ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4292/19 от 04.06.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Старникова Ю.Ю.

Судья-докладчик Кислицына С.В. по делу № 33-4292/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июня 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Скубиевой И.В.,

судей Гуревской Л.С. и Кислицыной С.В.,

при секретаре Назаренко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кумейская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления

по апелляционной жалобе представителя МКОУ «Кумейская ООШ» Донской Н.В.

на решение Братского районного суда Иркутской области от 7 февраля 2019 года по данному делу

УСТАНОВИЛА:

в обосновании иска указано, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения МКОУ «Кумейская ООШ» (далее – учреждение) природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах потребления.

В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 220 01 72 4); отходы овощей необработанных, фруктов, овощей и растительных остатков необработанных (код по ФККО 4 01 105 11 20 4 - 4 01 105 13 20 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4) и т.п.

Вышеуказанные отходы включены в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712, предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Требования к транспортированию отходов регламентируются ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которой, транспортирование отходов должно осуществляться, в том числе, при условии наличия паспорта отходов.

Проверкой деятельности учреждения выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии установленных форм паспортов на отходы I-IV класса.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый посетитель учреждения имеет конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Несоблюдение учреждением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие достоверных сведений об экологической обстановке на территории данного учреждения, а также отсутствие сведений об отходах, образующихся в результате его деятельности влечет нарушение основных конституционных прав граждан.

Количество граждан, права которых на благоприятную окружающую среду нарушены несоблюдением ответчиком требований природоохранного законодательства, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.

Просил суд обязать МКОУ «Кумейская ООШ», расположенное по адресу: <адрес изъят> в срок не позднее 01.05.2019 составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКОУ «Кумейская ООШ», в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

Решением Братского районного суда Иркутской области от 7 февраля 2019 года исковые требования прокурора Братского района удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель МКОУ «Кумейская ООШ» Донская Н.В. выражает несогласие с вынесенным решением, поскольку администрацией МКОУ «Кумейская СОШ» нарушения в сфере природоохранного законодательства об отходах производства и потребления были устранены до вынесения решения суда в полном объеме.

Указывает, что почтовой квитанцией от 06.02.2019 № Прод 005317, подтверждается, что данные паспорта отходов I-IV классов опасности МКОУ «Кумейская ООШ» были направлены в управление ФС Росприроднадзора по Иркутской области для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности.

В обосновании доводов приводит Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».

Вывод суда о несоответствии паспортов требованиям ФЗ от 24.06.1998 №89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», правилам проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности считает несостоятельным.

Обращает внимание суда на п.1 ст. 16, ч.1 ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ, поясняя, что региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами – ООО «Братский полигон ТБО» в настоящее время не осуществляет деятельность по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования Ключи-Булакского сельского поселения, в состав которого входит д. Кумейка.

Считает ничем необоснованным и неподтвержденным установленный решением суда срок исполнения- до 01.05.2019.

Помимо вышеизложенного считает, что прокуратура Братского района в исковом заявлении не указала, в чем заключается нарушение, либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования (п.п. 2, 4 ст. 131 ГПК РФ).

Просит отменить решение суда в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор, участвующий в деле Петакчян А.Г., просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без изменения.

Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения прокурора Дудиной В.П., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно п. 3 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

В силу п. 5 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Требования к измерениям и средствам измерений регламентируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно ст. 5 указанного Федерального закона измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

Суд первой инстанции установил, что на основании решения заместителя прокурора Братского района от 13.12.2018 № 185 в период с 13.12.2018 по 29.12.2018 прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения МКОУ «Кумейская ООШ» природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах потребления, выразившиеся в отсутствии паспортов на отходы I-IV классов опасности установленной формы. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.12.2018.

Согласно Уставу МКОУ «Кумейская ООШ» учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования Братский район в сфере общего образования (п. 1.2.). Учредителем и собственником имущества МКОУ «Кумейская ООШ» является муниципальное образование «Братский район». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация муниципального образования «Братский район» (п. 1.6). Имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления (п. 8.1).

Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности МО «Братский район» здание школы по адресу: <адрес изъят> передано в оперативное управление МКОУ «Кумейская ООШ» на основании распоряжения КУМИ Номер изъят от 26.03.2009.

В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 220 01 72 4); отходы овощей необработанных, фруктов, овощей и растительных остатков необработанных (код по ФККО 4 01 105 11 20 4 - 4 01 105 13 20 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4), паспорта установленной формы на которые на момент проверки отсутствовали, что подтверждается информацией от 19.12.2018 директора МКОУ «Кумейская ООШ» на запрос заместителя прокурора Братского района.

На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что МКОУ «Кумейская ООШ», являясь юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы I - IV классов опасности, и, осуществляя образовательную деятельность, обязано исполнять требования природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

Однако, установленную законом обязанность МКОУ «Кумейская ООШ» надлежащим образом не исполняет, выявленные в результате проверки нарушения требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, до настоящего времени ответчиком не устранены.

Довод апелляционной жалобы о том, что МКОУ «Кумейская ООШ» полностью устранены выявленные прокуратурой Братского района нарушения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления: разработаны, утверждены и направлены в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта отходов I-IV классов опасности, суд обоснованно не принял во внимание. Поскольку представленные представителем ответчика копии паспортов отходов I-IV классов опасности, не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Кроме того, учреждением не были представлены разработанные и утвержденные паспорта на отходы, образующиеся в процессе деятельности учреждения, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, такие как, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4).

Наличие указанных нарушений влечет отсутствие в МКОУ «Кумейская ООШ» условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья обучающихся, нарушает их право на безопасное и благоприятное пребывание в здании учреждения, а также право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд, принял во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, социальную значимость проведения установленных судом мероприятий, в связи с чем, правомерно установил срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный истцом - до 01.05.2019. Данный срок судебная коллегия находит разумным и обоснованным, соответствующим степени защищаемого права.

В целом все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского районного суда Иркутской области от 7 февраля 2019 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.В. Скубиева

Судьи Л.С. Гуревская

С.В. Кислицына