ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4256/2023 от 22.08.2023 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 22 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Яковлева Д.В.,

судей Богониной В.Н., Доценко Е.В.,

при ведении протокола секретарем Сафоновой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО «Российский железные дороги» о возложении обязанности оснастить железнодорожный вокзал на станции Валуйки Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности

по апелляционной жалобе ОАО «Российский железные дороги»

на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 5 июня 2023 года

Заслушав доклад судьи Богониной В.Н., объяснения представителя ОАО «Российские железные дороги» - Полухиной И.Д., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителей Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры – заместителя транспортного прокурора Тарасовой О.С. и Муленко А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности. Исковые требования обоснованы тем, что Белгородской транспортной прокуратурой в августе 2022 года проведен анализ соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». Объект транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта с реестровым номером ЖВД007632 и отнесен ко 2-й категории. ОАО «РЖД», как владелец железнодорожного вокзала на станции Валуйки, является субъектом транспортной инфраструктуры и осуществляет эксплуатацию данного объекта на основании права собственности. Ответчик обязан, в том числе оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности. На техническое оснащение вокзала на 2021 год заложены денежные средства на проведение проектно-изыскательских работ в размере 3,6 млн. руб. и на строительно-монтажные работы в размере 47,8 млн. руб. Возложенные обязательства ответчик не выполнил. В результате такого бездействия со стороны субъекта транспортной инфраструктуры при установленном 2 уровне безопасности, желтом уровне опасности, установленном на территории Белгородского региона, граничащего с Украиной, имеются предпосылки для угрозы совершения актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал Валуйки и причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц, находящихся на территории железнодорожного вокзала на станции Валуйки. В исковом заявлении прокурор просит возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала OAO «РЖД», расположенный по адресу: <адрес>, следующими техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;

документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;

определение соответствия постоянного пропуска предъявителя предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (железнодорожный вокзал) в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности.

От представителя ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что поэтапное выполнение требований транспортной безопасности осуществляется в рамках «Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года № 466-р. Реализация проекта в соответствии с плановыми параметрами инвестиционного бюджета будет осуществляться в 2023-2024 гг. со сроком ввода в эксплуатацию – ноябрь 2024 года. Технологическая последовательность планируемых к выполнению строительно-монтажных работ будет определена в соответствии с проектом организации строительства. Железнодорожный вокзал на станции Валуйки подлежит оснащению указанным в Требованиях оборудованием до 2025 года. Считает, что требования прокуратуры заявлены преждевременно до момента реального нарушения закона.

Решением Валуйского районного суда Белгородской области от 5 июня 2023 года исковое заявление Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО «Российский железные дороги» о возложении обязанности оснастить железнодорожный вокзал на станции Валуйки Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, удовлетворено.

Возложена на ОАО «РЖД» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», расположенный по адресу: <адрес>, следующими техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

- передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;

- документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;

- определение соответствия постоянного пропуска предъявителя предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (железнодорожный вокзал) в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности.

В апелляционной жалобе ОАО «Российский железные дороги», указывая на незаконность и необоснованность решения суда, просит решение в части установления шестимесячного срока исполнения решения изменить, установив срок для исполнения решения суда до 30 ноября 2024 года.

В возражениях и дополнении к возражениям на апелляционную жалобу заместитель транспортного прокурора Тарасова О.С. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и дополнений на апелляционную жалобу, исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23 сентября 2019 года Белгородской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал «Валуйки». В ходе проверки установлено, что данный объект транспортной инфраструктуры в нарушение подп. «1» пункта 9 Требований ОТИ железнодорожный вокзал на станции Валуйки не оснащен техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видео идентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале); видео распознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; видео обнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; видео мониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток; выявление нарушителей в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности; документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, а также передачу данных о лицах, пропущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени; определение соответствия постоянного пропуска предъявителя предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (железнодорожный вокзал) в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности.

В этой связи в Дирекцию 30 сентября 2019 года внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Из ответа заместителя начальника ЮВРДЖВ от 28 октября 2019 года следует, что руководством ЮВРДЖВ принимаются меры для устранения выявленных нарушений, однако недостаточно финансирования (л.д. 31-34 т. 1).

23 августа 2022 года транспортным прокурором был направлен запрос о проведенных работах и причин их невыполнения (л.д. 39-41 т. 1).

По факту отсутствия на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки указанных технических средств обеспечения транспортной безопасности прокуратурой 30 сентября 2019 года начальнику Юго-Восточной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» вносилось представление, по результатам рассмотрения которого ОАО «РЖД» в письме от 28 октября 2019 года указало, что на технического оснащение данного вокзала на 2021 год заложены денежные средства на проведение проектно-изыскательских работ в размере 3,6 млн. руб. и на строительно-монтажные работы в размере 47,8 млн. руб.

17 ноября 2022 года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта привлекла ОАО «РЖД» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.

До настоящего времени состояние антитеррористической защищённости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки не изменилось, объект транспортной инфраструктуры не оснащен техническими средствами.

Согласно ответу ОАО «РЖД» от 25 августа 2022 года на запрос прокуратуры следует, что до настоящего времени техническое оснащение объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки согласно требованиями законодательства в сфере обеспечения I транспортной безопасности не состоялось, так как отсутствует финансирование (л.д. 42-44 т. 1).

Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года №1633, исходил из того, что ответчик ОАО «РЖД» в нарушение требований действующего законодательства не исполнил возложенную на него обязанность по надлежащей организации досмотровых мероприятий на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки, что в свою очередь может привести к нарушению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, вследствие совершения акта незаконного вмешательства и повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, удовлетворил исковые требования в полном объеме, установив срок для исполнения решения – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда в части возложении обязанности по оснащению железнодорожного вокзала на станции Валуйки Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности не обжалуется и, соответственно, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ).

Ссылки в жалобе на то, что Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 270-ФЗ внесены изменения в статью 13 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», она дополнена частью 2, в соответствии с которой реализация требований по обеспечению транспортной безопасности в части оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности должна быть осуществлена до 31 марта 2020 года, а в отношении объектов находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Данные сроки Правительством Российской Федерации не установлены, постановление или иной нормативно-правовой акт не принят, что установление сроков, в данном случае, входит в исключительную компетенции Правительства РФ, что из ответа главного инженера ЮВЖД от 27 апреля 2023 года следует, что по объекту инвестиционной программы проектно-сметная документация передана на проведение ведомственной экспертизы ЮВЖД, утверждение управляющим проектом планируется до 31 мая 2023 года, договор на выполнение строительно-монтажных работ будет заключен до 30 июня 2023 года, после чего подрядная организация приступит к выполнению работ на объекте. Реализация проекта в соответствии с плановыми параметрами будет осуществляться в 2023-2024 гг. со сроком ввода в эксплуатацию – ноябрь 2024 год, не состоятельны, не основаны на законе.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу прямого указания закона, в частности части 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пп. ж пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года №1633, в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры II категории на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки: для объектов транспортной инфраструктуры 1 и П категории – в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

По делу установлено, что объект транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал «Валуйки» внесен 30 мая 2011 года в реестр категорированных объектов с установлением <данные изъяты> категории, реестровый №<данные изъяты>. Оценка уязвимости утверждена 30 декабря 2011 года (<данные изъяты>, л.д. 38 т. 1).

Согласно ответу заместителя начальника дирекции по транспортной безопасности от 25 августа 2022 года ИСХ 2882/РЖДВ ю-ВОС проведена дополнительная проверка оценки уязвимости ОТИ «вокзалы на станциях Валуйки и Старый Оскол», по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения транспортной безопасности были внесены изменения в планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ, однако на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) не направлялись, т.к. имеются ранее выданные заключения об отказе в утверждении, где одним из основных критериев отказа является отсутствие на ОТИ подразделений транспортной безопасности. ПТБ привлечены только с 25 февраля 2022 года в связи с началом СВО на Украине. В рамках Требований утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года №495 Планы указанных ОТИ Росжелдором не утверждены, т.е. план обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Валуйки до настоящего времени не актуализирован, в то время как пп. ж пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года №1633 установлен срок реализации плана обеспечения безопасности для данного объекта - 2 года (л.д. 42- 44 т. 1).

Указание стороны ответчика на то, что реализация проекта по объекту инвестиционной программы «Модернизация технических средств обеспечения транспортной безопасности ж.д. вокзала Валуйки, будет осуществляться в 2023-2024 гг, поскольку договор на выполнение строительно-монтажных работ будет заключен до 30 июня 2023 года, после чего подрядная организация приступит к выполнению работ на объекте, что следует из письма главного инженера ЮВЖ дирекции по капитальному строительству и срок ввода в эксплуатацию – ноябрь 2024 год, не свидетельствует о наличии оснований для увеличения срока исполнения решения суда, поскольку доказательств, подтверждающих заключения такого договора на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, стороной ответчика не представлено (л.д. 152 т. 1).

Из представленных суду апелляционной инстанции дополнительных доказательств – приказа о назначении ответственных работников для производства строительно-монтажных работ по объекту «Модернизация технических средств обеспечения транспортной безопасности ж.д. вокзала Валуйки», силами подрядной организации ООО «Ремонтно-инновационная компания» от 28 июня 2023 года №ШЧ-852, распоряжения о назначении ответственных по организации надзора и контроля производства работ по выполнению комплекса строительно-монтажных работ по модернизации технических средств обеспечения транспортной безопасности ж.д. вокзала Валуйки, выполняемых силами ООО «Ремонтно-инновационная компания» от 28 июня 2023 года №234 и приказа о назначении руководителем работ, также не следует, что такой договор заключен с указанием срока его исполнения.

Принимая во внимание, что настоящий спор касается сферы антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей важного объекта инфраструктуры и жизнеобеспечения одновременно в совокупности с тем, что прокурором до обращения в суд с исковым заявлением еще 30 сентября 2019 года вносилось представление в адрес начальника Юго-Восточной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» об устранении заявленных в настоящем деле нарушений, которое не удовлетворено своевременно, судебная коллегия, полагает, что шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда для мероприятий по совершению указанных в решении суда действий достаточен для исполнения указанного решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Валуйского районного суда Белгородской области от 5 июня 2023 года по делу по иску Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (ИНН 7708630676) к ОАО «Российский железные дороги» (ИНН 7708503727) о возложении обязанности оснастить железнодорожный вокзал на станции Валуйки Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 августа 2023 года.

Председательствующий

Судьи