ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4274/2013 от 04.07.2013 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Судья: Сохань Н.В. Дело № 33-4274/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Имамов Ю.М.,

судей областного суда Селютиной И.Ф., Пересыпкиной Т.И.,

с участием прокурора Устабаева Е.Т.,

при секретаре Бобылевой Л.А.,

рассмотрела 4 июля 2013 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вавилова В.В. на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 20 мая 2013 года по гражданскому делу по заявлению Вавилова В.В., Аксенченко Т.В., Федоровской Г.И. о признании незаконными действий избирательной комиссии муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области, отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области № 1/1 -2 от 26 марта 2013 года «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области» и назначении новой даты проведения досрочных выборов.

Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав Вавилова В.В., просившего решение суда отменить, представителя избирательной комиссии муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области Валуйского М.П., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, заключение прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Вавилов В.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением сославшись на то, что решением избирательной комиссии муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области (далее – Избирательная комиссия) от 26 марта 2013 года № 1\1-2 на 26 мая 2013 года назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области (далее – Совет депутатов МО Акбулакский поссовет) третьего созыва. Во время работы по подготовке и проведению досрочных выборов председателем Избирательной комиссией Любимовой Н.А. допущено ряд нарушений норм избирательного законодательства, а именно:

- нарушен пункт 9 ст. 14 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-1V-03 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» в части неопубликования графического изображения схемы избирательных округов;

- нарушен пункт 2 части 2 ст. 14 вышеуказанного Закона Оренбургской области, согласно которому избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Округ № 3 состоит не из граничащих между собой территорий, поскольку в него включена улица Привокзальная, которая не граничит с другими улицами округа;

- нарушен пункт 7 ст. 16 этого же Закона Оренбургской области, так как не опубликованы списки избирательных участков с указанием их границ и номеров. Также не опубликованы места нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с избирательной комиссией. Постановление главы Акбулакского поссовета по этому вопросу не публиковалось. Избирательные участки должны быть образованы не позднее чем за 50 дней до выборов;

- нарушен пункт 2 ст. 35 Закона Оренбургской области, так как выявлена неполнота сведений и несоблюдение требований закона к оформлению документов. В подавляющем большинстве представленных в избирательную комиссию кандидатами в депутаты документах и подписных листах не полностью указаны адреса их места жительства, что противоречит пункту 5 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ). При устных консультациях о порядке заполнения подписных листов председатель Избирательной комиссии Любимова Н.А. рекомендовала сокращенно указывать места жительства избирателей и кандидатов. Аналогичные нарушения ранее допускались систематически и не считались таковым;

- нарушены требования пункта 13 ст. 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» в части опубликования недостоверных сведений о месте жительства зарегистрированных кандидатов. Эти нарушения касаются и соблюдения конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. На основании пункта 6 ст.76 и пунктов 24-26 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ Акбулакским районным судом Оренбургской области установлено, что именно избирательной комиссией допущены нарушения при регистрации 6 кандидатов в депутаты МО Акбулакский поссовет;

- нарушены пункты 3, 5 ст. 66 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», согласно которой не позднее чем за 15 дней до дня голосования должны быть изготовлены избирательные бюллетени. Эти сроки нарушены, поскольку на 13 мая 2013 года избирательные бюллетени не были изготовлены;

- нарушен пункт 2 ст. 21 этого же Закона Оренбургской области, так как избирательная комиссия не опубликовала сообщение о начале приема предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий.

В связи с допущенными нарушениями положений Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 г. № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» Вавилов В.В. просил признать действия избирательной комиссии муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области незаконными и отменить решение избирательной комиссии № 1/1-2 от 26 марта 2013 года «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области» и назначить новую дату проведения досрочных выборов.

Заявители Федоровская Г.И. и Аксенченко Т.В. обратились в суд с аналогичными заявлениями.

Определением Акбулакского районного суда от 17 мая 2013 года гражданские дела по заявлениям Вавилова В.В., Федоровской Г.И. и Аксенченко Т.В. соединены в одно производство (л.д.32).

В ходе рассмотрения дела Вавилов В.В., Федоровская Г.И. и Аксенченко Т.В. неоднократно уточняли и дополняли свои заявления. Так, в судебном заседании Вавилов В.В. указал на нарушение части 7 ст.7 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», в соответствии с которой если представительный орган муниципального образования отсутствует или находится в неправомочном составе, выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Оспариваемое решение Избирательной комиссии было принято 26 марта 2013 года, то есть за 62 дня до дня голосования, что является нарушением установленных законом сроков.

Также Вавилов В.В. указал, что в соответствии со ст. 16 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В газете «Степные зори» № 40 от 18 мая 2013 года опубликовано распределение избирательных округов на досрочных выборах депутатов Совета депутатов МО Акбулакский поссовет между участковыми избирательными комиссиями, которое никем не подписано.

Из данной публикации видно, что избирательный участок № 83 включает в себя часть округа № 1 и полностью избирательный округ № 2; избирательный участок № 84 включает в себя части избирательных округов №№ 3, 4, 5; избирательный участок № 85 также включает в себя части избирательных округов №№ 3, 4, 5; избирательный участок № 86 включает в себя часть избирательного округа № 3 и часть избирательного округа № 4.

Нарушена часть 7 ст. 16 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», согласно которой списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, а также места нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы в газете главой местной администрации не позднее, чем за 45 дней до дня голосования, однако такой публикации не было.

Заявители Федоровская Г.И. и Аксенченко Т.В. в судебном заседании свои требования поддержали с учетом уточнений и пояснений Вавилова В.В.

Представитель заявителей Викарева Т.И. просила заявления своих доверителей удовлетворить с учетом дополнительных доводов, и также пояснила, что нарушен избирательный закон при формировании участковой избирательной комиссии № 87 (п.Кулаксай), где председателем участковой избирательной комиссии избран Т., а членом участковой комиссии является его дочь; кандидатом в депутаты по избирательному округу № 3 баллотируется его сноха, что противоречит избирательному законодательству.

Также Викарева Т.И. суду пояснила, что имеется ряд других нарушений, допущенных избирательной комиссией при подготовки к выборам, что является основанием для отмены решения избирательной комиссии. По её мнению нарушение пункта 9 ст. 14 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» в части неопубликования графической схемы участков подтверждается ответом главного редактора газеты «Степные зори» Н. Схемы избирательных округов не соответствуют их графическому изображению, размещенному на информационном стенде в администрации Акбулакского поссовета. Переулок Новый указан в избирательном округе № 1 и в избирательном округе № 4; улица Привокзальная в графическом изображении указан в округе № 5, а в публикации – в округе № 3. Улица Мельникова в графическом изображении вся расположена в округе № 5, а в публикации с № 1 по № 37, с № 2 по № 38 – в округе № 5, с № 39 до конца, с № 30 до конца – в округе № 4. Переулок Площадный в графическом изображении с № 3 по № 51 расположен в округе № 5, а в публикации – в округе № 5 только с № 1 по № 9. Кроме того, постановление главы муниципального образования (МО) Акбулакский поссовет не было опубликовано. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с избирательной комиссией. Избирательные участки должны быть образованы не позднее, чем за 50 дней до проведения выборов. Постановление главы МО Акбулакский поссовет является муниципальным нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности гражданин и согласно пункту 3 ст. 44 Устава МО Акбулакский поссовет вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием считается публикация в газете «Степные зори» и в приложении к данной газете в «Деловом вестнике». Согласно пункту 5 ст.44 Устава МО Акбулакский поссовет при опубликовании муниципального правового акта в обязательном порядке указываются: наименование муниципального правового акта; органа или должностного лица, принявшего данный акт, дата принятия акта; должностное лицо, его подписавшее, регистрационный номер. Этого сделано не было, чем нарушен пункт 2 ст. 16 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», предусматривающей, что избирательные участки образуются по согласованию с избирательной комиссией главой соответствующего муниципального образования.

Представленные суду копии подписных листов по выборам главы МО Акбулакский поссовет, проходившим 12 августа 2012 года, подтверждают доводы заявителей о системном нарушении избирательной комиссии МО Акбулакский поссовет требований закона. Публикация в газете «Степные зори» от 30 апреля 2013 года сведений о кандидатах в депутаты не имеет юридической силы, так как эти сведения опубликованы с нарушением пунктов 3, 4, 5 ст. 44 Устава МО Акбулакский поссовет. Все сведения о кандидатах были опубликованы в один день, что является нарушением пункта 13 ст. 35 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года, где сказано, что сведения передаются в средства массовой информации в течение 48 часов после регистрации кандидатов, списков кандидатов. Решение избирательной комиссии Акбулакского поссовета о регистрации кандидата Л. было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Нарушен Закон Оренбургской области № 1376/398-V-ОЗ от 13 марта 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», согласно которому в Закон Оренбургской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума» внесены изменения; формирование участковых избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирателей. Срок приема предложений по кандидатурам составляет 1 месяц. Сообщение о формировании участковых избирательных комиссий подлежит опубликованию не позднее, чем за 10 дней до установленной комиссией даты начала приема предложений по кандидатурам, что не было сделано избирательной комиссией Акбулакского поссовета. Кроме того, в нарушение пункта 8 ст. 55 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных и агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, перечень указанных мест доводится избирательной комиссией до сведения кандидатов и избирательных объединений. Этого избирательной комиссией не было сделано.

Представители избирательной комиссии МО Акбулакский поссовет Любимова Н.А. и Валуйский М.П. просили в удовлетворении заявления отказать, полагая, что избирательной комиссией никаких нарушений избирательного законодательства не допущено и указали, что в соответствии со статьей 14 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатньтх избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом муниципального образования или избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. Решением Избирательной комиссии № 1/5-2 от 26 марта 2013 года была уточнена схема избирательных округов для проведения досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет путем уточнения численности избирателей с изменением границ округов, без изменения числа избираемых депутатов. Данное решение было обнародовано 29 марта 2013 года в специальных местах для размещения нормативных правовых актов. Законодательство не предусматривает обязательного требования о публикации таких актов в печатных средствах массовой информации, а предусматривает возможность их обнародования, т.е. доведения до всеобщего сведения иным образом, в связи с чем в данном случае нарушений не имеется. В отношении нарушения пункта 2 части 2 ст. 14 вышеназванного Закона Оренбургской области представители Избирательной комиссии полагали, что утверждение заявителей о том, что улица Привокзальная не граничит с другими улицами округа № 3 является необоснованным. В соответствии со статьей 16 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» (в ред. от 13 марта 2013 года) избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3000 избирателей на каждом участке. 14 января 2013 года было принято постановление главы муниципального образования Акбулакский район № 11-п об установлении единой нумерации избирательных участков при проведении выборов на территории муниципального образования Акбулакский район, где указаны границы участков, их номера, места нахождения избирательных комиссий и помещений для голосования. Данное постановление было опубликовано в газете «Степные зори» № 8 от 26 января 2013 года. Таким образом, утверждение заявителей о нарушении статьи 16 Закона Оренбургской области является несостоятельным. Доводы заявителей о неполноте сведений о кандидатах и несоблюдении требований закона к оформлению документов является необоснованными и не подтверждены никакими доказательствами. Ссылки на подписные листы кандидатов в депутаты Р., Х., С., В., П. не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку в соответствии со статьей 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» подписные листы представляются в избирательную комиссию при регистрации кандидатов в депутаты. Для обжалования решения избирательной комиссии о регистрации кандидата частью 2 статьи 260 ГПК РФ установлен специальный 10-дневный срок, не подлежащий восстановлению. Кроме того, утверждение о неполноте сведений в подписных листах указанных кандидатов в депутаты напрямую не затрагивает права заявителей. Заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, с учетом особенностей производства по делам данной категории, установленных главами 23 и 26 ГПК РФ. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) по мнению заявителя являются незаконными и в чем заключается нарушение избирательных прав гражданина. В соответствии со ст. 8 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем в объеме и сроки, установленные законом. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства. Таким образом, утверждение заявителей о нарушении требований статьи 35 указанного Закона не соответствует действительности. В отношении нарушений статей 38, 76 Федерального закона N 67-ФЗ представители Избирательной комиссии указали, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами решение суда, вследствие чего данное утверждение не подлежит рассмотрению. В соответствии со статьей 7 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей статье, а также сроки осуществления иных избирательных действий, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Согласно утвержденному календарному плану избирательные бюллетени должны быть изготовлены не позднее 15 мая 2013 года, то есть учитывались сокращенные сроки проведения избирательных действий. Следовательно, нарушений статьи 66 указанного Закона не имеется. В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 67-ФЗ для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. В газете «Степные зори» № 8 от 26 января 2013 года было опубликовано сообщение территориальной избирательной комиссии о приеме предложений по кандидатурам членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, соответственно, нарушений статьи 21 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» не имеется. В срок в 62 дня не входят дата принятия решения о назначении выборов и день голосования, в связи с чем срок опубликования решения избирательной комиссии о назначении досрочных выборов соблюден.

Решением суда в удовлетворении заявления Вавилова В.В., Аксенченко Т.В. и Федоровской Г.И. отказано.

С таким решением суда не согласен Вавилов В.В., который в своей апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить его заявление.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы Вавилова В.В. и оснований для отмены решения суда не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, должностного лица нарушаются их избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно части 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении такого заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

По смыслу вышеуказанных норм суд отказывает в удовлетворении заявления и в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) не затрагивают права и свободы заявителя.

Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Акбулакский поссовет» Акбулакского района Оренбургской области от 3 сентября 2009 года № 195 сформирована избирательная комиссия муниципального образования Акбулакский поссовет в количестве 5 членов с правом решающего голоса. Председателем избирательной комиссии избрана Любимова Н.А., что подтверждается решением избирательной комиссии № 1 от 10 сентября 2009 года.

Решением избирательной комиссии от 26 марта 2013 года № 1/1-2 на 26 мая 2013 года назначены досрочные выборов депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области.

Досрочные выборы депутатов Совета депутатов Акбулакского поссовета назначены в связи с тем, что вступившим в законную силу решением Оренбургского областного суда от 12 февраля 2013 года состав Совета депутатов Акбулакского поссовета признан неправомочным (пункт 2 части 16 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 18 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Согласно ч. 6 ст.7 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей статье, а также сроки осуществления иных избирательных действий, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Аналогичные положения содержатся в статье 10 Федерального закона № 67-ФЗ.

При рассмотрении дела суд правильно исходил из того, что при проведении досрочных выборов сроки совершения действий по подготовке и проведению выборов могут быть сокращены, в связи с чем доводы заявителей в этой части судом правильно признаны несостоятельными. С учетом этого досрочные выборы могут быть назначены не позднее, чем за 53 дня до дня голосования. Выборы были назначены на 26 мая 2013 года, соответствующее решение принято 26 марта 2013 года, то есть за 60 дней до дня голосования, из чего следует, что срок назначения выборов не нарушен.

Согласно части 1 ст. 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Статья 7 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» также допускает возможность сокращения сроков осуществления иных избирательных действий, но не более чем на одну треть. Законом предусмотрено сокращение сроков для изготовления избирательных бюллетеней на одну треть. Изготовление бюллетеней 15 мая 2013 года не нарушает установленные законодательством сроки для совершения указанных действий и соответствует пункту 47 решения Избирательной комиссии «Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области» образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области.

Согласно части 7 ст. 16 Закона Оренбургской области списки избирательных участков с указанием их границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, места нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации соответствующего муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования, а в случаях, предусмотренных частями 3-5 настоящей статьи, – территориальной избирательной комиссией, командиром воинской части не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Информация об избирательных участках, образованных в случаях, предусмотренных частями 3-5 настоящей статьи, должна быть опубликована сразу же после их образования, но не позднее чем за день, предшествующий дню голосования.

Суду была представлена выписка из газеты «Степные зори» № 8 (10862) от 26 января 2013 года, в которой опубликовано постановление администрации муниципального образования Акбулакский район № 11-п от 14 января 2013 года «Об установлении единой нумерации избирательных участков при проведении выборов на территории муниципального образования Акбулакский район». Данное постановление вынесено главой администрации муниципального образования Акбулакский район, содержит все необходимые сведения об избирательных участках, предусмотренные частью 7 ст. 16 названного Закона, поэтому доводы заявителей в указанной части также судом признаны необоснованными.

В соответствии с пунктом 9 ст. 14 Закона Оренбургской области опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом муниципального образования или избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Решением избирательной комиссии № 1/5-2 от 26 марта 2013 года была уточнена схема избирательных округов для проведения досрочных выборов путем уточнения численности избирателей с изменением границ округов, без изменения числа избираемых депутатов. Данное решение было обнародовано 29 марта 2013 года в специальных местах для размещения нормативно-правовой информации, определенных распоряжением администрации Акбулакского поссовета № 9-р от 3 февраля 2009 года. На момент рассмотрения дела данное распоряжение являлось действующим, в связи с чем доводы о нарушении порядка обнародования сведений о схемах избирательных округов правильно признаны несостоятельными.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 67-ФЗ избирательный округ действительно должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий. Такая же норма содержится в статье 14 Закона Оренбургской области.

На основании схемы округов поселка Акбулак суд установил, что улица Привокзальная отнесена к избирательному округу № 3, который граничит с избирательными округами № 4 и № 5, в связи с чем доводы заявителей в этой части правильно признаны необоснованными.

Доводы заявителей о неполноте предоставленных кандидатами в депутаты сведений, отсутствие в некоторых подписных листах полного адреса места жительства кандидатов и избирателей, в рамках настоящего дела не могли быть рассмотрены, поскольку эти доводы уже являлись предметом рассмотрения по другим делам, по которым имеются вступившие в законную силу решения суда. Кроме того, как правильно указал суд, такие доводы могут являться основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, однако такие требования не предъявлялись и для них пропущен срок обращения в суд.

В соответствии со статьей 8 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в муниципальных периодических печатных издания либо доводятся до сведения избирателей иным путем в объеме и сроки, установленные настоящим Законом.

Суд правильно исходил из того, что при опубликовании (обнародование) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, в связи с этим суд правильно не согласился с доводами заявителей в указанной части, в противном случае это нарушило бы требования Федерального закона от 27 июля 2006 года № 52-ФЗ «О персональных данных».

Суд правильно указал, что ссылки на пункт 2 статьи 21 Закона Оренбургской области являются необоснованными, поскольку указанная норма признана утратившей действие согласно Закону Оренбургской области от 13 марта 2013 года N 1376/398-V-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".

В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 67-ФЗ для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, а также на соответствующих выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов.

В своих заявлениях Вавилов В.В., Аксенченко Т.В. и Федоровская Г.И указывали, что председателем участковой избирательной комиссии № 87 (п. Кулаксай) избирательного округа № 3 является Т., его дочь является членом участковой избирательной комиссии этого же округа и родной сестрой мужа кандидата в депутаты, и что по избирательному округу № 3 баллотируется Ж., которая является женой сына председателя участковой избирательной комиссии Т.

Суд проверял указанные доводы заявителей и пришел к выводу о том, что они не нашли своего подтверждения в судебном заседании, так как заявителями не были представлены соответствующие доказательства о наличии родственных отношений между указанными лицами.

Судебная коллегия считает, что все доводы заявителей, в том числе в этой части, не могли служить основанием для удовлетворения их требований, поскольку фактически они оспаривают решение Избирательной комиссии от 26 марта 2013 года о назначении даты выборов. До принятия этого решения, т.е. до начала избирательной кампании, Избирательная комиссия не могла принимать какие-либо другие решения относительно предстоящих выборов. Все оспариваемые действия Избирательной комиссии совершены после принятия решения от 26 марта 2013 года, соответственно, они не могут свидетельствовать о незаконности решения от 26 марта 2013 года. При этом необходимо учесть, что решение о назначении досрочных выборов принято в связи с признанием решением Оренбургского областного суда состава Совета депутатов Акбулакского поссовета неполномочным. В этом случае Избирательная комиссия обязана была назначить дату досрочных выборов.

Другие решения Избирательной комиссии, в том числе касающихся схемы избирательных округов, схемы избирательных участков, их состава, подлежащих оформлению в виде самостоятельного решения, заявители в установленном судебном порядке не оспаривали и они не были предметом судебного рассмотрения.

Кроме того, действия и решения Избирательной комиссии муниципального образования на избирательном округе № 3 не могут нарушать права заявителей, поскольку они не являлись кандидатами в депутаты или избирателями по этому избирательному округу.

Доводы заявителей о том, что все сведения о кандидатах были опубликованы в один день, что является нарушением пункта 13 ст.35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», согласно которому сведения о зарегистрированных кандидатах передаются в средства массовой информации в течение 48 часов после их регистрации, основанием для удовлетворения их требований не являются, поскольку оспариваемое решение Избирательной комиссии о назначении даты досрочных выборов не связано с действиями по представлению в средства массовой информации сведений о зарегистрированных кандидатах.

Ссылки на Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (без указания на конкретные норма этого Закона) являются необоснованными, поскольку данный Федеральный закон регулирует совершенно другие отношения.

При таких обстоятельствах суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы Вавилова В.В. не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 20 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вавилова В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: