Судья Лиханов В.И. Дело № 33-4287/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Якутск 1 ноября 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Осиповой А.А., судей Громацкой В.В., Никодимова А.В., при секретаре Ноговицыной Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2017 г., которым по иску заместителя прокурора г. Якутска в интересах многодетной семьи Семеновых к ПАО «Якутскэнерго» об обязании установить 30% скидку по оплате за потребленную электроэнергию,
п о с т а н о в л е н о:
Иск удовлетворить.
Обязать ПАО «Якутскэнерго» установить 30% скидку за потребленную электроэнергию семье Семеновой М.Г. по адресу: ...........
Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., объяснение представителя ответчика Попова А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора г. Якутска в интересах многодетной семьи Семеновых обратился в суд с указанным иском к ПАО «Якутскэнерго», мотивируя тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» многодетным семьям предусматривается предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование электроэнергией. Обращение истцов к ответчику о предоставлении данной скидки было оставлено без удовлетворения. Просил обязать ПАО «Якутскэнерго» установить 30% скидку за потребленную электроэнергию семье Семеновых по адресу: ...........
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ПАО «Якутскэнерго» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в обосновании доводов жалобы ссылается на то, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия) не обеспечили механизм реализации льгот по оплате за пользование коммунальными услугами, предусмотренных Указом Президента РФ № 431, не разработан порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом, с момента принятия Указа по настоящее время ни из федерального, ни из республиканского бюджетов денежные средства ответчику для возмещения скидок по электроэнергии многодетным семьям не выделялись.
В судебном заседании представитель ответчика Попов А.А. поддержал доводы жалобы.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, настаивают на исковых требованиях.
До начала рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции заместитель прокурора г. Якутска представил письменное ходатайство об отказе от искового заявления, однако Семенова М.Г., в интересах семьи которой был заявлен иск, от исковых требований не отказывалась.
В силу ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что С. и Семенова М.Г. состоят в зарегистрированном браке, имеют троих детей: В., _______ года рождения, А., _______ года рождения, Э., _______ года рождения. Согласно удостоверению, выданному Управлением молодежной и семейной политики Окружной администрации города Якутска, семья Семеновых имеет статус многодетной. Семья Семеновых зарегистрирована и проживает по адресу: ...........
Судом было установлено, что поставщиком электроэнергии по указанному адресу является ПАО «Якутскэнерго». 6 июня 2017 г. Семенова М.Г. обратилась к ответчику о предоставлении скидки на плату за пользование электроэнергией, как многодетной семье. Письмом истцу было отказано в предоставлении скидки по оплате потребленной электроэнергии.
Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Суд первой инстанции, руководствуясь данным нормативным актом, пришел к выводу об обоснованности предъявленных к ответчику требований истца о предоставлении указанной скидки по оплате электроэнергии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.2 Закона РС(Я) от 17 декабря 2008 г. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)» семья Семеновых имеет статус многодетной. Так, указанным законом установлено, что многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет.
В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Настоящим Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты «е», «ж» п. 1 ст. 1 Закона).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (п. 4 ст. 1 Закона).
Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из положений абзаца 3 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем в Республике Саха (Якутия) принят Закон РС(Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)», который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (ст. 17 Закона). Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Проанализировав приведенные выше нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда не имелось законных оснований для возложения на ПАО «Якутскэнерго» обязанности по предоставлению истцу льготы в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы за потребленный природный газ.
ПАО «Якутскэнерго» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий, в том числе по предоставлению истцам скидки по оплате отопления, холодного водоснабжения, газа, электроэнергии.
ПАО «Якутскэнерго» не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям и не реализует государственные полномочия, предусмотренные законодательством.
На основании вышеизложенного, отсутствуют законные основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению скидки в оплате потребленной электроэнергии.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время имеется механизм реализации государственных полномочий по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг, осуществляемый Службой адресных субсидий на ЖКУ.
При этом не каждая многодетная семья является получателем скидки. Предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг оформляется в Службе адресных субсидий на ЖКУ при условии, если плата за ЖКУ составляет более 20% совокупного дохода семейного бюджета. Среднедушевой доход многодетной семьи определяется согласно Федеральному закону от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В соответствии со ст. 15 указанного Закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене как вынесенное на основе неправильного применения норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2017 г. по данному делу отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Якутска в интересах многодетной семьи Семеновых к ПАО «Якутскэнерго» об обязании установить 30% скидку по оплате за потребленную электроэнергию отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: А.А.Осипова
Судьи: В.В.Громацкая
ФИО1