
Специальная профессиональная подготовка и переподготовка (подтверждение квалификации) сотрудников служб авиационной безопасности проводится в сертифицированных учебных заведениях и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования гражданской авиации
(Приказ Федеральной авиационной службы России от 16.10.1998 № 310 «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации ).
ОАО «Аэропорт Старый Оскол» организовывает подготовку и переподготовку сотрудников службы авиационной безопасности по утвержденным программам для сотрудников службы авиационной безопасности, что подтверждается представленными сертификатами, а следовательно оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.
Что касается выводов суда со ссылкой на п.3.7 положения о службе авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Старый Оскол» о возложении на ответчика обязанности организовать прохождение сотрудниками службы авиационной безопасности специальную подготовку по утвержденной учебной программе, то они сделаны за рамками заявленных Белгородской транспортной прокуратурой требований, что в силу ст. 195, 196, 198 ГПК РФ также свидетельствует о незаконности пронятого судебного акта в данной части.
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 20 сентября 2013 года по делу по иску Белгородского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Старый Оскол» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности отменить в части удовлетворенных требований о возложении обязанности на ОАО «Аэропорт Старый Оскол» разработать и утвердить паспорт безопасности объекта в соответствии с п. 2 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий № 506 от 04.11.2004 года «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»; организовать прохождение сотрудниками службы авиационной безопасности специальной подготовки по утвержденной учебной программе.
Вынести в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований Белгородского транспортного прокурора отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи