ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4266/2012 от 06.07.2012 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-4266/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Хабаровск 06 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Г.Н. Кочуковой,

судей: Л.В. Кузьминовой, С.И. Дорожко,

при секретаре А.С. Третьяковой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетниковой Е.Е. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю о взыскании суммы недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск и о возложении обязанности удержать и перечислить в бюджет НДФЛ,

по апелляционной жалобе истца Решетниковой Е.Е. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24.04.2012 г.,

заслушав доклад судьи Дорожко С.И., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Решетникова Е.Е. обратилась в суд с иском к МИФНС № 8 по Хабаровскому краю о взыскании в ее пользу суммы недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>., об удержании и перечислении в бюджет суммы НДФЛ <данные изъяты>. из подлежащей выплате суммы компенсации в размере <данные изъяты>

В обоснование иска указала, что она поступила на службу в Межрайонную ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ей было вручено предупреждение о реорганизации Межрайонной ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю в форме присоединения к МИФНС России № 8 по Хабаровскому краю и о возможном предстоящем сокращении. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ она уволена с должности <данные изъяты> в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в связи с сокращением штата. При сокращении с ней произведен расчет, в том числе, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, при расчете которой считает, что допущены нарушения норм материального права. Полагает, что при расчете следует руководствоваться правилами «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденными Наркоматом труда СССР 30.04.1930 г. На момент увольнения период, за который ей положен отпуск, составил 9 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, сумма компенсации за неиспользованный отпуск должна быть рассчитана в соответствии с Законом № 79-ФЗ, исходя из права на полный отпуск в количестве 63 дней, из которых в 2012 г. ей использовано 10 дней.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21.04.2012 г. в удовлетворении исковых требований Решетниковой Е.Е. отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить в части отказа в начислении и выплате компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска в количестве 6 дней в сумме <данные изъяты>. и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования в этой части полностью, ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона.

В возражениях на апелляционную жалобу истца начальник Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю ФИО2, не соглашаясь с доводами приведенными в апелляционной жалобе истца, считает ее требования в части взыскания полной компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска необоснованными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца и возражений ответчика на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что: ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю в отдел налогообложения юридических лиц <данные изъяты> на основании приказа -лс ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен служебный контракт об исполнении должностных обязанностей по должности <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 3 которого в реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должность, замещаемая Гражданским служащим (ФИО1), отнесена к <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вручено предупреждение о реорганизации Межрайонной ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю и о возможном предстоящем сокращении. Приказом Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО1 уволена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». При увольнении ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 47 календарных дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался Правилами «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденными Наркоматом труда СССР от 30.04.1930 г. как единственным нормативно пра­вовым актом, закрепляющим принцип выплаты компенсации и действующим на день рассмотрения дела судом, и исходил из того, что пункт 28 Правил не распространяется на дополнительные отпуска (за работу во вредных условиях, особый характер работы и т.д.), так как, такие отпуска законодателем предусмотрены только в качестве компенсации за условия работы, отклоняющиеся от нормаль­ных, и пришел к выводу о том, что права на полную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска у истца не возникло, а имелось право на получение полной компенсации за неиспользованный основной отпуск, из которого истцу приказом от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 10 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и начислена денежная компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 47 календарных дней, из которых основной отпуск составляет 22 календарных дня и истцу произведена оплата полной компенсации за неиспользованный основной отпуск за указанный период с переплатой за 2 дня, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании полной компенсации за неиспользованный основной отпуск удовлетворению не подлежат, как и вытекающие из них требования о возложении обязанности по перечислению НДС.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно п. 28 «Правил об очередных и дополнительных отпусках», утвержденных Наркоматом Труда СССР 30.04.1930 № 169 и действующих до настоящего времени (в ред. от 20.04.2010 г.), при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие, в том числе, п.п. «а» ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ. Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.

Пункт 28 Правил не указывает на то, что полная компенсация при увольнении работников, проработавших до увольнения от 5,5 до 11 месяцев, выплачивается только работникам, работающим первый год на предприятии (учреждении). Системное толкование норм данных Правил свидетельствует о том, что эта норма распространяется на тех работников, которые после истечения года, за который они использовали отпуск, отработали от 5,5 до 11 месяцев и увольняются по сокращению штатов. В пользу такого толкования Правил свидетельствует и тот факт, что отдельного правового регулирования в отношении выплаты компенсации за неиспользованный отпуск работникам, работающих не первый год у работодателя, данные Правила не содержат. Иное толкование положений Правил приводит к ограничению конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), а также к ограничению принципа правового регулирования трудовых отношений - равенства прав работников (ст.ст. 2, 3 ТК РФ). В этом случае работник, отработавший без отпуска более 5,5 месяцев в течение не первого года работы и увольняемый по сокращению штата, будет находиться в неравном положении с работником, также проработавшим без отпуска более 5,5 месяцев, но в течение первого года работы.

Положения о выплате компенсации за неиспользованный отпуск также содержатся и в ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации, однако порядка расчета денежной компенсации Трудовой кодекс РФ не содержит.

В соответствии со ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на удержание из заработной платы работника сумм за неотработанные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, полученных до увольнения, если работника увольняют в связи с сокращением штата.

Согласно ч. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Исходя из положений ч. 2 ст. 46 Закона № 79-ФЗ для государственных гражданских служащих ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из: основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. ФИО1, как бывшему государственному гражданскому служащему территориального налогового органа, на основании положений ст. ст. 45, 46 Закона № 79-ФЗ и в соответствии с занимаемой должностью положен отпуск из расчета 63 календарных дня, в том числе: 30 календарных дней основного отпуска, 16 календарных дней дополнительного отпуска за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 10 календарных дней дополнительного отпуска, исходя из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, 7 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день.

30 дней основного отпуска предусмотрены положения ч. 4 ст. 46 Закона № 79-ФЗ и закреплены в разделе 5 служебного контракта и в п. 13 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с истцом.

16 календарных дней дополнительного отпуска за работу в местности, приравненной районам Крайнего Севера, предусмотрены положения ч. 7 ст. 46 Закона № 79-ФЗ, ст.ст. 321, 322 Трудового кодекса РФ и закреплены в разделе 5 служебного контракта и в п. 13 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с истцом.

10 календарных дней дополнительного отпуска за выслугу лет, исходя из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, предусмотрены положениями ч. 5 ст. 46 Закона № 79-ФЗ и закреплены в разделе 5 служебного контракта и в п. 13 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с истцом. Данный вид дополнительного отпуска гарантирован служащему по факту истечения определенного количества календарных лет, но не более 10 дней. Исходя из правового содержания данного вида дополнительного отпуска, на момент увольнения право на него истцом заработано, в связи с чем, в будущем данное право не может быть поставлено в зависимость от каких-либо обстоятельств либо ограничено.

Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, установленный ФИО1 в соответствии с п. 11 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрен положениями частей 3, 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ, п. 4 Приказа ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-15/627@ «О ежегодных оплачиваемых отпусках», согласно которому ФИО1 в соответствии с п. 3 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ замещающей должность, отнесенную к ведущей группе должностей государственной гражданской службы РФ категории «специалисты», дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день установлен продолжительностью 7 календарных дней. Исходя из правового содержания данного вида дополнительного отпуска, дни отпуска предоставляются при наличии факта установления истцу ненормированного служебного дня и группы занимаемой должности, вне зависимости от того, имеется ли у истца фактически за время службы, засчитываемое в период, дающий право на отпуск, работа свыше нормальной продолжительности служебного времени (в том числе и в будущем) или нет.

Таким образом, расчет компенсации за неиспользованный отпуск не должен ставиться в зависимость от вида причитающегося истцу отпуска, а также от условий работы в будущем, даже в случае выплаты его за период, который истцом не отработан по причине увольнения со службы по сокращению штата.

Не содержит и п. 28 Правил механизма выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении штата в разрезе основного и дополнительных отпусков.

В противном случае, данное положение дел приводит к нарушению конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), а также к ограничению принципа правового регулирования трудовых отношений - равенства прав работников (ст.ст. 2, 3 ТК РФ), поскольку использовавший отпуск авансом (до истечения года, дающего право на отпуск) работник, уволившийся по сокращению штата, не должен возмещать работодателю оплаченные и не отработанные им дни ежегодного оплачиваемого отпуска, так как данный запрет на удержание из заработной платы предусмотрен ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, логичен и вывод о праве увольняемого по такому основанию работника на получение компенсации за неиспользованный отпуск в полном объеме с учетом того, что такая гарантия установлена Правилами.

На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, удовлетворив исковые требования ФИО1 по доводам ее апелляционной жалобы.

Судебная коллегия считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>. за минусом НДФЛ в размере <данные изъяты>, признав расчет истца правильным, поскольку ответчик должен был выплатить истцу за 53 дня не использованного отпуска (63 дня положенного отпуска – 10 дней использованного отпуска) <данные изъяты>, исходя из среднедневного заработка в размере <данные изъяты>), а выплатил ей компенсацию за 47 дней отпуска в сумме <данные изъяты>., за 6 дней невыплаченная сумма компенсации составляет – <данные изъяты>

В соответствии с ст.ст. 208-220 НК РФ полученные доходы в виде компенсации за неиспользованный отпуск подлежат налогообложению НДФЛ в размере 13%

В соответствии с ч.1.ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в соответствии с ч. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 24, 208 - 220 НК РФ суд считает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю удержать и перечислить в федеральный бюджет из суммы, подлежащей начислению ФИО1 за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> НДФЛ в размере <данные изъяты>

В соответствии с п. 1 ст. 333.35 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21.04.2012 г. – отменить, удовлетворив апелляционную жалобу истца ФИО1, и принять по делу новое решение, которым:

- Исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю о взыскании суммы недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск и о возложении обязанности удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, - удовлетворить полностью.

- Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю в пользу ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>

- Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю удержать и перечислить в федеральный бюджет из причитающейся ФИО1 суммы <данные изъяты> НДФЛ в размере <данные изъяты>.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: Г.Н. Кочукова

Судьи: Л.В. Кузьминова

С.И. Дорожко