Председательствующий: Смирнова К.Н. Дело № 33-4286/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 24 июля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.,
при секретаре Савчук А.Л.
с участием прокурора Бородич А.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента образования Администрации города Омска
на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 24 апреля 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Омска к бюджетному образовательному учреждению города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 163», департаменту образования Администрации г. Омска удовлетворить.
Обязать Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 163» в срок до 01 сентября 2013 года устранить выявленные нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, а именно:
- выделить предметный кабинет для преподавания основ безопасности жизнедеятельности,
- оборудовать спортивную площадку с элементами полосы препятствий.
Обязать департамент образования Администрации г. Омска осуществить своевременное финансирование для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе в деятельности бюджетного образовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 163».»
Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского АО г. Омска, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к БОУ г. Омска «СОШ № 163», департаменту образования Администрации г. Омска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, ссылаясь на то, что прокуратурой Октябрьского АО г. Омска проведена проверка исполнения законодательства об образовании, а также о воинской обязанности и военной службе в деятельности БОУ г. Омска «СОШ № 163», в результате которой установлено, что в БОУ г. Омска «СОШ № 163» отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, не имеется специально оборудованного предметного кабинета ОБЖ.
Просил обязать БОУ г. Омска «СОШ № 163» и департамент образования Администрации г. Омска устранить допущенные нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, а именно: выделить предметный кабинет ОБЖ, оборудовать спортивную площадку с элементами полосы препятствий в срок до 01.09.2013г., а также обязать департамент образования осуществить финансирование в данной части.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского АО г. Омска ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Исполняющая обязанности директора БОУ г. Омска «СОШ № 163» ФИО2 в судебном заседании иск не признала, представила отзыв на иск.
Представитель Департамента образования Администрации г. Омска ФИО3 в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент образования Администрации г. Омска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что требования об оснащении образовательных учреждений материально-технической базой в области обучения граждан начальным знаниям по обороне и их подготовки к военной службе носят рекомендательный, а не обязывающий характер; создание полосы препятствий не является обязательным требованием федеральных стандартов образований. Также указала, на недоказанность прокурором того, что отсутствие предметного кабинета ОБЖ и полосы препятствий влияет на процесс обучения граждан начальным знаниям по обороне и их подготовки к военной службе.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского АО г. просит решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу, полагая доводы, в ней приведенные, необоснованными, без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Департамента образования Администрации г. Омска, БОУ г. Омска «СОШ № 163» поддержавших доводы жалобы, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 43 Конституции РФ право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки законодательства об образовании, а также о воинской обязанности и военной службе, проведенной прокуратурой Октябрьского АО г. Омска в деятельности БОУ г. Омска «СОШ № 163» выявлены следующие нарушения: отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, не имеется специально оборудованного предметного кабинета ОБЖ.
Вместе с тем п. 3 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. № 1441 предусмотрено, что получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах.
Во исполнение указанного постановления Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010г. утверждена Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, которой предусмотрена подготовка граждан по основам военной службы согласно федеральным государственным образовательным стандартам.
В соответствии с п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Вместе с тем, указанные Постановление Правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441, Приказ Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010г., как следует из их содержания, приняты в рамках Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в частности статей 11 и 17, посвященных обязательной и добровольной подготовке гражданина к военной службе, соответственно.
Согласно части первой ст. 11 указанного закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, применительно к рассматриваемому делу, получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
В силу ст. 12 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 указанного закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Таким образом, в силу прямого указания закона знания в области обороны; подготовка по основам военной службы находится в непосредственном регулировании федерального государственного образовательного стандарта.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004г. № 280, а также п.п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004г. № 158, которые действовали на момент утверждения вышеуказанной инструкции, Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, самостоятельно осуществляет правовое регулирование в области образования, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
Приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.
Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).
Согласно стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- развитие качеств личности (эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, готовности к перегрузкам, умения действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества.
В том числе по элементам начальной военной подготовки:
Основы строевой подготовки. Строевые приемы и движения с оружием и без оружия. Строй отделения: развернутый, походный.
Основы огневой подготовки. Назначение и боевые свойства личного оружия. Порядок неполной разборки и сборки оружия (на примере автомата ФИО4). Приемы и правила стрельбы. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата на базе воинской части.
Основы тактической подготовки. Обязанности солдата в бою. Способы метания ручных осколочных и противотанковых гранат. Способы ориентирования на местности. Движение по азимуту.
В БОУ г. Омска «СОШ № 163» предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с отзывом ответчика, а также исходя из содержания рабочих программ курса, изучается в соответствии со стандартом базового уровня.
В приведенной связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что федеральные образовательные стандарты не предусматривают обязательное создание для образовательных учреждений базовой направленности спортивной площадки с элементами полосы препятствий. Решение суда первой инстанции в указанной части основано на ошибочном толковании норм материального права.
Исходя из представленного расписания занятий, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается в кабинете №21 школы. В указанном кабинете, помимо «Основ безопасности жизнедеятельности» преподаются «Природоведение», «География», «Биология», «Музыка», «Химия», «Экология». Причем согласно поэтажному плану, школа является малокомплектной, малогабаритной состоящей из 11 классный кабинетов. Кабинет № 21 обособлен, в нем имеется собственная лаборатория, которая, согласно пояснений директора школа, используется в том числе для хранения предметных плакатов, макетов, оборудования. Кроме того, наглядные пособия по ОБЖ (уголок пожарной безопасности, уголок по гражаднской обороне и чрезвычайным ситуациям) размещены в реакреациях школы. В школе также имеется мобильный класс, который состоит из 16 ноутбуков, проектора, беспроводного маршрутизатора, мультимедийного проектора, 16 клавиатур, 16 оптических мышей, многофункционального устройства. Интерактивный комплекс включает в себя: интерактивную доску, мультимедиа-проектор, настенное крепление для проектора, кабель 10 метровкоторые также активно используются при теотерическом курсе обучения.
Как следует из материалов дела, учителем предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является ФИО5
ФИО5, согласно приказу директора БОУ г. Омска «СОШ № 163» от 06.09.2012г. является лицом, которое заведует кабинетом № 21.
Таким образом, принимая во внимание предметную направленность педагогической деятельности ФИО5, преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» исключительно в кабинете №21 школы, судебная коллегия приходит к выводу о фактическом выделении предметного кабинета ОБЖ в БОУ г. Омска «СОШ № 163». При этом, преподавание в нем иных предметов не может повлиять на существо данного вывода, поскольку действующее законодательство не запрещает при надлежащей организации учебного процесса преподавать в кабинете определенной предметной направленности иные предметы.
Материально-техническое оснащение образовательных учреждений в части комплектования кабинета ОБЖ согласно приложению № 1 к приказу Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010г. носит не обязательный, а рекомендательный характер, соответственно, не может быть предметом судебного исследования.
Кроме того, приобретение учащимися предусмотренных государственными образовательными стандартами знаний и навыков возможно не только посредством приобретения соответствующих знаний непосредственно в школе, но и иными способами, в том числе, с использованием учебно-материальной базы других образовательных учреждений и иных организаций.
Согласно Распоряжения Департамента образования Администрации г.Омска №ДО/144-р от 04.05.2012 « Об организации и проведении учебных сборов с обучающимися (юношами) 10-х классов бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска» и приложения к нему, установлен график проведения занятий на базе института военно-технического образования при Омском государственном техническом университете; воинской части 55026; воинской части 64818; воинской части 77112; воинской части 7543; воинской части 63779; Учебно-военного центра при СибАДА; Омского танкового инженерного института на 2012 год для бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации г.Омска. В названных график включена в том числе и БОУ г. Омска «СОШ № 163».
Согласно приказу директора БОУ г. Омска «СОШ № 163» от 27.04.2012г. обучающиеся юноши 10 класса (4 человека) в период с 14.05.2012г. по 18.05.2012г. направлялись на пятидневные военные сборы в указанную часть. При этом учебный план сборов включал в себя тактическую, огневую, строевую, физическую, радиационную, химическую и военно-медицинскую подготовки, изучение общевоинских уставов, основ безопасности военной службы. Доказательств неэффективности проведенных военных сборов по сравнению с преподавательской деятельностью непосредственно в школе в материалы дела не представлены. При этом судебная коллегия отмечает, что общее количество учебных часов военных сборов составило 35 ч., при общем количестве 34 часов аудиторного учебного процесса.
Согласно приложения №2 к названному приказу разработан учебно-тематический план проведения пятидневных сборов с юношами 10 классов БОУ СОШ №163.
Ввиду отсутствия лиц мужского пола, обучающихся в 10 классе в 2012-2013 учебном году, подобный приказ в 2013 годку не издавался.
Таким образом, суд приходит к выводу что БОУ г. Омска СОШ № 163 реализует требования государственных образовательных стандартов среднего(полного)общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы,получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности,приобретения навыков в области гражданскгой обороны.
При этом, создание и оборудование в образовательном учреждении спортивного городка с элементами полосы препятсвий в настоящее время не является обязательным требованием федерального стандарта среднего(полного)общего образования.
Кроме того, предметный кабинет ОБЖ в СОШ №163 имеется, однако его использование и на другие дисциплины законодатель не запрещает.
В приведенной связи, судебная коллегия полагает доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, заслуживающими внимания.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 330 ГПК РФ одними из оснований для отмены решения суда является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильное истолкование закона.
Поскольку допущенные судом нарушения повлекли изменение существа принятого решения, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции полагает достаточным имеющихся в материалах дела доказательств для принятия нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Омска от 24 апреля 2013 года отменить, принять новое.
В иске прокурору Октябрьского административного округа города Омска к бюджетному образовательному учреждению города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 163», департаменту образования Администрации г. Омска отказать.
Председательствующий:
Судьи: