ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4257/17 от 04.09.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Фаррухшина Г.Р. Дело № 33-4257/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Петровой Л.С.,

судей Костенковой С.П., Нургалиева Э.В.,

при секретаре Сивенцевой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 04 сентября 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО2 – ФИО3 на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 16 января 2017 года, которым исковые требования ФИО2 к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику Министерству финансов Удмуртской Республики (далее по тексту - Минфин УР) о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации. С учетом увеличения исковых требований просил взыскать с Министерства финансов УР задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего преданного под опеку с учетом индексации, в размере 786285,55 руб.

В обоснование указал, что на основании постановления главы администрации Ленинского района г.Ижевска от 01.03.2001 ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Выплата опекунского пособия назначена с 01.02.2001.

По мнению истца, расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (за период с 1992 по 2005г.г.) и Постановлением Правительства РФ № 659 от 07.11.2005 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (действует с 20.11.2005).

Выплата денежных средств опекунам (попечителям) в 2001 по август 2012 г.г. производилась без фактических цен сложившихся в регионе (Удмуртской Республике).

Задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, с учетом индексации, составляет 786285,55 руб.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель Министерства финансов УР в судебное заседание не явился, ранее представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать в полном объеме, указал на пропуск истцом срока исковой давности.

Представитель третьего лица Администрации Ленинского района г.Ижевска, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах своей неявки суд не известил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО2 – ФИО3 просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

Считает, что представленные истцом доказательства, подтверждающие наличие задолженности ответчика перед истцом по уплате денежных средств на содержание опекаемого, отвечают критериям относимости, допустимости и достоверности. Ответчиком же не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие задолженности перед истцом. Не согласна с выводом суда о приблизительности и отсутствии механизма расчета задолженности, а также о недоказанности размера сумм задолженности.

На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон и представителя третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не известивших суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Ленинского района г.Ижевска от 01.03.2001 ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Выплата опекунского пособия назначена с 01.02.2001.

Разрешая спор, суд руководствовался ст.ст.39, 132 Конституции РФ, ст.34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст.148, 150 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции федерального закона от 24.08.2004 № 122-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указом Президента РФ от 11.07.1991 №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 №199.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что иск предъявлен истцом к надлежащему ответчику. Правоотношения по обеспечению опекунскими пособиями гражданским законодательством не регулируются, а закреплены в специальных нормативных актах: Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлении Правительства РФ от 20.06.1992 №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», срок исковой давности в этой сфере не предусмотрен. При отсутствии доказательств о фактически выплаченных денежных средствах, суд пришел к выводу о невозможности определения наличия задолженности перед истцом по выплате денежных средств на содержание опекаемого.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В период до 31.12.2004 действовали следующие нормы.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2004, принятия Федерального закона от 24.08.2004 N 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.

Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), разработанного на основе упомянутого постановления и утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 16.02.1993 № 50 (далее по тексту Положение от 16.02.1993 № 50), утратившего силу в связи с изданием Приказа Минобразования РФ от 19.08.1999 N 199, местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных норм, по фактическим ценам данного региона.

Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 N 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Удмуртской Республики.

В силу статьи 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции РФ, пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.

Таким образом, именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2005 была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 409, которым установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.

До 01.01.2005 выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство производило исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, и они являлись расходными обязательствами, как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.

После издания Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения - с 01.01.2005 на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации.

На основании абзаца третьего части 2 статьи 153 указанного закона при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Таким образом, указанными выше федеральными законами субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленных соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих мер социальной поддержки не будет уменьшен и детям-сиротам за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей будет обеспечено предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

В связи с этим надлежащим ответчиком является Минфин УР и денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой, выплачиваются за счет средств казны УР.

Доводы жалобы подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с разъяснениями, данными в «Обзоре практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015), к обстоятельствам, имеющим значение для дела относятся: наличие у истца права на обращение в суд с иском; определение суммы выплаченных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в период, за который истец просил взыскать задолженность по данным выплатам; наличие задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Иск не подлежит удовлетворению в связи с недоказанностью истцом наличия такой задолженности. Наличие задолженности в соответствии со ст. 56 ГПК РФ должен доказать истец.

До 01.01.2005 выплата денежных средства, на содержание опекаемого производилась исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, а с 01.01.2005 в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации. Между тем указанные особенности порядка выплаты денежных средств на содержание опекаемого судом первой инстанции не учтены.

В нарушение норм материального права суд первой инстанции исследовал вопрос о наличии задолженности по выплатам за период с 2005 по 2012 исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Согласно статье 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия также отмечает, что решение суда является необоснованным. Суд первой инстанции в нарушение ст.67 ГПК РФ не исследовал представленные сторонами доказательства по делу, оценку им не дал, сославшись лишь на то, что доказательств фактически выплаченных истцу сумм за спорный период истцом не представлено и то, что истец не доказал наличие задолженности.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым обосновать решение суда первой инстанции, дав оценку представленным сторонами доказательствам.

Рассматривая требования истца о взыскании задолженности по выплатам денежных средств на содержание опекаемого за период с 2001 по 2004 год, судебная коллегия приходит к следующему.

Истцом в обоснование заявленных требований представлен расчет, составленный на основании статистических данных за спорный период времени.

Согласно справке МБУ «Центр образования - Централизованная бухгалтерия Ленинского района города Ижевска от 30.08.2016 ведомости на выплаты опекунских пособий за период с января 2001 по 2004 год не сохранились в связи с окончанием 5-летнего срока хранения документации.

Архивные документы уничтожены в соответствии с требованиями утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации N 558 от 25.08.2010 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (позиция 904). Оснований для признания этих действий неправомерными не имеется. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2015 N АКПИ14-1405 позиция 904 данного Перечня признана недействующей только со дня вступления этого решения в законную силу.

По мнению судебной коллегии представленных документов недостаточно для достоверного вывода о фактически выплаченных денежных средствах опекуну и наличии задолженности за период с 2001 по 2004 года.

Имеющиеся в материалах дела сведения о нормах обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, продуктами питания в отсутствие сведений о размере выплаченных сумм, не позволяют бесспорно установить несоответствие произведенных выплат фактическим ценам в регионе в соответствующий период.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о недоказанности наличия задолженности за период с 2001 по 2004 года.

Гражданские правоотношения - это сфера частных интересов, и правами, которые возникают в этой сфере, их обладатели, как правило, могут распоряжаться свободно (п. 1 ст. 9 ГК РФ). В силу действующей презумпции пользоваться своими правами участники гражданских правоотношений должны добросовестно и разумно, проявляя необходимую степень заботливости и осмотрительности, и не допускать злоупотребления правом (ст. ст. 401, 10 ГК РФ).

Требования к добросовестности и разумности действий сторон обусловлено и с затруднительностью доказывания по истечении продолжительного срока, и с тем, что правовая сфера стороны ответчика не должна находиться бесконечно в состоянии неопределенности, под угрозой судебного решения против него.

Обратившись в суд за защитой своих прав спустя значительный период времени, истец сам несёт бремя негативных последствий в виде невозможности представления доказательств и, как следствие, отказа в иске.

Относительно наличия задолженности в период с 01.01.2005 по август 2012 года судебная коллегия приходит к следующему.

В период с 01.01.2005 по 31.12.2006 в Удмуртской Республике размер ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте от 6 лет до 18 лет, составлял 2975 рублей и был установлен статьей 1 Закона УР от 29.12.2004 N 94-РЗ (ред. от 08.06.2005) "О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)".

С 01.01.2007 порядок определения размера денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), изменился. Статьей 8 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01.01.2007, определено, что размер ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), ежегодно устанавливается Правительством Удмуртской Республики, но не менее 4000 рублей.

В 2007 году размер денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте старше 6 лет, составлял 4200 рублей (Постановление Правительства УР от 19.03.2007 N 34 "О размере денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье, в 2007 году").

Размер денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте старше 6 лет, в Удмуртской Республике в период с 01.01.2008 по 31.12.2012 определялся Постановлением Правительства УР от 18.02.2008 N 31 "О размере денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье" с последующими изменениями и составлял: в 2008 году – 4560 руб., в 2009 году - 4960 руб., в 2010 году -5400 руб., в 2011 году – 5670 руб., в 2012 году – 6010 руб.

Доказательств размера выплаты опекунского пособия с 01.01.2005 по апрель 2005 года истцом не представлено, наличие задолженности за этот период не доказано.

Из справки МБУ «ЦО-ЦБ ЛР» от 30.08.2016 следует, что ФИО1 получала опекунское пособие с мая 2005 по апрель 2007 года в сумме 75921 руб. (л.д.29 т.1). В соответствии с установленным размером денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой размер выплат должен был составить 75900 руб. Следовательно, в этот период выплаты произведены в полном объеме. Наличие задолженности истцом не доказано.

Доказательств размера выплаты опекунского пособия с мая 2007 по 2008 год истцом не представлено, наличие задолженности за этот период не доказано.

Из имеющихся в материалах дела отчетах опекуна за 2009-2012 годы (л.д.210-217 т.1), списка на зачисление выплаты опекаемым Ленинского района за январь 2010 – август 2012, платежных поручений (л.д.38-151,226-242 т.1) следует, что ФИО2 в 2009 году выплачено 59520 руб., в 2010 году 64800 руб., в 2011 году 68040 руб., в 2012 году 48080 руб., то есть в соответствии с установленным размером денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой. Следовательно, в этот период выплаты произведены в полном объеме. Наличие задолженности истцом не доказано.

Таким образом, наличие задолженности по выплатам на содержание детей, находящихся под опекой, в период с 01.01.2005 по август 2012 года истцом не доказано, оснований для удовлетворения иска не имелось.

Допущенные судом первой инстанции нарушения не привели к принятию неправильного решения.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 16 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Л.С. Петрова

Судьи С.П. Костенкова

Э.В. Нургалиев