Судья Селезенева И.В. Дело № 33- 4266
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2015 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Войтенковой Е.А.
при участии представителя СМУП ВЦ ЖКХ - ФИО1, представителя Управления Роспотребнадзора ФИО2, ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе СМУП «ВЦ ЖКХ» на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 17 августа 2015 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя СМУП ВЦ ЖКХ - ФИО1, представителя Управления Роспотребнадзора ФИО2 ФИО3,
установила:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в интересах ФИО3 обратилось в суд с иском к ОАО «Жилищник» о признании действий по взиманию коммунальных платежей незаконными, возложении обязанности по проведению соответствующего перерасчета, ссылаясь на то, что рассмотрев заявление ФИО3, являющегося собственником жилого помещения, расположенного по адресу ... Управление пришло к выводу о нарушении ответчиком действующего законодательства в процессе начисления платы за коммунальную услугу по водоотведению в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета водоотведения. В платежном документе ОАО «Жилищник» от февраля 2014г. указано, что потребителем потреблено за расчетный период <данные изъяты> воды. При этом объем водоотведения составил <данные изъяты> что превышает количество полученного коммунального ресурса на <данные изъяты> м. Общий объем потребленной воды в многоквартирном доме составил <данные изъяты> в то время как предъявленный к оплате необоснованно увеличен до <данные изъяты> Поскольку анализ изменений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов свидетельствует о том, что с 01.06.2013г. потребителю не могут быть предоставлены коммунальные услуги по водоотведению из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, просил суд удовлетворить заявленные требования, признать незаконными действия ОАО «Жилищник» по начислению платы собственнику кв.... за объем коммунальной услуги «водоотведение», в размере, превышающем индивидуальное потребление, обязать ОАО «Жилищник» произвести соответствующий перерасчет.
ФИО3 в суде требования поддержал, пояснив, что на его неоднократные обращения по данному вопросу в Главное управление «Государственной жилищной инспекции Смоленской области» и в Минстрой России, были даны разъяснения, подтверждающие обоснованность его претензии. В СМУП «ВЦ ЖКХ» направлено указание о произведении перерасчета платы за коммунальную услугу «Водоотведение» за январь 2014г. собственникам помещений многоквартирного дома ..., которое не исполнено.
Представитель ответчика ОАО «Жилищник» заявленные исковые требования не признал, поддержав позицию представителя третьего лица СМУП «ВЦ ЖКХ».
Представитель третьего лица СМУП «ВЦ ЖКХ» заявленные исковые требования не признал, сославшись на абзац 5 п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и п.25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, указал, что СМУП «ВЦ ЖКХ» была правомерно начислена плата за услугу водоотведения в размере <данные изъяты> Поскольку в рассматриваемом расчетном периоде объем холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды дома составил отрицательную величину, она была распределена в соответствии с требованиями п.47 Правил, а в результате предусмотренной п.42 Правил процедуры в расстраиваемом расчетном периоде был уменьшен объем потребления холодного водоснабжения - на <данные изъяты> объем горячего водоснабжения - на <данные изъяты> В соответствии с изменениями, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 услуга водоотведения была исключена из п. 47 Правил. Ввиду этого обязательства по уменьшению объема водоотведения в случае отрицательного значения объема холодного и (или) горячего водоснабжения на общедомовые нужды у исполнителя коммунальной услуги отсутствуют. Поэтому расчет платы за водоотведение, отраженный в платежном документе за февраль 2014г., соответствует требованиям действующего законодательства.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 17 августа 2015 года, с учетом определения от 12 октября 2015 года об исправлении описки, требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, заявленные в интересах ФИО3 к ОАО «Жилищник» удовлетворены. Суд постановил:
Признать действия ОАО «Жилищник» по взиманию платы у ФИО3 -собственника жилого помещения, расположенного по адресу ... в части выставления к оплате за январь 2015 года объема коммунальной услуги «водоотведение» в размере, превышающем индивидуальное потребление, незаконными.
Обязать ОАО «Жилищник» произвести соответствующий перерасчет собственнику указанного жилого помещения за январь 2014 года.
В апелляционной жалобе СМУП «ВЦ ЖКХ» просит отменить решение суда и принять новое – об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги
рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого
по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
При этом Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) в редакции постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 с 1 июня 2013 г. «водоотведение» определяется как отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В предшествующих редакциях Правил предоставления коммунальных услуг водоотведение было определено как отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В соответствии с абзацем 5 п.42 Правил размер платы за коммунальную услугу «водоотведение», предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды (при наличии), предоставленной в таком жилом помещении, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета холодного о горячего водоснабжения за расчетный период, а при отсутствии таких приборов учета - в соответствии с формулой 4 из Приложения 2 к Правилам исходя из норматива водоотведения.
Согласно п.48 Правил при отсутствии в доме общедомового прибора учета коммунального ресурса размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулой 10 из Приложения 2 к Правилам исходя из объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на отдельно взятое жилое или нежилое помещение. В свою очередь, в доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, указанный объем определяется по формуле 15 приложения 2 к Правилам, в которой участвует норматив потребления услуги на общедомовые нужды, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ 23.05.2006 №306 (п.17 Приложения 2 Правилам).
Однако в пп. «в» п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении водоотведения используется только один показатель норматива потребления: в жилых помещениях – куб. метр на одного человека. До внесения в указанный подпункт изменений постановлением Правительства РФ N 344 в части водоотведения использовалось два показателя нормативов потребления:
в жилых помещениях – куб.метр на одного человека,
на общедомовые нужды – куб.метр на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
К тому же постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 из п.29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг исключен абзац 2 следующего содержания: «Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды».
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды отменен. Соответственно, в доме, не оборудованном общедомовым прибором учета сточных вод, плата за водоотведение на общедомовые нужды не начисляется.
Вместе с этим, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения (заключенному между управляющей и ресурсоснабжающей организацией) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, установленной подпунктом «в» пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 (далее -Правила №124).
Но с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения данного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 11 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения. Положения данной нормы Федерального закона №416-ФЗ носят императивный характер. Нормы Федерального закона №416-ФЗ имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объем сточных вод должен определяться на границе общего имущества многоквартирного дома и централизованной системы водоотведения.
Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2015 №5942-МС/04).
Из материалов дела видно, что в платежном документе ОАО «Жилищник» от февраля 2014г., направленном а адрес собственника жилого помещения - ... указано, что потребителем потреблено за расчетный период <данные изъяты> воды. При этом объем водоотведения составил <данные изъяты> что превышает количество полученного коммунального ресурса на <данные изъяты> м. Общий объем потребленной воды в многоквартирном доме составил <данные изъяты> в то время как предъявленный к оплате необоснованно увеличен до <данные изъяты>
В ответ на соответствующий запрос Государственной жилищной инспекции Смоленской области и исполнитель коммунальных услуг, и ресурсоснабжающая организация (СМУП «Горводоканал») предоставили информацию о том, что объем водоотведения по многоквартирному дому ... определяется за расчетный период по договору ресурсоснабжения между СМУП «Горводоканал» и ОАО «Жилищник» в соответствии с частью 11 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ (за вычетом объема поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений многоквартирного дома по договорам ресурсоснабжения, заключенным непосредственно со СМУП «Горводоканал»).
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что требования п.13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров) суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что если многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды и в расчетном периоде объем коммунального ресурса, определенный в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, исходя из объемов среднемесячного потребления данных коммунальных услуг в случаях, установленных Правилами, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, больше чем зафиксированный по общедомовым приборам учета холодной и горячей воды, у исполнителя коммунальных услуг присутствует обязательство производить расчет за коммунальную услугу «водоотведение» в расчетном периоде с учетом требований п. 47 Правил.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Правил объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении, уменьшается на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение, в случаях, когда объем коммунального ресурса определенный исходя из показаний общедомового прибора учета за этот расчетный период меньше, чем сумма объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот же расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.
С учетом изложенного суд правомерно посчитал необоснованными действия ответчика по начислению платы собственнику квартиры ... за объем коммунальной услуги «водоотведение», в размере, превышающем индивидуальное потребление, и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Также суд, верно, отметил, что к аналогичному выводу пришло Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Главное управление «Государственной жилищной инспекции Смоленской области» в ходе рассмотрения обращений ФИО3
При этом, последней в адрес СМУП «ВЦ ЖКХ» направлено соответствующее указание о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу «водоотведение» за январь 2014 года собственникам помещений многоквартирного дома ...
Доводы жалобы о том, что в рассматриваемом случае должны применяться нормы ЖК РФ, а не Федерального Закона № 416-ФЗ, ввиду чего расчет платы за водоотведение, в платежном документе за февраль 2014г. соответствует требованиям действующего закона, несостоятельны, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка в жалобе на то, что судом признаны незаконными действия ОАО «Жилищник» по начислению платы ФИО3 в части выставления к оплате за январь 2015г. объёма коммунальной услуги «водоотведения» в размере, превышающем индивидуальное потребление при том, что спорными являются начисления по коммунальной услуге «водоотведения» за февраль 2014г., не влияет на правильность принятого решения, поскольку наименование года является опиской, допущенной в резолютивной части решении, которая определением Промышленного районного суда г.Смоленска от 12 октября 2015г. исправлена. А платежный документ, представленный СМУП «ВЦ ЖКХ» и датируемый февралем 2014г., фактически указывает расчеты, произведенные по данным за январь 2014г. При этом СМУП «ВЦ ЖКХ» производит начисление по приборам учета месяцем позже, однако подобная методика расчета противоречит абзацу 1 пп. ж п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правильность выводов суда подтверждена и практикой Верховного Суда РФ (определение от 21.10.2015 №302-ЭС15-13743), из которой видно, что плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды с июня 2013 года не может быть предъявлена гражданам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, ссылок на закон, которые могли бы поставить под сомнение правильное по существу решение суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 17 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу СМУП «ВЦ ЖКХ» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: