ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4262/2022 от 25.10.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ульяновск                                                                              25 октября 2022  года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной  Н.А.,

судей  Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года по делу № 2-1726/2022, по которому постановлено:

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства» о возложении обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить.

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства» по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга» в силу положений п.п. 17 п.7 «Требований по обеспечению портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства» Фатыхова Р.Э., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора                   Данилова Е.В., полагавшего  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия 

установила:

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства» о возложении обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района в августе 2021 г. проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга», находящегося в оперативном управлении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (далее по тексту ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»).

В ходе проверки установлено, что вопреки п.п.17 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства,  утвержденных   Постановлением Правительства  Российской Федерации  от 21.12.2020 № 2201 ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга».

По результатам проверки, в целях устранения выявленных нарушений законодательства о транспортной безопасности, 31.08.2021 прокуратурой внесено представление  ФКУ «Волго-Вятскуправтодор».

В ответе на представление  от 15.09.2021 ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» указывает на то, что 06.07.2021 направлен запрос в Федеральное дорожное агентство Росавтодор на выделение лимитов бюджетных ассигнований для выполнения работ по дополнительной оценке уязвимости.

Однако до настоящего времени ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга».

Несоблюдение ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» требований законодательства о транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам неопределенного круга лиц.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указывает на отсутствие оснований для дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. В целях исполнимости решения судом должен был быть установлен срок для его исполнения – один год и более с момента вступления решения в законную силу. 

Представитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации  в заседание суда апелляционной инстанции не явился,  извещен надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося  участника  процесса, извещенного  о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что 31.08.2021 прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга», находящегося в оперативном управлении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства».

В ходе проверки установлено, что ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в нарушение пп.17 п.7 Требований  по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства,  утвержденных   Постановлением Правительства  Российской Федерации  от 21.12.2020 № 2201 не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга».

Распоряжением Межрегионального территориального Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области от 22.10.2019 № 16-481-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Ульяновской области в федеральную собственность и закреплении на праве оперативного управления за ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» закреплена автомобильная дорога общего пользования «Ульяновск - Димитровград - Самара» в составе которой в том числе, передан объект транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга».

В соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от 24.03.2020 № 1261 в графе «Собственник» у ОТИ «Мостовой переход через реку Волга» первой категории с реестровым номером ***, изменен собственник и изменения внесены в реестр категорированных ОТИ (уведомление Федерального дорожного агентства от 25.03.2020 № 09-27/9047).

По результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений законодательства о транспортной безопасности 31.08.2021 прокуратурой района начальнику управления ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» внесено представление.

В ответ на представление ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»  проинформировало прокурора Ленинского района г.Ульяновска   о том, что в целях реализации полного комплекса мер предусмотренных для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» направляло заявку в Федеральное дорожное агентство на выделение лимитов бюджетных обязательств для разработки проектной документации по оснащению ОТИ техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности (письмо от 27.11.2019 № 23-11443) (т.1 л.д. 40-44).

В целях реализации утвержденного ПТБ, 02.11.2020 в адрес Федерального дорожного агентства направлена повторная заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств для разработки проектной документации по оснащению ОТИ техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности (письмо от 02.11.2020 № 23-11662) (т.1 л.д.162).

В ответ получено письмо от Федерального дорожного агентства от 12.11.2020 № 09-28/32553 «О выделении лимитов бюджетных обязательств на ПИР» без информации о сроках и количестве выделенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку потребность в бюджетных ассигнованиях на мероприятия по обеспечения транспортной безопасности удовлетворена не полном объеме (т.1 л.д.59-60).

В связи с изменением законодательства в области обеспечения транспортной, а именно с принятием Постановления Правительства от 21.12.2020 № 2201 ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» направляло заявку в Федеральное дорожное агентство на выделение лимитов бюджетных обязательств для проведения закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на проведение дополнительной оценки уязвимости 235 категорированных ОТИ (письмо № 23-5683 от 06.07.2021).

В ответ получено письмо от Федерального дорожного агентства от 22.11.2021 № 09-28/53646 «О проведении оценки уязвимости» согласно которому Министерством транспорта Российской Федерации подготовлен доклад о результатах анализа практики Постановления Правительства № 2201, а также Министерством транспорта Российской Федерации ведется работа по внесению изменений в Требования и Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 № 87. Планируемые изменения согласованы с федеральными органами исполнительной власти.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь  ст.ст.1, 2, 4,5, 8  Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной  безопасности», ст.ст.1,5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии  терроризму»,  Постановлением Правительства  Российской Федерации  от 21.12.2020 № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», принимая во внимание  показания специалиста Крахмалюк В.А., принимавшего  участие в  прокурорской  проверке, пришел к выводу  о возложении  на ответчика обязанности  по проведению  дополнительной оценки уязвимости объекта  транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Ссылка в  апелляционной жалобе об отсутствии в резолютивной части срока, в  течение которого решение суда  должно  быть исполнено, основанием для отмены или изменения решения суда не являются, поскольку положения                ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают право, а не обязанность суда устанавливать срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда.

ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» не лишено права при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, поставить перед судом вопрос  о предоставлении отсрочки  или рассрочки  исполнения решения суда (ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Отсутствие финансирования не  является основанием для отмены решения суда.

Принятое по делу решение является правильным,  оснований для отмены решения суда  по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Председательствующий                                        

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 27.10.2022.