ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2016 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Кирюхиной М.А.
судей Белоусовой В.В., Романовой Л.В.
при секретаре Тимошенко И.А.
по докладу судьи Белоусовой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, который действует в интересах ФИО2 к Симферопольскому городскому совету, третьи лица – Частное акционерное общество «Комбинат «Крым Роза», ФИО3, ФИО4 об установлении факта постоянного пользования земельным участком, возложении обязанности совершить определенные действия,
по частной жалобе Администрации города Симферополя на определение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2016 года,
у с т а н о в и л а :
Заочным решением Киевского районного суда г. Симферополя АР Крым от 05 марта 2014 года установлен факт постоянного землепользования с 1967 года и до настоящего времени ФИО2 земельным участком, который расположен по адресу: <адрес> в <адрес>, размером 0, 073 га и координатам согласно геодезического плана. На Симферопольский городской совет возложена обязанность осуществить комплекс работ по предоставлению разрешения на разработку проектов землеустройства относительно отвода земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений ФИО2 в частную собственность по <адрес>, ориентировочной площадью 0,0600 га для строительства и обслуживания жилого дома с учетом фактического пользования земельным участком согласно координат геодезического плана.
В феврале 2016 года судебный пристав – исполнитель ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя УФССП по Республике Крым ФИО11 обратился в суд заявлением о замене стороны исполнительного производства по исполнению заочного решения Киевского районного суда г. Симферополя АР Крым от 05 марта 2014 года.
Заявление мотивировано тем, что согласно п. 5 решения 7-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 04.12.2014 года № 102 «О вопросах правопреемства» установлено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам находящимся в стадии исполнения, выступает: Симферопольский городской совет Республики Крым – в части дел, по спорам в отношении нормативных правовых актов Симферопольского городского совета, действующего на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; Администрация города Симферополя Республики Крым – в отношении иных споров с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2016 года указанное заявление удовлетворено.
Произведена замена стороны – ответчика (должника) Симферопольского городского совета правопреемником Администрацией города Симферополя Республики Крым в правоотношении, установленном решением Киевского районного суда г. Симферополя АР Крым от 05 марта 2014 года по гражданскому делу № 2/123/528/2014 по иску ФИО5 об установлении факт и возложении обязанности.
В частной жалобе Администрация города Симферополя просит отменить определение суда первой инстанции и постановить новое, которым в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказать, ссылаясь на нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Указывают, что Администрация города Симферополя не имеет законного основания исполнить решение суда, принятого в период действия законодательства Украины, поскольку оно не соответствует нормам законодательства РФ в части разрешения вопросов предоставления гражданам права на земельные участки.
В судебном заседании представитель Администрации города Симферополя поддержала частную жалобу.
ФИО2 возражал против ее удовлетворения по мотивам ее необоснованности.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Исходя из того, что не явившиеся лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Из анализа приведенных норм следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
21.03.2014 года принят Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ, согласно которому Республика Крым считается принятой в Российскую Федерации с даты подписания Договора между Российской Федераций и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
29.09.2014 года принято решение о ликвидации Симферопольского городского совета.
Решением 7-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28.11.2014 № 96 «О создании Администрации города Симферополя Республики Крым с правами юридического лица», создана Администрация города Симферополя Республики Крым с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения, которая образована для осуществления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами Российской Федерации, Республики Крым, нормативными правовыми актами Республики Крым и Симферопольского городского совета Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Пунктами 5, 7 решения 7-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 04.12.2014 № 102 «О вопросах правопреемства», определено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам находящимся в стадии исполнения, выступает: Симферопольский городской совет Республики Крым - в части дел, по спорам в отношении нормативных правовых актов Симферопольского городского совета, действующего на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; Администрация города Симферополя Республики Крым - в отношении иных споров с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 34 ФЗ РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
На территории Российской Федерации порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, осуществляется в порядке, который определен ст. 39.14 ЗК РФ, а именно:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.
В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
В настоящее время Администрация города Симферополя не наделена полномочиями по осуществлению комплекса работ по предоставлению разрешения на разработку проектов землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома.
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства РФ, правовых оснований для правопреемства в рамках возникших правоотношений в ходе исполнения судебного решения, постановленного в период нахождения Республики Крым в составе Украины, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для замены стороны в исполнительном производстве не имеется.
Таким образом, оводы частной жалобы являются обоснованными, определение суда подлежит отмене, а заявление о процессуальном правопреемстве – отклонению.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Частную жалобу Администрации города Симферополя удовлетворить.
Определение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2016 года отменить.
В удовлетворении заявления судебному приставу – исполнителю Отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Симферополя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о замене стороны исполнительного производства по исполнению заочного решения Киевского районного суда г. Симферополя АР Крым от 05 марта 2014 года по гражданскому делу по иску ФИО1, который действует в интересах ФИО2 к Симферопольскому городскому совету, третьи лица – Частное акционерное общество «Комбинат «Крым Роза», ФИО3, ФИО4 об установлении факта постоянного пользования земельным участком, возложении обязанности совершить определенные действия, - отказать.
Председательствующий:
Судьи: