ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-42669/19 от 31.01.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья Захарова Л.Н. Дело № 33-42669/2019

УИД 50RS0031-01-2019-009343-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск, Московская область 25 декабря 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Шинкаревой Л.Н.

судей Аверченко Д.Г., Матета А.И.

при помощнике судьи Елисеевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Роспотребнадзора по МО к ФКУ "Центравтомагистраль", Федеральному дорожному агентству "Росавтодор" о признании противоправными в отношении неопределенного круга лиц действий,

по апелляционным жалобам Роспотребнадзора по МО, ФИО1 на решение Одинцовского городского суда от 30 сентября 2019 года,

заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г., объяснения явившихся лиц

УСТАНОВИЛА:

Роспотребнадзор по МО обратился в суд с иском к ответчикам о признании противоправными в отношении неопределенного круга лиц действий, в котором просил обязать в срок до истечения месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект технического задания на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево) и предоставить в Федеральное дорожное агентство на согласование; обязании Федерального дорожного агентства Росавтодор в срок до истечения месяца со дня получения проекта технического задания на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево) согласовать указанный проект и произвести финансирование на проведение проектно-изыскательных работ; обязании ФКУ «Центравтомагистраль» провести торги и заключить государственный контракт с проектной организацией на проектирование акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево); обязать Федерального дорожного агентства «Росавтодор» произвести финансирование работ по устройству акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево) в срок не позднее месяца со дня заключения государственного контракта; обязать ФКУ «Центравтомагистраль» провести торги и заключить государственный контракт с подрядной организацией на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево).

В обоснование требований указал, что третьим лицам на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные на территории Садового некоммерческого товарищества «Наука-89»,

В непосредственной близости к принадлежащим третьим лицам жилым домам находится участок автомобильной дороги федерального значения А-107 "Московское малое кольцо" Икша - Ногинск - Бронницы - Голицыно - Истра - Икша". Указанная автомобильная дорога является дорогой федерального значения, находится в федеральной собственности (Постановление Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения") и закреплена на праве оперативного управления за ответчиком - Федеральным казенным учреждением "Федеральным управлением автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства". Жители СНТ «Наука-89» обращались в ФКУ "Центравтомагистраль" и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> с жалобами на наличие превышения в их жилых домах и на территориях, непосредственно прилегающих к данным домам допустимого уровня шума от автомобильной дороги А-107. Так в 2016г. в адрес Подольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> поступило коллективное обращение (<данные изъяты>-ж от 23.08.2016г.) от жителей СНТ «Наука-89», расположенное по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> СНТ «Наука-89» «напротив д. Зиновкино) с жалобами на наличие на территории садовых участков СНТ «Наука-89» сильного шума, исходящего от проезжающего автомобильного транспорта по автомобильной дороге А-107. В рамках рассмотрения данного обращения Подольским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в| сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> в отношении ФКУ «Центравтомагистраль» было проведено административное расследование. В рамках проведения административного расследования аккредитованной лабораторией филиала ФБУЗ "Центр эпидемиологии в <данные изъяты>" в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, <данные изъяты>х <данные изъяты> с 01 ч. 00 мин. до 02 ч. 00 мин. были проведены лабораторно-инструментальные измерения уровней шума на территории садовых участков, прилегающей к жилым домам СНТ «Наука-89». По результатам экспертного заключения <данные изъяты> от <данные изъяты> органа инспекции филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>" в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, <данные изъяты>х были установлены превышения предельно-допустимых уровней звукового воздействия на жилую застройку от автодороги А-107, проходящей вблизи СНТ «Наука-89» (выявлено превышение эквивалентного и максимального уровней звука, превышение составило 11-17 и 4-11 дБА соответственно (протокол лабораторных испытаний <данные изъяты>.3361 от <данные изъяты>г. филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>" а городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, <данные изъяты>х)), что не соответствует требованиям п. 1.1., п.1.2., п.1.4., п.6.3. СН 2.2.4/2.<данные изъяты>-96 «Шум на рабочих местах в помещениях, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». По результатам проведения административного расследования юридическое лицо ФКУ "Центравтомагистраль" было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3. КоАП РФ (нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения) - вынесено постановление <данные изъяты> от 15.09.2016г. по делу об административном правонарушении, выдано представление <данные изъяты> от 15.09.2016г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Указанное постановление и представление не было оспорено ФКУ "Центравтомагистраль". Данное представление <данные изъяты> от 15.09.2016г. до настоящего времени не исполнено. В ноябре 2016 года была произведена вырубка деревьев, отделяющих территорию СНТ "Наука-89" от автодороги А-107. Как установил и.о. дознавателя УМВД России по городскому округу Домодедово ФИО2, деревья были снесены в рамках строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги с одновременной реконструкцией автодороги А-107. Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в письме от <данные изъяты><данные изъяты> подтвердила, что на данном участке ведется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги с одновременной реконструкцией автодороги А-107, при этом участок автодороги А-107 находится в ведении ФКУ "Центравтомагистраль". После сноса деревьев шум от автодороги А-107 усилился. Так в 2018г. в адрес Подольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> поступило повторное коллективное обращение (<данные изъяты>-ж от 08.06.2018г.) от жителей СНТ «Наука-89», расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> СНТ «Наука-89» (напротив д. Зиновкино) с жалобами на наличие на территории садовых участков СНТ «Наука-8 9» сильного шума, исходящего от проезжающего автомобильного транспорта по автомобильной дороге А-107.В рамках рассмотрения данного обращения Подольским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> аккредитованной лабораторией филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>" в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, <данные изъяты>х <данные изъяты> с 00 ч. 00 мин. до 01 ч. 00 мин. были проведены лабораторно-инструментальные измерения уровней шума на территории садовых участков, прилегающей к жилым домам СНТ «Наука-89». Согласно экспертного заключения <данные изъяты> от 16.07.2018г. органа инспекции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>» в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, <данные изъяты>х были установлены превышения предельно-допустимых уровней звукового воздействия на жилую застройку от автодороги А-107, проходящей вблизи СНТ «Наука-89» (выявлено превышение эквивалентного и максимального уровней звука, превышение составило 19-20 дБа и 14 дБА соответственно (протокол лабораторных испытаний <данные изъяты>. с 2850 от <данные изъяты> филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>" в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, <данные изъяты>х)), что не соответствует требованиям п. 1.1., п.1.2., п.1.4., п.6.3. СН 2.2.4/2.<данные изъяты>-96 «Шум на рабочих местах в помещениях, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».В письме от 19.10.2016г. <данные изъяты> направленное ФКУ «Центравтомагистраль» в адрес Подольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> сообщило, что подготовит и направит в адрес Федерального дорожного агентства как распорядителя средств федерального бюджета необходимый комплект документов для рассмотрения возможности включения в программу проектноизыскательских работ строительство шумозащитных экранов на участке автомобильной дороги А-107 «Московское малое кольцо» Икша - Ногинск - Бронницы - Голицино - Истра (Каширо- <данные изъяты>), проходящем в вблизи СНТ «Наука-89».Однако до настоящего времени не произведены никакие мероприятия по обеспечению снижения уровня шума на территории садовых участков СНТ «Наука - 89» от автодороги А-107 на участке автомобильной дороги А-107 «Московское малое кольцо» Икша - Ногинск - Бронницы - Голицино - Истра «Каширо- <данные изъяты>), проходящем в вблизи СНТ «Наука-89».

Представитель Роспотребнадзора по МО в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.

Ответчик ФКУ «Центравтомагистраль» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая его необоснованным по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» в судебном заседании с иском не согласился, поддержал представленные в адрес суда письменные возражения.

Представитель третьего лица ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, указал, что после спила деревьев, разделяющих дорогу и СНТ, шум усилился, что делает невозможным проживание в СНТ.

Представитель СНТ «Наука89» в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Третьи лица ГК Автодор, Администрация г.о. Домодедово, ФИО1 в судебное заседание не явились, будучи надлежаще уведомленными о дате месте и времени судебного разбирательства.

Решением Одинцовского городского суда от 30 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Роспотребнадзор по МО, ФИО1 в апелляционной жалобе просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из правильно установленных обстоятельств дела, а также оценки представленных сторонами доказательств в обоснование и опровержение иска.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого строения –садового дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> «Наука-89», уч. 25, кадастровый <данные изъяты>; ФИО3 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, владение СНТ «Наука-89», уч. 27, кадастровый <данные изъяты>; ФИО4 – собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, СНТ «Наука-89», уч. 51, кадастровый <данные изъяты>, что подтверждается сведениями из ЕГРН.

В непосредственной близости к принадлежащим вышеуказанным лицам жилым домам находится участок автомобильной дороги федерального значения А-107 «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша.

Указанная автомобильная дорога является дорогой федерального значения, находится в федеральной собственности и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ «Центравтомагистраль».

Жители СНТ «Наука-89» обращались в ФКУ «Центравтомагистраль» и Роспотребнадзор по МО с жалобами на наличие превышения в их жилых домах и на территориях, непосредственно прилегающим к данным домам допустимого уровня шума от автомобильной дороги.

В рамках обращения от 2018 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинск, Подольских район 13.07.2018 года проведено исследование, по результатам которого установлено превышение предельно-допустимого уровней звукового воздействия на жилую застройку от автодороги А-107, что не соответствует требованиям п. 1.1, п. 1.2, п. 1.4, п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях, жилых общественных зданий на территории жилой застройки»

До настоящего времени мероприятия по снижению уровня шума ответчиками так и не произведены.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Согласно пункту 9 ст. 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения устанавливался соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В этой связи, приказом Минтранса России от 13 января 2010 г. № 4 утвержден Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2010 г., регистрационный № 16968, далее также - Порядок).

Порядок является нормативным правовым актом, издаваемым уполномоченным органом исполнительной власти во исполнение федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763.

Положения Приказа Минтранса России от 13.01.2010 № 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" (вместе с "Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения") обоснованы положениями статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) а также действующим в настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" и практически полностью повторяют положения указанной статьи.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. № 1420 «Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земель».

Судом установлено, третье лицо ФИО1 является собственником земельного участка № 25 в СНТ «Наука89» с 2004 года, собственником жилого дома на указанном земельном участке с 2014 года (л.д. 36-39), то есть строение возведено после строительства автодороги А-107.

Более того, Сводом правил по проектированию и строительству (СП 11-106-97) определен порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку садоводческих (дачных) объединений граждан.

Настоящий нормативный документ устанавливает рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм и Правил РФ СНиП 30-02 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и предназначен для пользования проектными и строительными организациями, органами архитектуры и градостроительства, иными юридическими и физическими лицами, участвующими в проектировании и застройке и инженерном обустройстве территорий, садоводческих (дачных) объединений, а также в ведении садоводческих и дачных хозяйств.

Границы территорий садоводческих (дачных) объединений граждан определяются территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития регионов, на основании которой по заявке заказчика органом архитектуры и градостроительства выдается архитектурно-планировочное задание на выполнение градостроительной документации. Задание на проектирование утверждается заказчиком, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства (главным архитектором района).

Градостроительная документация для территории садоводческих (дачных) объединений граждан разрабатывается в соответствии с гл. 5 Градостроительного кодекса РФ и Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 года № 150.

Основным видом градостроительной документации являются проект планировки территории и проект межевания.

Разработка проектной документации для застройки индивидуального садового (дачного) участка осуществляется в составе градостроительной документации (по отдельному заданию) или на ее основании по заказу собственника (владельца) участка юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующую лицензию.

Проект планировки территории садоводческого (дачного) объединения подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды, с учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы, органами Государственной противопожарной службы и экологического надзора.

Согласованную документацию утверждает Администрация местного самоуправления, утвержденная градостроительная документация территории садоводческого (дачного) объединения является обязательной для исполнения всеми участниками организации и ведения садового и дачного хозяйства.

Из материалов дела следует, что строительство автомобильной дороги произведено более 50 лет, на момент ее строительства СНТ «Наука-89» отсутствовало, в связи с чем мероприятия по защите шума и загрязнения не предусматривалось.

Судом установлено, что документы о согласовании размещения садовых участков и возведения капитальных сооружений СНТ «Наука-89» в придорожной полосе автодороги А-107 с владельцем автодороги отсутствуют, несоответствия проектной документации на строительство автодороги А-107 каким-либо нормам и правилам не установлено, надлежащих доказательств того, что устранение шума возможно исключительно путем установки шумозащитных экранов не представлено.

Разрешая настоящий спор, суд сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по проведению мероприятий по снижению уровня шума, поскольку все заявленные истцом дома построены после введения в эксплуатацию автомобильной дороги А-107; проведение шумозащитных мероприятий предусматривается только в случае строительства автомобильной дороги, либо в рамках реализации мероприятий по повышению уровня обустройства автомобильной дороги, прилегающих к территории жилой застройки; при этом как ранее отмечалось на указанном участке автодороги проектом предусмотрено проведение шумозащитных мероприятий при строительстве ЦКАД ПК №1 с одновременной реконструкцией автодороги А-107 в рамках реализации проекта строительства ЦКАД ПК №1, кроме того, заявленные истцом исковые требования не отвечают принципам исполнимости решения суда и восстановлению нарушенного права.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

определила:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи