ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4260/2022 от 31.01.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Екимова Т.А.

дело № 33-4260/2022

УИД 50RS0035-01-2021-004736-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

судей Мизюлина Е.В., Гирсовой Н.В.,

при помощнике судьи Цыбульской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2022 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 24 сентября 2021 года по делу № 2-3930/2021 по иску В.О.В. к М. социального развития московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия не детей, обязании назначить ежемесячные пособия на детей,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения истицы, ее представителя,

УСТАНОВИЛА:

В.О.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа от 11.05.2021 №20.16.ТГ-690/04, в предоставлении меры социальной поддержки на детей В.М.И., 25.05.2004 года рождения, В.В.А., 28.02.2019 года рождения, и В.К.А. 28.02.2019 года рождения, обязании предоставить государственную услугу по назначению ежемесячного пособия на детей с апреля 2021 года по 01 апреля 2022 года.

В обоснование требований указала, что Подольским управлением социальной защиты населения в адрес истицы было направлено письменное решение № 20.16.ТГ-690/04 от 11.05.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка. С вынесенными 16.04.2021 г. решениями Подольского управления социальной защиты населения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на детей истица не согласна, полагает их незаконными и необоснованными, в связи с чем обратилась в суд с иском.

В судебном заседании представитель истицы требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением Подольского городского суда Московской области от 24 сентября 2021 года признано незаконным решение об отказе органа социальной защиты населения - Министерства социального развития Московской области от 11.05.2021 № 20.16.ТГ-690/04 в назначении мер социальной поддержки на несовершеннолетних детей В.М.И., <данные изъяты> года рождения, В.В.А., <данные изъяты> года рождения, и В.К.А.<данные изъяты> год; на М. социального развития <данные изъяты> возложена обязанность предоставить государственную услугу и назначить ежемесячное пособие на детей - В.М.И.<данные изъяты> года рождения - с апреля 2021 года по <данные изъяты>, на В.В.А., <данные изъяты> года рождения и В.К.А., <данные изъяты> года рождения - с апреля 2021 года по <данные изъяты>год.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, В.О.В. является матерью несовершеннолетних детей В.М.И.<данные изъяты> г.р, В.К.А.<данные изъяты> года рождения (л.д. 18), В.В.А. (л.д. 19).

В.О.В. обратилась в М. социального развития М.О. в Подольское управление с заявлением о назначении пособия на несовершеннолетних детей.

Решением М. социального развития М.О. от <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>В.О.В. отказано в назначении пособия на ребенка В.М.И. по следующим основаниям: непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев (л.д. 32).

Решением М. социального развития М.О. от <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>В.О.В. отказано в назначении пособия на ребенка В.В.А. по следующим основаниям: непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев (л.д. 33).

Решением М. социального развития М.О. от <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>В.О.В. отказано в назначении пособия на ребенка В.К.А. по следующим основаниям: непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев (л.д. 31).

На обращения В.О.В.М. социального развития М.О. <данные изъяты> и <данные изъяты> даны ответы, согласно которым следует, что при непредставлении документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев в соответствии с п. 18 (м) «Порядка назначения и выплаты социальных пособий в <данные изъяты>», утвержденного Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> принимается решение об отказе в назначении пособия.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Для исчисления величины среднедушевого дохода семьи в соответствии с «Порядком назначения и выплаты социальных пособий в Московской области», утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 14 августа 2012 г. № 989/30 определен состав семьи и перечень видов доходов семьи и размере доходов каждого члена семьи.

Если родители ребенка не состоят в браке (на ребенка установлено отцовство) в состав и включаются родитель и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети. В этом случае в перечень видов доходов, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются доходы родителя, а также средства, предоставляемые вторым родителем на содержание ребенка, т.е. алименты. (Л.д. 20, 30).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден постановлением Правительства МО от 14.08.2012 N 989/30 (ред. от 18.12.2020) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области".

Согласно п. 23 Порядка Ежемесячное пособие:

назначается на шесть месяцев начиная с месяца обращения (далее - установленный период выплаты). Ежемесячное пособие на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), не может быть назначено опекуну (попечителю) ранее месяца признания его опекуном (попечителем) ребенка;

продлевается на шесть месяцев начиная с месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, в случае подтверждения заявителем размера среднедушевого дохода, не превышающего величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения, в течение календарного месяца по окончании установленного периода выплаты.

В соответствии с п. 94 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области к доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, относятся алименты на содержание ребенка, выплачиваемые родителю, с которым он фактически проживает.

Сведения о доходах семьи указываются в заявлении о назначении (продлении выплаты) социального пособия в письменной форме и подтверждаются соответствующими документами.

Материалами дела установлено, что 28.03.2015 года между В.А.В. и В.О.В. заключен брак (л.д. 9).

Между В.О.В. и В.И.П. заключено устное соглашение о содержание общего несовершеннолетнего ребенка В.М.И., из пояснений В.И.П. следует, что он оплачивает в пользу В.О.В. алименты на содержание дочери в сумме от 3000 рублей до 10 000 рублей (л.д. 167-168).

Так же согласно пояснений представителя ответчика установлено, что в доход семьи приняты так же денежные средства, получаемые истцом на карту от иных лиц, что подтверждается выписками по карте (л.д. 72-99), а так же вклад открытый В.О.В. на ее имя в ПАО Сбербанк, что подтверждается выпиской (Л.д. 174- 176).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводов о необоснованности довод ответчика, поскольку истцом в судебном заседании даны пояснения, подтвержденные материалами дела, о том, что данный вклад был сформирован ею ранее, за счет ранее уже учтенного источника дохода, полученного в виде:

выплат работодателем на зарплатную карту истца В.О.В. (пособие до достижения 1,5 лет на двоих детей), выписка по данной карте также представлена ответчику;

выплат на сберегательный счет истца: антикризисные выплаты в связи с короновирусом в 2020г. детям до 3 лет и детям до 16 лет, компенсация за расходы ЖКХ, выплаты на питание детей до 3-х лет (600 руб.мес/реб.), что подтверждается так же представленной выпиской и сведениями (Л.д. 13). М. соцразвития М.О. данный факт не был учтен, при принятии оспариваемого решения об отказе.

Таким образом, доход семьи истицы за период 12 месяцев, предшествующих обращению за назначением пособия, складывается из следующих сумм:

- доход супруга истицы – В.А.В. за вычетом уплачиваемых им алиментов – 231 664 руб. 70 коп.,

- пособия до 1,5 лет и до 3 лет, полученные истицей – 257 061 руб.,

- выплата истице по справке о доходах В.О.В. в январе 2021 г. – 386 руб. 18 коп.,

- выплата на обучающегося в ноябре 2020 года в размере 3000 руб.,

- выплаты на питание детям до 3 лет – 14 400 руб.,

- компенсация за жилое помещение и коммунальные услуги - 24 733 руб. 10 коп.,

- налоговый вычет за 2019 год в размере 24 643 руб.,

- накопления по вкладу от 13.03.2020 г. – 2 570 руб. 18 коп.,

- накопления по вкладу от 15.09.2020 г. – 1 192 руб. 09 коп.,

- иные источники в виде переводов на карту от частных лиц – 80 235 руб.

- алименты на несовершеннолетнюю В.М.И. – 100 000 руб.,

а всего – 739 885 руб. 23 коп.

Среднедушевой доход семьи истицы составляет 12 331 руб. 42 коп (739 885 руб. 23 коп. : 12 : 5), что менее величины прожиточного минимума, установленного в <данные изъяты> на душу населения на день обращения истицы – 13 169 руб.

Таким образом, принимая решение об удовлетворении требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался статьями 7, 11, 21 указанного Закона Московской области, пунктами 18, 26, 94.1 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного постановлением правительства Московской области от 14 августа 2012 г. N 989/30, и исходил из того, что условия, необходимые для назначения ежемесячного пособия на каждого из детей, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" соблюдены, необходимый пакет документов, в том числе документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения В.О.В. в Управление социальной защиты были представлены в полном объеме, а потому решение об отказе в назначении пособий является незаконным.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Подольского городского суда Московской области от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. социального развития <данные изъяты> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи