Судья Хижаев Б.Ю.
Судья-докладчик Малиновская А.Л. по делу № 33-4288/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2013 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Управления ПФР в Ленинском районе г.Иркутска об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о признании за ним права на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании зачесть в страховой стаж на соответствующих видах работ периоды трудовой пенсии, об обязании Управления ПФР в Ленинском районе г.Иркутска назначить ему досрочную пенсию по старости,
по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Иркутска на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 03 апреля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в обосновании которого указал, что решением Управления ПФР в Ленинском районе г.Иркутска от дата изъята ему отказано в установлении пенсии в связи с наличием трудового стажа на соответствующих видах работ менее 20 лет (12 лет 8 месяцев), а страхового стажа менее 25 лет (<данные изъяты>). В стаж на соответствующих видах работ ответчиком не включены периоды трудовой деятельности "периоды изъяты" в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов в ОАО «НПК «Иркут».
ФИО1 указал, что с дата изъята по дата изъята его трудовая деятельность протекала в цехе гарантийного обслуживания и ремонта номер изъят, который входил в структуру Службы эксплуатации Иркутского авиационного завода. Работа истца заключалась в непосредственном обслуживании воздушных судов гражданской авиации. Она осуществлялась полный рабочий день в эксплуатирующих организациях, куда ФИО1 направлялся, осуществлялась в аэродромных условиях, так как специально оборудованные помещения отсутствовали. Должностные инструкции, содержащие права и обязанности монтажников электрооборудования летательных аппаратов не были разработаны. Данные факты подтверждаются перечнем выполненных истцом работ в ОАО «НПК «Иркут» в период с дата изъята по дата изъята.
ОАО «НПК «Иркут», наряду с деятельностью в экспериментальной авиации осуществляла и осуществляет деятельность в области гражданской авиации, что подтверждается Сертификатами соответствия от дата изъята, дата изъята, дата изъята, дата изъята, Сертификатом эксплуатанта от дата изъята, лицензией от дата изъята, указанием от дата изъята, актом от дата изъята, где указано, что ОАО «НПК «Иркут» соответствует требованиям законодательства РФ по гражданской авиации. Так же им к заявлению были приложены штатные расписания за дата изъята г.г.
В связи с изложенным, ФИО1 просил суд признать незаконным решение Управления ПФР в Ленинском районе г.Иркутска; признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости; обязать Управление ПФР в Ленинском районе г. Иркутска зачесть в трудовой стаж на соответствующих видах работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации инженерно-техническом составе периоды трудовой деятельности "периоды изъяты" в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов в ОАО «НПК «Иркут»; обязать Управление ПФР в Ленинском районе г.Иркутска назначить ФИО1, досрочную трудовую пенсию по старости с даты дата изъята.
ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО2 заявленные требования поддержала, представитель Управления ПФР в Ленинском районе г. Иркутска по доверенности ФИО3 заявление не признала, представитель ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» по доверенности ФИО4 полагала заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению.
Решением Ленинского районного суда г.Иркутска от 03.04.2013 суд признал незаконным решение Управления ПФР в Ленинском районе г.Иркутска от дата изъята; признал за ФИО1 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости; обязал пенсионный орган зачесть в трудовой стаж ФИО1 на соответствующих видах работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе периоды трудовой деятельности "периоды изъяты" в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов в ОАО «НПК «Иркут», обязал Управление ПФР в Ленинском районе г.Иркутска назначить ФИО1, досрочную трудовую пенсию по старости с дата изъята.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Иркутска ФИО5 просит решение суда отменить, указав в обоснование, что в связи с принятием Воздушного кодекса РФ 19.03.1997 Иркутский авиационный завод-филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» отнесен к предприятиям экспериментальной авиации.
Восточно-Сибирским Управлением государственного авиационного надзора, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области гражданской авиации, Иркутский авиационный завод филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» не включен в Перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, авиаагенств, предприятий, организаций Восточно-Сибирского УГАН Федеральной службы в сфере транспорта, утвержденный приказом от 03.10.2005 № 52.
Согласно Разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2005 № 2694-19, работникам инженерно-технического состава авиации, занятым на работах по обслуживанию воздушных судов, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ можно засчитать период их работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых во внеаэродромных условиях, в специально оборудованных помещениях) до вступления в силу Воздушного кодекса РФ без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. С учетом представленных ФИО1 доказательств, у него отсутствует необходимый стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж не менее 25 лет.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Малиновской А.Л., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список, утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991 № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».
В силу п. 3 данного Списка к должностям инженерно-технического состава авиации относятся инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Пункт 9 раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» предусматривает, что периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
На основании п. 1 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: мужчинам по достижении возраста 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщинам по достижении возраста 50 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.
В связи с поступающими запросами по применению Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава», утвержденного Совета Министров СССР от 11.12.1987 № 1412, Министерством социального обеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 31.01.1989 № 1-18-И даны разъяснения о том, что при определении занятости отдельных категорий работников на работах в службах: летной, управления воздушным движением и в инженерно-авиационной следует руководствоваться Перечнями, разработанными Министерством гражданской СССР и Министерством авиационной промышленности СССР (Приложения № 1, № 2, №3).
Приложением № 3 к вышеназванному инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 является Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, поскольку в Список от 04.09.1991 № 459 профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии также применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов.
Списком № 459 от 04.09.1991 и Перечнем № 1-18-И фактически признается тождественность характера работ по техническому обслуживанию воздушных судов в гражданской, экспериментальной и государственной авиации, при этом Списком № 459 виды авиации не уточняются.
Из материалов дела следует, что ОАО «НПК «Иркут» наряду с деятельностью в экспериментальной авиации осуществляла и осуществляет деятельность в области гражданской авиации, что подтверждается: сертификатом эксплуатанта номер изъят от дата изъята, сертификатами соответствия номер изъят от дата изъята, номер изъят от дата изъята.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что ФИО1 работал в цехе номер изъят ОАО «НПК «Иркут» с дата изъята по дата изъята в должности электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов, с дата изъята по настоящее время – монтажником электрооборудования летательных аппаратов, при этом его деятельность была связана с непосредственным техническим обслуживанием воздушных судов гражданской авиации, не был занят во внеаэродромных условиях, в специально оборудованных помещениях, что подтверждается исследованными в суде доказательствами.
При таких объективно установленных обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о включении спорных периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и обязал ответчика назначить трудовую пенсию ФИО1 со дня обращения за ней.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с принятием Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997, вступившего в законную силу с 01.04.1997, Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «НПК «Иркут» отнесен к предприятиям экспериментальной авиации и в Перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, авиаагентств, предприятий организаций Восточно - Сибирского УГАН Федеральной службы в сфере транспорта не включен, являлся предметом обсуждения в судебном заседании, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для его переоценки судебная коллегия не находит, поскольку Воздушный кодекс РФ регулирует правоотношения, связанные с использованием воздушного пространства РФ и деятельностью в области авиации, а не пенсионные правоотношения. При рассмотрении спора установлен факт осуществления работодателем истца деятельности в области гражданской авиации.
Указание в жалобе о том, что в Пенсионном фонде отсутствуют сведения, дающие застрахованному лицу ФИО1 право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости за спорные периоды, не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку не предоставление работодателем индивидуальных сведений на застрахованное лицо на общих основаниях (без льготной кодировки) не может быть поставлено в вину гражданину, имеющему право в соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ на получение досрочной трудовой пенсии.
Таким образом, проверенное по доводам жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 03 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Ю. Орлова
Судьи:
М.А. Александрова
А.Л. Малиновская