ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4288/18 от 03.07.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Фокина Т.А. Дело № 33-4288/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Задворновой Т.Д.,

судей Суринова М.Ю., Брюквиной С.В.,

при секретаре Тавровой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

03 июля 2018 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования Ярославской области на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 15 января 2018 года, постановлено:

«Исковые требования ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО удовлетворить.

Возложить на Департамент образования Ярославской области обязанность включить ФИО в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».

Заслушав доклад судьи Суринова М.Ю., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО является лицом из числа оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Приказом Департамента образования мэрии города Ярославля от 14.06.2013 года опекунами несовершеннолетнего назначены ФИО1 и ФИО2

Приказом Департамента образования мэрии города Ярославля от 05.03.2010 года за несовершеннолетним ФИО было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 50,8 кв.м.

В указанной квартире также зарегистрированы: ФИО3 (дядя ФИО), ФИО4 (тетя ФИО), ФИО5 - отец ФИО, лишенный в отношении него родительских прав.

Заключением департамента образования мэрии города Ярославля не рекомендовано включать ФИО в список, поскольку на каждого из зарегистрированных в жилом помещении лиц приходится по 12,7 кв.м., то есть учетная норма соблюдена.

Решением департамента образования Ярославской области отказано во включении приемного сына в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на том основании, что в закрепленном за несовершеннолетним жилом помещении на каждого зарегистрированного приходится более учетной нормы жилой площади.

ФИО1 обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего приемного сына ФИО., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к Департаменту образования Ярославской области о возложении обязанности включить несовершеннолетнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование иска указала, что проживание в квартире с отцом, лишенным в отношении ребенка родительских прав, не отвечает правам ребенка, а также нормам ЖК РФ, Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, просит возложить на департамент образования Ярославской области обязанность включить ФИО в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Судом принято указанное выше решение, с которым не согласен департамент образования Ярославской области.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, нарушению норм материального права.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО, его представителя адвоката по ордеру ФИО6, представителя по устному ходатайству ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого с учетом фактических обстоятельств и при правильном применении норм материального права.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закона Ярославской области от 9 ноября 2007 г. №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда Ярославской области», пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа оставшихся без попечения родителей. Мать несовершеннолетнего и отец лишены в отношении него родительских прав в 2006 и 2001 годах, соответственно. В соответствии с Приказом Департамента образования мэрии города Ярославля от 14.06.2013 года опекунами несовершеннолетнего назначены ФИО1 и ФИО2

Приказом Департамента образования мэрии города Ярославля от 05.03.2010 года за несовершеннолетним ФИО было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 50,8 кв.м. В указанной квартире по договору социального найма также зарегистрированы: ФИО3 (дядя ФИО), ФИО4 (тетя ФИО), ФИО5 (отец ФИО, лишенный в отношении него родительских прав).

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что истец не может проживать в закрепленном за ним жилом помещении, так как в нем проживают и зарегистрированы лица, которые не являются членами его семьи.

В своей жалобе департамент образования Ярославской области обращает внимание на недоказанность невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО в закрепленном за ним жилом помещении и игнорировании судом данного обстоятельства, а также на отсутствие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения.

Судебная коллегия с указанными доводами согласиться не может, в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац второй п. 1 в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 6.3 Закона Ярославской области от 09.11.2007 г. № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного фонда Ярославской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц, в том числе: не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; отстраненных от исполнения обязанностей опекуна или попечителя.

Из пункта 2 названной нормы следует, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Ярославской области.

В соответствии с Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденным Постановлением Правительства Ярославской области от 06.03.2013 года № 208-п «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина на основании документов, указанных в подпунктах 14.1 -14.3 пункта 14 Перечня документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждаемого постановлением Правительства области, представленных гражданином или его законным представителем (п. 2). Гражданин, в отношении которого устанавливается факт невозможности проживания в жилом помещении, или его законный представитель в дополнении к документам, указанным в Перечне документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждаемом постановлением Правительства области, вправе представить любые документы, находящиеся в их распоряжении и, по их мнению, подтверждающие факт невозможности проживания в жилом помещении (п. 3). Решение органа опеки и попечительства оформляется в форме акта о невозможности (возможности) проживания гражданина в имеющемся у него жилом помещении (п. 5), которое обжалуется в судебном порядке (п. 6).

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 50,8 кв.м., закрепленным за ФИО, помимо него также зарегистрированы его отец, лишенный в отношении сына родительских прав и его родственники. Доказательств того, что указанные лица с ФИО составляют одну семью, материалы дела не содержат. Более того, указанные лица препятствует его проживанию в закрепленном жилом помещении.

То обстоятельство, что согласно выписке из домовой книги ФИОв 2010 году был вселен в квартиру в качестве члена семьи нанимателя (л.д.15), при вышеизложенных фактах, установленных судом, юридического значения не имеет.

Ссылка автора апелляционной жалобы на заключение департамента образования об отказе во включении ФИО в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от 25.08.2017 года (л.д.49,50) и акт о возможности его проживания в квартире по адресу: <адрес> (л.д.19), является необоснованной, поскольку из указанных документов усматривается, что данные решения принимались исходя только из того, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на одного человека в данной квартире (12,7 кв.м.) превышает учетную норму жилого помещения, установленную органом местного самоуправления (12 кв.м.) и не учитывали другие вышеуказанные юридически значимые обстоятельства.

Истцом в рамках настоящего дела выражалось несогласие с актом о возможности его проживания в квартире, в обоснование заявленных требований о предоставлении жилого помещения истец ссылается на невозможность проживания в закрепленном за ним жилом помещении, представив доказательства, неопровергнутые стороной ответчика.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, фактически направлены на иную оценку доказательств и иное толкование закона, что не является основанием к отмене решения суда.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Ярославля от 15 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования Ярославской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи